Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Русский / English
info@vaganovaacademy.ru
21.08.2017
«Архитектоника современного искусства: сто лет под знаком революций»
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой приглашает к участию во II международной конференции «Архитектоника современного искусства: сто лет под знаком революций», которая пройдет 7 ноября 2017 г. под эгидой «Санкт-Петербургского культурного форума‑2017».

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой приглашает к участию во II международной конференции «Архитектоника современного искусства: сто лет под знаком революций», которая пройдет 7 ноября 2017 г. под эгидой «Санкт-Петербургского культурного форума‑2017».

Архитектоника и революция

Феномен «культурных / творческих / креативных индустрий» как предмет исследовательского интереса был актуализирован в последние десятилетия ХХ века в связи со структурными изменениями в процессе производства и потребления в сфере культуры. На данный момент эта тема всё интенсивнее привлекает внимание специалистов в области культурологии, социологии, философии и экономики культуры, арт-менеджмента и маркетинга – как теоретиков, так и практиков. Междисциплинарный характер феномена культурных индустрий обусловлен сложностью контекста, сформировавшего ситуацию, в которой творческие процессы приобрели индустриальный характер. «Творческая экономика», «экономика впечатлений», «творческий город», «креативный класс» – все эти концепты, введённые в научный оборот социогуманитаристики в конце ХХ – начале нынешнего века, маркируют глубинные изменения, происходящие в архитектонике социокультурного пространства под влиянием, прежде всего, технологических, но, кроме того – и геополитических, социально-экономических, ментальных процессов.

Корпус работ, связанных с данной проблематикой, в основном представлен трудами зарубежных исследователей: Ч. Лэндри, Дж. Б. Пайна II, Дж. Х. Гилмора, М. Пахтера, Дж. Сибрука, Р. Флориды и Д. Хезмондалша. Среди отечественных авторов наиболее полно и концептуально эту тему развивают Е. Зеленцова и Н. Гладких.

В связи со спецификой разворачивающегося у нас на глазах феномена культурных индустрий и необходимостью дальнейшей теоретико-практической разработки соответствующей проблематики к разговору приглашаются специалисты всего спектра дисциплин, занимающихся изучением, прогнозированием и проектированием социокультурных процессов.

К обсуждению предлагаются следующие проблемы:

– Феномен культурных индустрий в архитектонике современных социокультурных процессов;

– Культурные индустрии как предмет аксиологического анализа;

– Технологические параметры и экономические аспекты функционирования культурных индустрий;

– Культурные индустрии в контексте государственной культурной политики;

– Арт- и ивент-менеджмент как эпифеномены культурных индустрий;

– Маркетинговые технологии в структуре культурных индустрий;

– Культурные индустрии как фактор трансформации городского пространства;

– Влияние креативных технологий на культуру повседневности;

– Искусство в пространстве культурных индустрий;

– Креативные технологии в туризме, социокультурном сервисе и гостиничном бизнесе;

– Культурные индустрии в структуре геополитических процессов.

Заявки принимаются до 1 сентября 2017 г. Форма регистрации и вся дополнительная информация на странице конференции.

2.08.2017
Ушёл из жизни Пётр Афанасьевич Силкин

1 августа 2017 г. на 73-м году жизни скончался старейший педагог Академии, профессор кафедры балетмейстерского образования Пётр Афанасьевич Силкин.

В 1968 г. он окончил Пермское государственное хореографическое училище по классу Ю.И. Плахта, а затем работал артистом балета в Музыкальном театре им. Шкетана Марийской АССР. В 1973 г. окончил курсы педагогов-стажеров в Ленинградском академическом хореографическом училище им. А.Я. Вагановой, после чего по 1980 г. преподавал классический танец в Воронежском хореографическом училище. Там же в Воронеже он получил высшее образование по специальности филология. С 1983 г. Пётр Афанасьевич преподавал классический танец в младших и средних классах Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Среди его учеников: М. Ильин, С. Упкин, В. Шкляров. Как прекрасного педагога классического танца знали его в разных школах Венгрии, Бельгии, США, Нидерландов, Финляндии и Швеции. В 2008 г. Пётр Афанасьевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца», которая легла в основу его методического пособия по приёму детей в хореографические училища. Он также являлся автором многочисленных публикаций, посвященных проблемам отбора детей для профессионального обучения искусству танца, развития профессиональных данных обучающихся и вопросам становления методики классического танца.

