Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Русский / English
info@vaganovaacademy.ru

Концепция развития

АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я.ВАГАНОВОЙ ДО 2015 ГОДА

 

Опираясь на обобщение богатейшего исторического опыта создания и развития Академии, основанной в 1738 году, как первого учебного заведения в области балетного и театрального искусства в России и признавая, что сегодня Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой – это творческое сообщество народных и заслуженных артистов России, профессоров, преподавателей, обучающихся, творческих, научных, административных и технических работников, деятельность которых на основе предоставленных академических свобод направлена на свободный поиск истины в искусстве балета, её свободного изложения, развития и распространения, сохранение лучших культурных традиций отечественной школы классического танца Конференция коллектива Академии принимает сформулированную ниже Концепцию развития Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой на предстоящий период (до 2015 года). Разработка настоящей Концепции начата в сентябре 2003 г. с проведения анкетного опроса коллектива преподавателей, обучающихся и работников Академии по основным вопросам деятельности Академии и ее развития. При разработке Концепции Ученый совет Академии исходил из следующих целей – основных положений развития Академии на предстоящий период:

- развитие АРБ на базе концепции нетипового элитного образовательного учреждения, классической системы образования искусству балета, признании единства культурно-исторического и образовательного пространства, а также реализации интересов Русского балета в сфере хореографического образования;

 - сохранение и развитие существующей научно-педагогической школы в области балета;

 - разработка оптимальной модели развития Академии в меняющемся мире;

 - научно-обоснованная интеграция образовательного процесса в Академии в многоуровневую систему современного профессионального образования XXI века и кооперация с международным сообществом в сферах образования, творчества и науки искусства балета.

 Практическая реализация вышеуказанных положений, безусловно с допускаемой действующим законодательством определенностью, может и должна, исходя из располагаемых Академией и предоставляемых ей ресурсов, осуществляться в результате решения следующих задач соответствующими организационно-управленческими, учебными, творческими, научными, хозяйственными и другими подразделениями Академии, путем их самостоятельной и совместной деятельности в соответствии с Уставом:

 - развитие как действующих образовательных программ, так и расширение перечня прежде всего профессиональных образовательных программ, реализуемых в Академии;

 - разработка и внедрение в Академии системы управления качеством образования по всем программам обучения;

 - развитие в АРБ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ дополнительного профессионального образования, обеспечивающих возможности непрерывного образования в искусстве балета;

 - развитие интеграции Академии с театрами, вузами и другими учреждениями и организациями;

 - модернизация материально-технической базы в целях поддержки и совершенствования учебного, творческого, научного и воспитательного процессов;

 - разработка и реализация академической программы информатизации учебного и научного процессов;

 - развитие различных форм издательской деятельности и фондов библиотеки;

 - разработка и реализация комплекса мер по развитию сервисной инфраструктуры Академия (столовая, интернат, общежитие, медицинский центр, спортивные комплексы, комнаты отдыха и т. д.);

 - обеспечение дальнейшего развития основополагающего принципа управления АРБ – сочетания централизации и самостоятельности подразделений, исходя из единства учебно-воспитательного и творчески-научного комплекса;

 - создание условий для развития эффективных и экономически оптимальных форм реализации образовательных программ, научных исследований, творческой и концертной деятельности;

 - совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие подразделений АРБ, включая создание новых (служба трудоустройства выпускников, психолого-реабилитационная служба);

 - развитие различных форм самоуправления (студенческий совет, родительский комитет, клуб выпускников);

 - совершенствование и внедрение достойной системы оплаты труда, основанной на трех основных составляющих: заработная плата, премии, социальные выплаты (с использованием внебюджетных средств).

 Исходя из целей и задач, сформулированных в Уставе Академии и настоящей Концепции, содержание работ по каждому из указанных направлений деятельности Академии представляется целесообразным планировать в номенклатуре и объемах, указываемых ниже, которые следует рассматривать как первоочередные, обеспечивающие поступательное развитие всех сфер деятельности Академии и качество обучения и воспитания.

