Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Русский / English
info@vaganovaacademy.ru

Hommage à Petipa – Мост Петипа

Международная научно-практическая конференция в честь 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа

10 - 12 марта 2018 года

Конференция-Hommage-à-Petipa-в-АРБ

Учредители:

Министерство культуры Российской Федерации
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
при поддержке Правительства Санкт-Петербурга

Партнеры:

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Университет Бордо-Монтень: Исследовательский центр «Культуры, Литературы, Изображения, Эстетики»
Дом гуманитарных наук Аквитании при поддержке администрации региона Новая Аквитания
Французский институт в Санкт-Петербурге

 

11 марта 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа – великого балетмейстера, француза, родившегося в Марселе, начинавшего свою артистическую карьеру на сценах Брюсселя, Нанта, Бордо, Парижа и Мадрида, но снискавшего мировую славу в России, в Санкт-Петербурге, где он творил более пятидесяти лет. Петипа поставил главные хореографические шедевры XIX века – «Спящую красавицу», «Лебединое озеро», «Баядерку», «Дон Кихот», «Раймонду» – и множество других балетов, которыми сегодня восхищается весь мир. Благодаря Петипа на сцене сохранилась подлинная жемчужина французского романтического балета – неувядающая «Жизель». Петипа создал стиль академического балета, укоренил универсальную классическую школу, воспитал несколько поколений выдающихся танцовщиков, вплоть до Агриппины Вагановой и Анны Павловой. Благодаря деятельности Петипа в России были сохранены лучшие традиции европейского балета XVII–XIX веков, которые впоследствии, в первые десятилетия ХХ века, были возвращены миру талантливыми русскими танцовщиками, педагогами и хореографами, работавшими в «Русском балете» Дягилева и в других европейских и американских компаниях.

В честь 200-летия Мариуса Петипа, которое будет широко отмечаться мировой балетной общественностью в 2018 году, Академия Русского балета имени Вагановой в дни юбилея – 10, 11 и 12 марта 2018 года – проводит Международную научно-практическую конференцию «Hommage à Petipa». Конференция будет состоять из нескольких торжественных, научных и практических сессий с участием государственных деятелей России и Франции, выдающихся деятелей мирового балетного театра, ведущих исследователей хореографического искусства.

В связи с юбилеем Мариуса Петипа для Академии чрезвычайно важно акцентировать российско-французские культурные контакты. Еще в мае 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения М. И. Петипа», а в марте 2015 в Академии русского балета состоялась первая конференция «Hommage à Petipa». Начало юбилейных чествований Петипа во Франции тоже датируется 2015 годом: 21–23 октября 2015 по инициативе Университета Бордо-Монтень в Гран Театре Бордо прошел масштабный международный симпозиум «Из Бордо в Санкт-Петербург: Мариус Петипа (1818–1910) и русский балет».

В программе четвертой конференции «Hommage à Petipa» – 2018 предусмотрена Международная научная сессия «Мост Петипа», посвященная взаимодействию России и Франции в области балета, нашим общим хореографическим традициям и главной фигуре, объединяющей балетную Россию и балетную Францию, – фигуре Петипа. Академия приглашает всех заинтересованных специалистов принять участие в научной сессии «Мост Петипа» Международной научно-практической конференции «Hommage à Petipa».

Предлагаемые тематические направления научной сессии «Мост Петипа»:

1.Балетный спектакль в эпоху Петипа:

• Постановки балетов Петипа в XIX в. и в начале XX в.
• Исполнители балетов при жизни Петипа
• «Балетная мастерская»: художники балетной сцены и другие участники балетного спектакля
• Музыка в балетах эпохи Петипа: о взаимодействии хореографа и композитора

2.Проблемы биографики и художественного наследия Петипа:

• Новые документы о жизни Петипа и его окружении
• Иконография Петипа
• Малоисследованные страницы творчества балетмейстера Петипа
• Петипа как автор постановок танцев в операх
• Пируэты пера: о проблемах литературного наследия Петипа

3.Петипа после Петипа:

• История балетов Петипа в XX веке
• Наследство Петипа в разных странах мира
• Значение Петипа для современных балетных артистов (танцовщиков, хореографов)
• Корпус литературы о балетном театре Петипа: традиции, ревизии, дискуссии

Содержание доклада должно соответствовать обозначенным выше тематическим направлениям. Продолжительность выступления – 15 минут.

Языки конференции – русский, французский, английский.

Заявки на участие просьба присылать до 15 сентября 2017 по адресу science@vaganovaacademy.ru; их рассмотрение продлится до 1 октября 2017.

Требования к оформлению заявки:

• В заявке указывать: ФИО, учёное звание / учёную степень, место работы и должность, основные биографические сведения, домашний адрес, телефон, E-mail, а также необходимость визовой поддержки. Объем этой части заявки не должен превышать 10 строк (кегль 12).
• В тезисах, помимо изложения основных положений доклада, указывается название доклада (с уточнением тематического направления, по выбору из предложенных), а также язык выступления. Объем тезисов – от 10 до 15 строк (кегль 12).

Программный комитет оставляет за собой право отбора заявок. Предварительно аккредитованным участникам будет предоставлена возможность посещения всех сессий Конференции 10–12 марта 2018 года и других мероприятий, посвященных юбилею Петипа. Планируется публикация тезисов докладов к началу конференции, а также выход сборника статей по ее завершении.

Программный комитет:

Николай Цискаридзе (Академия русского балета);
Светлана Лаврова (Академия русского балета);
Наталия Брагинская (Санкт-Петербургская консерватория);
Паскаль Мелани (Университет Бордо-Монтень);
Флоранс Пудру (Национальная консерватория Лиона);
Елизавета Суриц (Государственный институт искусствознания);
Наталия Дунаева (Санкт-Петербургская консерватория);
Лариса Абызова (Академия русского балета);
Александр Полубенцев (Санкт-Петербургская консерватория);
Сергей Конаев (Государственный институт искусствознания);
Ольга Федорченко (Российский институт истории искусств).