Приносим соболезнования родным и близким Петра Афанасьевича.

20.07.2017
Ушла из жизни Валентина Павловна Цырулева

19 июля 2017 года на 93-м году жизни скончалась старейший педагог Академии, профессор, ученица А.Я. Вагановой (выпуск 1945 г.) Валентина Павловна Цырулева.

Валентина Павловна после выпуска из ЛГХУ двадцать три года проработала в Мариинском театре. Затем занималась педагогической и балетмейстерской деятельностью. В общей сложности она отдала балету шестьдесят семь лет своей жизни, не считая времени ученичества.

Соболезнуем родным и близким Валентины Павловны.

Прощание с Валентиной Павловной состоится во вторник, 25 июля, в 12.00 в Большом зале Крематория (Шафировский проспект, д. 12).

17.07.2017
Николай Цискаридзе рассказал об участии Академии в «Русских сезонах» в Японии
Николай Цискаридзе 16 июля на пресс-завтраке рассказал об участии Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в международном культурном проекте «Русские сезоны», открытие которого состоялось 4 июня.

Николай Цискаридзе 16 июля на пресс-завтраке рассказал об участии Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в международном проекте Министерства культуры РФ «Русские сезоны», открытие которого состоялось 4 июня.

Н.Цискаридзе - пресс-завтрак проекта "Русские сезоны"

Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой хорошо знают в Японии, где педагоги училища каждый год дают мастер-классы, а в прошлом учебном году с огромным успехом прошли гастроли Академии с балетом «Щелкунчик». Кроме того, на стажировку в Академию всегда приезжает много студентов из Японии.

«Японцы любят классический балет, и в Японии много хореографических школ. Это общеизвестно. Но в последнее время в них заметно изменился качественный состав учащихся - за то время, что посещаю Японию, японцы очень изменились – они стали выше ростом, у них подросли очень способные к классическому балету дети», - сообщил Николай Максимович.

Во время фестиваля «Русские сезоны», который проходит сейчас в Японии, педагоги вновь дадут мастер-классы, о чем сообщил ректор Академии. Мастер-классы будут проходить в разных городах (Токио, Нара, Осака) с 13 июля по 27 августа. В цикле обучающих мероприятий примут участие педагоги: профессор кафедры классического и дуэтно-классического танца Л.В. Ковалева, преподаватели  кафедры классического и дуэтно-классического танца А.В. Ильин, Т.В. Соломянко, М.А. Грибанова, Г.П. Башловкина;  доценты кафедры характерного, исторического, современного танца и актерского мастерства А.А. Степин и В.А. Сиротин; преподаватель кафедры характерного, исторического, современного танца и актерского мастерства Л.Г. Постижева. При этом один из мастер-классов (19 июля) Цискаридзе проведет сам: «Я буду вести урок. Там будут и артисты балета, и японские дети, и наши дети, в зале будут присутствовать и руководство театров, и педагоги разной квалификации».

Кроме того 22 июля учащиеся Академии выступят в гала-концерте в Новом театре Токио, где они исполнят сюиту из балета Йозефа Байера «Фея кукол».

Фото предоставлено оргкомитетом проекта «Русские сезоны».

30.06.2017
Торжественное собрание выпускников и педагогов в Царском Селе
27 июня в Екатерининском дворце в Царском Селе прошло торжественное собрание, посвящённое педагогам и выпускникам Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

27 июня в Екатерининском дворце в Царском Селе прошло торжественное собрание, посвящённое педагогам и выпускникам Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Выпускникам, окончившим в этом году бакалавриат Исполнительского факультета Академии, были вручены дипломы бакалавров, иностранным стажёрам – свидетельства об окончании курса по программе «Искусство танца», Руслан Стенюшкин получил диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации «Артист балета».