 Указанные выше направления деятельности (задачи) в первую очередь реализуются при выполнении следующих конкретных мероприятий, осуществляемых в качестве стратегических ориентиров. Ресурсы для выполнения этих мероприятий определяются и используются в соответствии с Уставом Академии, а конкретные сроки исполнения при наличии конкретных ресурсов принимаются Ученым советом и утверждаются ректором.

 Развитие действующих образовательных программ и расширение перечня образовательных программ, реализуемых в Академии:

 - введение на исполнительском факультете высшего образования для артиста балета, приобретаемого за 2-3 года (бакалавриат) на основе сокращения сроков среднего профессионального образования в рамках реализации концепции непрерывного образования в нетиповом учебном заведении;

 - создание факультета повышения квалификации специалистов различного уровня в области профессионального хореографического искусства;

 - совершенствование на педагогическом факультете учебных планов высшего образования (бакалавров, специалистов, магистров), исходя из оптимальных сроков обучения и реальных потребностей обеспечения и развития сферы профессионального хореографического искусства в рамках реализации концепции непрерывного образования;

 - введение на педагогическом факультете и ФПК системы платного обучения, сочетающей предоставление платных образовательных услуг как за циклы повышения квалификации и переподготовки, так и обучение по образовательным программам полного и (или) сокращенно-ускоренного циклов;

 - совершенствование структур подготовительного отделения для поступления одаренных детей на исполнительский факультет.

 Разработка и внедрение системы управления качеством образования по всем программам обучения:

 - исследование эффективных путей создания системы управления качеством образования (обучения и воспитания) по основным образовательным программам всех уровней с учетом ступеней общего образования при подготовке артистов балета;

 - создание оптимальной системы управления качеством образования по основным образовательным программам, включая разработку необходимой нормативной документации и подготовку кадров;

 - разработка современных средств и методов контроля знаний, навыков контроля знаний, навыков и умений обучающихся по всем дисциплинам в соответствии с лицензированными в Академии образовательными программами с использованием и без использования технических средств.

 Развитие бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ дополнительного профессионального образования, обеспечивающих возможности непрерывного образования в искусстве балета:

 - исследование возможностей и целесообразности конкретных уровней квалификации (бакалавр, магистр, специалист) по профессиональным образовательным программам Академии, исходя из реальных потребностей рынка социально-культурной сферы;

 - разработка государственных образовательных стандартов нового поколения по основным образовательным программам Академии;

 - разработка программ дополнительного профессионального образования для эффективного функционирования факультета повышения квалификации;

 - изучение вопроса и формирование в Академии диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций целесообразного статуса.

 Развитие интеграции Академии с театрами, вузами и другими учреждениями и организациями:

 - исследование оптимальных путей сотрудничества, взаимодействия и возможной интеграции Академии или ее подразделений с российскими и зарубежными театрами, учебными заведениями и организациями с целью повышения качества образования по образовательным программам Академии;

 - разработка конкретных программ сотрудничества и взаимодействия прежде всего с профессиональными балетными театрами и учебными заведениями в области искусства балета в России с целью пропаганды и внедрения классического наследия русского балета;

 - изучение возможностей взаимодействия с организациями различного профиля с целью формирования эффективного Попечительского совета Академии, заинтересованного в развитии ведущих направлений деятельности, провозглашенных в Концепции развития и организация работы Попечительского совета.

 Модернизация материально-технической базы в целях поддержки и совершенствования учебного, творческого, научного и воспитательного процессов:

 - формирование структуры и организация эффективной работы отдела технических средств обучения, включающего дисплейные классы, видеолабораторию, аудиотеку и службы радиофикации, лингофонный кабинет и т. д.;

 - материально-техническое оснащение библиотеки как Информационного центра Академии;

 - введение в состав РИО производственной группы (ризограф, ксерокс, оборудование предпечатной подготовки методических изданий и т. п.);

 - формирование состава и приобретение комплекта оборудования для комнат отдых обучающихся;

 - разработка конкретных проектов по модернизации материально-технической базы на основе финансирования из различных источников (бюджет, внебюджет, гранты, спонсорство и т. п.)