Труд педагогов Академии был отмечен Благодарностями Министерства культуры РФ. А первому проректору и художественному руководителю Академии Жанне Аюповой была преподнесена книга, подготовленная к её юбилею и изданная Академией.

Торжественная встреча в Царском Селе

Торжественная встреча в Царском Селе

Торжественная встреча в Царском Селе

Торжественная встреча в Царском Селе

Руслан Стенюшкин получает диплом

Елена Соломянко получила диплом бакалавра с отличием

Николай Цискаридзе и Оскар Фрейм (Великобритания)

Марина Васильвеа и Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе поздравляет Татьяну Удаленкову

Ирина Генслер

Благодарность для Людмилы Ковалевой

Николай Цискаридзе представляет книгу о Жанне Аюповой

Жанна Аюпова

Павел Михеев - музыкальное подношение.

Фото: В.Васильев, М.Логвинов.

29.06.2017
Поздравляем с юбилеем Вадима Анатольевича Сиротина!

Коллектив Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и студенты  поздравляют Вадима Анатольевича Сиротина, преподавателя кафедры методики преподавания характерного, исторического танца и актерского мастерства, с юбилеем!

В.А. Сиротин даёт мастер-класс в Японии

В 1975 году Вадим Сиротин окончил ЛАХУ им. А.Я. Вагановой (класс: Б.В. Шаврова, И.Г. Генслер, Т.И. Шмыровой, В.С. Зимина), а затем более 20 лет работал в труппе Театра оперы и балета им. С.М. Кирова, исполняя сольные партии характерного репертуара.

В своей альма-матер – Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой он преподаёт характерный танец с 1994 года, постоянно повышая свою квалификацию, как педагога: в 2000 году он окончил педагогический факультет нашей Академии по специальности “педагог-репетитор балета, преподаватель хореографических дисциплин”, обучался также на факультете повышения квалификации.

Обладая высоким профессионализмом, Вадим Анатольевич работал в Японии, Корее, Италии, Финляндии, Греции, участвуя в семинарах по характерному танцу и постановке таких балетных спектаклей как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка», «Гаянэ» и др.

Желаем вам, Вадим Анатольевич, здоровья, успехов в вашей творческой и педагогической работе!

Эспада
В. Сиротин - Эспада, балет "Дон Кихот".

Ганс
В. Сиротин - Ганс, балет "Жизель".

Индусский танец
В. Сиротин в Индусском танце, балет "Баядерка".

Фотографии из архива Академии.

24.06.2017
275-й выпускной
Завершились выпускные спектакли Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, которая в этом году представила своих выпускников и студентов в 275-й раз. В этом году в профессиональный путь отправляются 22 выпускника, которые уже приглашены в разные театры – Мариинский, Большой, Михайловский, в Балет им. Леонида Якобсона, Балет Бориса Эйфмана и другие.

Завершились выпускные спектакли Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, которая в этом году представила своих выпускников и студентов в 275-й раз. В этом году в профессиональный путь отправляются 22 выпускника, которые уже приглашены в разные театры – Мариинский, Большой, Михайловский, в Балет им. Леонида Якобсона, Балет Бориса Эйфмана и другие.

Программа спектаклей, прошедших на сцене Мариинского театра 10, 12 и 14 июня, была составлена из образцов как классического, так и характерного танца, представивших четыре разных хореографии, четыре разных стиля. Спектакли шли в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Овсянникова.

275-й выпускной

В первом отделении были показаны картина «Школа танца» из балета датского хореографа Августа Бурнонвиля «Консерватория», Венгерский танец («Венгерская рапсодия») из балета «Конёк-горбунок» в хореографии Льва Иванова и балет «Классическая симфония», поставленный Леонидом Лавровским, во втором отделении – третий акт балета «Пахита».

"Школа танцев" из балета "Консерватория"

Балет «Консерватория» в хореографии Августа Бурнонвиля на музыку Xольгера Паулли – один из самых старых балетов, датируемый 1849 годом, пример строгой академичности. Самая интересная его часть – картина «Школа танца» – уже ставилась для выпускников Академии в 2014 году. Тогда они работали с Диной Бёрн Ларсен, признанным специалистом по наследию Бурнонвиля. В этом году ректор Академии Николай Цискаридзе решил вновь пригласить её для работы с нынешними выпускниками. В балете много мелких движений ног, специфичное положение рук и корпуса – всё это необходимо было освоить не только выпускникам, но студентам старших курсов и даже учащимся младших классов, занятых в спектакле. В качестве солистов в балете выступили Оскар Фрейм (Великобритания) и Павел Михеев в роли Балетмейстера, Влада Бородулина в роли балерины Элизы, Мария Петухова и Александра Коршунова в роли балерины Виктории; в роли скрипача – Владислав Ходасевич.

"Школа танцев" из балета "Консерватория"

"Школа танцев" из балета "Консерватория". Павел Михеев. "Школа танцев" из балета "Консерватория". Оскар Фрейм.

"Школа танцев" из балета "Консерватория". Дмитрий Задорожний и Эрвин Загидуллин.

Педагоги нашей Академии всегда пытаются сохранять шедевры русского классического наследия, потому в этом году профессор кафедры характерного танца Ирина Генслер восстановила шедевр Льва Иванова «Венгерский танец» из балета «Конёк-горбунок». Этот характерный дивертисмент был поставлен в 1900 году на музыку 2-ой Венгерской рапсодии Ференца Листа как вставной номер при возобновлении балета Артура Сен-Леона «Конек-горбунок» (на музыку Ц. Пуни). Критики восторгались этой «хореографической поэмой», хотя фамилии балетмейстера тогда не было на афишах. Сам балет не сохранился, а номер стал жить отдельной жизнью под названием «Венгерская рапсодия», изучался в хореографических школах, его исполняли и студенты Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой около пятнадцати лет тому назад. Восстановленный и отшлифованный, он вновь предстал на сцене Мариинского театра в исполнении выпускников и студентов старших курсов: Дарьи Наумовой, Екатерины Жуковой, Ольги Моревой, Александра Бленда (США), Сергея Осминкина, Марии Труевцевой, Лидии Коваленко, Александры Морозовой, Марины Пак, Льва Петрова, Евгения Болотских, Алексея Шметоева, Вахтанга Херхеулидзе и Андрея Лагуненко.

"Венгерская рапсодия"

"Венгерская рапсодия"

"Венгерская рапсодия"

В нашей Академии мы всегда стараемся помнить тех выдающихся людей, которые выпускались из этих стен. В 1922 году школу окончил юноша Леонид Иванов, который вошел в историю мирового балета под именем Леонида Михайловича Лавровского. В этом году отмечается, к сожалению, грустная дата – 50 лет, как не стало одного из самых выдающихся выпускников петербургской школы и одного из самых выдающихся балетмейстеров XX века. «Мы не могли обойти вниманием эту дату, – сказал во вступительном слове к спектаклю Николай Цискаридзе. – И с его сыном, Михаилом Лавровским, мы воссоздали последнюю работу Леонида Михайловича – “Классическую симфонию”. Этот балет он создал на музыку Сергея Прокофьева в 1966 году для моей родной, московской Академии, будучи её художественным руководителем. И только в этом году хореография эта доехала до его родного города, родной школы и Мариинского театра, где он много лет прослужил артистом, балетмейстером и даже какое-то время возглавлял балетную труппу».