 Разработка и реализация академической программы информатизации учебного и научного процессов:

 - совершенствование информационной базы учебно-методического объединения и методического совета Академии;

 - создание информационных баз данных в научно-исследовательском отделе по управлению работой Академии в различных направлениях, а также обеспечению качества учебного процесса;

 - создание методической информационной базы по всем образовательным программам, по которым в Академии осуществляется обучение, подготовка и переподготовка слушателей и кадров.

 Развитие различных форм издательской деятельности и фондов библиотеки:

 - совершенствование качества и расширение функциональных возможностей периодически издаваемого "Вестника АРБ";

 - формирование требований к подготовке изданий учебно-методической литературы и организация этих изданий как вне так и внутри АРБ;

 - активное участие в работе Ассоциации издательских отделов вузов Санкт-Петербурга;

 - формирование целесообразной структуры библиотеки АРБ как учебно-методического, творческого и научного Центра.

 Разработка и реализация комплекса мер по развитию сервисной инфраструктуры Академии (столовая, интернат, общежитие, медицинский центр, спортивные комплексы, комнаты отдыха и т. д.):

 - реконструкция помещений столовой, оснащения ее современным оборудованием в соответствии задачами по обслуживанию обучающихся и сотрудников Академии;

 - разработка и внедрение системы диетпитания для обучающихся различных возрастов и педагогов;

 - совершенствование комплекса услуг, предоставляемых в интернате и общежитии в соответствии с требованиями и задачами воспитательного, бытового, психологического и медицинского обслуживания обучающихся;

 - проработка вопроса о превращении здравпункта Академии в Медицинский центр, имеющий в составе здравпункт, отвечающий требованиям обслуживания обучающихся искусству балета, психологическую, диетологическую службу и службу профилактики здоровья обучающихся исполнительству в балетном искусстве, внедрение соответствующего комплекса мероприятий;

 - проработка вопроса о создании научно-обоснованного комплекса физической подготовки обучающихся различных возрастных категорий и внедрение соответствующих мероприятий при необходимом кадровом обеспечении;

 - разработка научно-обоснованного комплекса мероприятий по воспитанию и духовно-нравственному совершенствованию личности обучающихся, включая вопросы организации досуга обучающихся внутри Академии, эстетическое и развивающее оформление помещений Академии, создание системы воспитательных воздействий на обучающихся всех возрастных групп с целью формирования их духовно-нравственного и естественно-гуманитарного мировоззрений.

 Обеспечение дальнейшего развития основополагающего принципа управления Академии – сочетания централизации и самостоятельности подразделений, исходя из единства учебно-воспитательного и творческо-научного комплекса:

 - совершенствование структуры Академии с целью обеспечения решения задач, провозглашенных в Уставе, которые стоят перед Академией как высшим учебным заведением и приведение ее в соответствие с нормативными требованиями;

 - развитие учебных, научных и вспомогательных подразделений с точки зрения совершенствования их структуры, кадрового состава и повышения качества их работы;

 - разработка на базе типовых вариантов, введение в действие и контроль исполнения локальных нормативных актов (положений) и должностных инструкций для каждого структурного подразделения и работника;

 - в качестве основных направлений совершенствования структуры Академии следует рассматривать: введение новых кафедр как на исполнительском, так и педагогическом факультетах; создание психологической службы, развитие здравпункта в Медицинский центр; формировании воспитательного отдела; совершенствование работы РИО, сценического отдела.