"Классическая симфония"

К восстановлению «Классической симфонии» Академия отнеслась с большим вниманием, и всё же что-то пришлось изменить и добавить, так как время идёт, не всё сохранилось, в то же время сейчас у исполнителей, даже учащихся, появились другие возможности. Кроме того, Николай Цискаридзе, желая подчеркнуть «возвращение» Лавровского на сцену Мариинского театра, выбрал «Головинский» занавес как фон, на котором исполняется танец, и определил тем самым направлени для создания костюмов, выполненных Дмитрием Парадизовым.

"Классическая симфония"

"Классическая симфония". Мария Хорева и Павел Михеев. "Классическая симфония". Полина Буалова и Николай Воробьёв.

"Классическая симфония". Оскар Фрейм.

Выпускникам Академии пришлось выучить партии сразу в нескольких частях «Симфонии» и станцевать их в разные дни. Так в I часть солировали Александра Хитеева с Оскаром Фреймом (10 июня) и Мария Хорева с Павлом Михеевым (12 и 14 июня), во II части – Мария Хорева с Сергеем Осминкиным (10 июня) и Полина Буалова с Николаем Воробьёвым (12 и 14 июня), в III части – Юлия Спиридонова с Русланом Стенюшкиным (10 июня) и Мария Буланова с Русланом Стенюшкиным (12 и 14 июня).

"Классическая симфония".

"Классическая симфония".

В 2018 г. весь мир будет отмечать 200-летие со дня рождения выдающегося хореографа Мариуса Петипа, благодаря которому сохранилась русская школа балета. Конечно, выпускной спектакль Академии не мог обойтись без его хореографии. Специально для этого события балетмейстер Юрий Бурлака и Николай Цискаридзе восстановили третий акт балета «Пахита» по версии 1881 года, когда Мариус Петипа переставил балет Эдуара Дельдевеза, добавив новые танцы на музыку Леона Минкуса. Так как акт даётся отдельно, в нём были купированы пантомимные мизансцены, имеющие отношение к первой части балета, корректировки в хореографию вносились аккуратно, чтобы сохранить все фигуры танца, но подать их в более динамичном варианте сообразно сегодняшнему времени. «Конечно, говорить о том, что можно что-либо точно восстановить, невозможно, – утверждает Николай Цискаридзе, – потому что никакие бумажные записи не дают точного представления о тех движениях, которые делали те или иные танцовщики. Мы можем свидетельствовать лишь о том, что порядок номеров был вот такой, такое количество людей выходило на сцену, и мы старались сделать как можно больше, чтобы восстановить дух бала XIX века».

"Пахита", 3-й акт.

Оформление спектакля, как и в случае с «Классической симфонией», было придумано вместе с художником по костюмам Дмитрием Парадизовым, в мастерской которого сшили почти все костюмы. Мариинский театр предоставил декорации и костюмы для придворных.

"Пахита", 3-й акт.

"Пахита", 3-й акт.

"Пахита", 3-й акт.

Центральной частью третьего акта «Пахиты» является знаменитое Grand Pas со множеством вставных вариаций из других балетов Петипа. В XIX веке все они подбирались сообразно способностям и возможностям той или иной балерины. Также поступил и Николай Цискаридзе, выбирая вариации для студенток Академии, однако, он сразу определил, что их не должно быть более пяти, чтобы действие было интересным и музыкально не однообразным. Так в Grand Pas влились вариации: из балета «Камарго» в исполнении Марии Петуховой, из балета «Павильон Армиды» в исполнении Юлии Спиридоновой, из балета «Наяда и рыбак» в исполнении Марии Хоревой, из балета «Пахита» в исполнении Александры Хитеевой, из балета «Трильби» в исполнении Элеоноры Севенард; а Егор Геращенко исполнил вариацию из балета «Ручей».

"Пахита", 3-й акт. Мария Петухова. "Пахита", 3-й акт. Юлия Спиридонова.

"Пахита", 3-й акт. Александра Хитеева. "Пахита", 3-й акт. Мария Хорева.

"Пахита", 3-й акт. Егор Геращенко. "Пахита", 3-й акт. Элеонора Севенард.