 Создание условий для развития эффективных и экономически оптимальных форм реализации образовательных программ, научных исследований, творческой и концертной деятельности:

 - важнейшим правилом поиска и развития конкретных форм реализации деятельности Академии являются организация на базе Академии и УМО хореографического образования учебно-методического центра хореографического образования, объединяющего хореографические учебные заведения России, стран СНГ, зарубежных стран;

 - основой сохранения художественной среды и обеспечения преемственности поколений в искусстве балета является художественно-творческая и научная деятельность Академии, направленная на всемерное развитие искусства балета и его основных элементов – исполнительской практики, педагогической и постановочной деятельности, науки в области хореографического искусства и смежных гуманитарных науках, развитие и поддержка творческих, образовательных и научных школ академии;

 - основными средствами осуществления художественно-творческой и научной деятельности являются создание новых произведений разных форм в искусстве балета и танца, формирование и постановка концертных программ, проведение конкурсов, конференций, семинаров, совещаний, выполнение научных и методических исследований как за счет бюджетного так и за счет внебюджетного финансирования, а также целевых ассигнований (гранты, спонсорство, меценатство, и т. п.).

 - эффективную реализацию образовательных программ предполагается обеспечить за счет повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, разработки и внедрения системы управления качеством обучения и воспитания, развития научно-творческой работы обучающихся как составной части учебного процесса, развития научно-методической работы профессорско-преподавательского состава как в рамках педагогической деятельности, так и за счет программных плановых работ, грантов или инициативных исследований;

 - в качестве основного средства повышения квалификации ППС рассматривается аспирантура Академии, а также обеспечение защит кандидатских диссертаций в диссертационном совете при Академии.

 Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие подразделений АРБ, включая создание новых (служба трудоустройства выпускников, психолого-реабилитационная служба):

 - совершенствование нормативных локальных актов, регламентирующих порядок функционирования и взаимодействия всех структурных подразделений Академии;

 - создание пресс-службы Академии удовлетворяющей современным требованиям;

 - проработка вопроса о создании службы профориентационной работы и трудоустройства выпускников (службы маркетинга) и ее организация;

 - создание на базе нормативной документации психолого-реабилитационной службы, учитывающей особенности реализации образовательной деятельности в области искусства балета;

 - модернизация Школьного театра Академии и проработка вопроса об организации его работы на внебюджетной основе с целью пропаганды хореографического искусства;

 - проработка вопроса о функционировании Музея Академии на внебюджетной основе с целью усиления пропаганды хореографического искусства и выполнение соответствующих мероприятий.

 Развитие различных форм самоуправления (студсовет, родительский комитет, клуб выпускников):

 - совершенствование работы студенческого совета Академии с целью привлечения студенческого потенциала к решению всего круга задач, стоящих перед Академией как образовательного учреждения;

 - усиление роли родительского совета в организации помощи обучающимся в овладении всем комплексом знаний по основным образовательным программам, принятым в Академии;

 - разработка принципов стратегии деятельности и бизнес-плана клуба выпускников Академии с целью привлечения творческого, научного и финансового ресурса для выполнения задач, стоящих перед академией;

 - создание Попечительского совета Академии в соответствии с задачами, поставленными перед этой структурой Уставом Академии.

 Совершенствование и внедрение достойной системы оплаты труда, основанной на трех основных составляющих: заработная плата, премии, социальные выплаты (с использованием внебюджетных средств):

 - планомерная работа в рамках действующего законодательства в направлении повышения уровня заработной платы работников, базирующихся на учете специфики и особенностей труда всех категорий работников Академии;

 - совершенствование работы по представлению работников Академии к почетным и ученым званиям, ведомственным премиям и наградам всех уровней в соответствии с установленным порядком;

 - введение и дифференциация разнообразных социальных выплат различным категориям работников с использованием внебюджетных средств, приобретаемых Академией в порядке, установленном законодательством.

  • Ученый совет
  • Руководство
  • Факультеты
  • Кафедры
  • Учебно-вспомогательные подразделения
  • Научные подразделения
  • Административные подразделения