Все три дня «Пахиту» исполнял один и тот же состав: Пахита – Элеонора Севенард, Люсьен Д’Эрвильи – Егор Геращенко, Граф Д’Эрвильи – Сергей Осминкин, Графиня Д’Эрвильи – Екатерина Жукова, гавот – Анастасия Богдашкина, Анита Ворошилова, Ксения Андреенко, Ксения Севенард, Николай Воробьёв и Павел Михеев, Pas de trios – Влада Бородулина, Александра Коршунова и Руслан Стенюшкин.

"Пахита", 3-й акт. Pas de trois.

"Пахита", 3-й акт.

"Пахита", 3-й акт.

Преподаватели, подготовившие выпускников – Марина Васильева, Татьяна Удаленкова, Мансур Еникеев, а также Николай Цискаридзе, для которого этот выпуск стал первым, как для педагога.

После спектаклей в Мариинском театре Академия вновь отправилась в Москву, где 21 июня на сцене Государственного Кремлевского Дворца представила выпускную программу, добавив к ней балет «Фея кукол». А по возвращении в Петербург выпускники и студенты Академии выступили 23 июня в БКЗ «Октябрьский», показав программу «Грандъ-Бал», в которую вошли сюита из «Феи кукол» и третий акт «Пахиты».

Фото: Михаил Логвинов.

Дополнение.
Дмитрий Парадизов о работе над костюмами.

23.06.2017
«Музей» Академии пополнился новым экспонатом
В Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования (музей) Академии фондом «ГРАНИ» была передана в дар картина-панно, изготовленная художницей Лорой Верховской по эскизу Леона Бакста «Afternoon of a Faun» («Послеполуденный отдых Фавна», костюм для В. Нижинского).

В Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования (музей) Академии фондом «ГРАНИ» была передана в дар картина-панно, изготовленная художницей Лорой Верховской по эскизу Леона Бакста «Afternoon of a Faun» («Послеполуденный отдых Фавна», костюм для В. Нижинского).

Панно входит в серию, посвящённую празднованию «100-летия “Русских сезонов” С. Дягилева», и выполнено из натуральной кожи и замши в старинной технике leather intarsia (инкрустация в коже), почти забытой и редко применяемой сегодня в декоративно-изобразительном искусстве.

Дар от Фонда "Грани"
Директор фонда развития народного творчества «ГРАНИ» Н.И. Войскунская.

19.06.2017
Маленькие сингапурцы на мастер-классе в Академии
В рамках международного сотрудничества с зарубежными хореографическими школами Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой приняла группу учащихся Маленькой Танцевальной Академии (Little Dance Academy, Сингапур) во главе с академическим директором Еленой Каневской.

В рамках международного сотрудничества с зарубежными хореографическими школами Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой приняла группу учащихся Маленькой Танцевальной Академии (Little Dance Academy, Сингапур) во главе с академическим директором Еленой Каневской.

Little Dance Academy

С 12 по 17 июня 8 детей в возрасте 10-13 лет занимались классическим танцам с педагогом Академии Татьяной Соломянко.

Little Dance Academy

Little Dance Academy

Для них была также организована экскурсия по «музею» Академии, где они смогли познакомиться с историей российского хореографического образования и историей нашей Академии. По окончании занятий все участники получили Сертификаты.

Маленькая Танцевальная Академия (Little Dance Academy) – первая в Сингапуре танцевальная школа, в которой обучение классическому танцу проходит по методике А.Я. Вагановой.

Фото: В. Васильев

17.06.2017
Поздравляем с юбилеем Ирину Игоревну Ирхен!

Поздравляем с юбилеем заведующую отделом аспирантуры Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой», доктора культурологии Ирину Игоревну Ирхен – автора 90 научных работ, среди которых 6 монографий.

Желаем здоровья, дальнейших успехов в подготовке кадров для продвижения отечественной науки о балете!

И.И.Ирхен

Страница 1 из 27