Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Русский / English
info@vaganovaacademy.ru
23.03.2017
Академия вновь представит своих студентов и воспитанников в Кремле
21 июня 2017 года на сцене Государственного Кремлёвского Дворца в Москве пройдёт уникальная хореографическая программа одного из старейших культурных образовательных учреждений России.Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой третий год подряд привозит свой «выпускной» спектакль в Москву. В этом году будут представлены балеты: «Классическая симфония», «Консерватория», «Пахита» (Гран па) и «Фея кукол».

21 июня 2017 года на сцене Государственного Кремлёвского Дворца пройдёт уникальная хореографическая программа одного из старейших культурных образовательных учреждений России. Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой третий год подряд привозит свой «выпускной» спектакль в Москву. В этом году будут представлены балеты: «Классическая симфония», «Консерватория», «Пахита» (Гранд па) и «Фея кукол».

Афиша АРБ в ГКД 2017

«Классическая симфония»  музыка С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского.

Посвящается  50-летию со дня смерти Л.М. Лавровского, народного артиста СССР, выдающегося педагога, балетмейстера и хореографа.

Одноактный балет «Классическая симфония» на музыку С.С. Прокофьева впервые был поставлен Леонидом Михайловичем в 1966 г. для воспитанников Московского хореографического училища, где он был в то время художественным руководителем. Этот балет – одно из последних его произведений. Стимулом к его созданию, по мнению балетмейстера-постановщика Юрия Петровича Бурлаки, послужили гастроли американского «Нью-Йорк Сити балета» во главе с Джорджем Баланчиным – «когда Лавровский увидел тот бессюжетный балет, который расцвел на американской почве благодаря Баланчину». «Леонид Михайлович был одним из тех, кто видел, как зарождалось это направление у нас в России благодаря Ф.В. Лопухову, и стал его продолжателем, – рассказал Бурлака. – Зная все это, и сам, развиваясь как художник, как балетмейстер, он создал единственное в своем роде и единственное для своего творчества произведение – вот такой контрастный черно-белый балет без лишних деталей. Из декоративных элементов, имеющих отношение к этой хореографии, были только канделябры в руках у кавалеров, которые создавали дополнительный орнамент. Это – графическое, очень музыкальное воплощение первой юношеской симфонии Прокофьева в “придворном” стиле, но с особым современным взглядом».

«Консерватория» – музыка X. Паулли, хореография. А. Бурнонвиля.

Классический шедевр, пример строгой академичности. Это один из самых старых балетов, датируемый 1848 годом. Академия представит самую интересную его часть – картину «Школа танца». Увидеть в театрализованной форме, как танцовщики совершенствуют свое мастерство в балетных залах, оказалось очень любопытно. «Консерваторию» студенты Академии впервые исполнили в июне 2014 г. в программе выпускных спектаклей. Поставила балет Дина Бёрн Ларсен, признанный специалист по наследию А. Бурнонвиля, представитель знаменитой балетной династии, приглашенная в Академию ректором Николаем Цискаридзе.

«Пахита» (Гранд па)  музыка Э. Дельдевеза, хореография М. Петипа.

Посвящается празднованию 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа.

Первое представление балета состоялось на сцене Гранд-Опера в 1846 году в постановке Жозефа Мазилье на музыку Эрнеста Дельдевеза. Но настоящий успех ожидал «Пахиту» через полтора года в России, когда в Петербург приехал Мариус Петипа, создавший свою версию балета. Сам хореограф в течение своей долгой жизни несколько раз обращался к этому спектаклю. Воспитанники Академии представят расширенную версию 3-го акта балета «Пахита». Интересной деталью этого Гранд па является наличие различных вставных вариаций. По словам хореографа-постановщика Юрия Бурлаки, «эта традиция зародилась в 1881 году, когда бенефициантка Екатерина Вазем и ее коллеги – товарки по сцене, как тогда говорили, танцевали внутри гранд па наилучшие, выигрышные для себя вариации из других спектаклей, и Петипа пошел на это сознательно. Традиция сохранилась и дошла до сегодняшнего дня. Начинали с пяти вариаций, а на сегодняшний день их накопилось пятнадцать – из различных балетов Петипа. Каждый раз, в зависимости от исполнителей, партии выбираются, исходя из их индивидуальных возможностей и данных».

«Фея кукол»  музыка Й. Байера и др., хореография Н. Легата и С. Легата, восстановление Н. Цискаридзе.

Впервые балет «Фея кукол», сочиненный И. Хасрейтером и Ф. Гаулем на музыку австрийского композитора Й. Байера, был показан в 1888 году на сцене Венского Придворного театра. Спектакль сразу стал популярным и ставился далее в Австрии, Англии, Германии, Италии. В 1897 году балет был поставлен в Москве в Большом театре И. Мендесом, а в 1903 году в Эрмитажном театре Николаем и Сергеем Легат. Балет сразу был перенесен на сцену Мариинского театра, он стал дебютом не только для самих братьев Легатов, но и для замечательного художника Л. Бакста. «Фея кукол» имела большой успех и надолго вошла в репертуар театра. В 1989 году К.М. Сергеев воссоздал его на основе хореографии Легатов для учащихся ЛАХУ им. А.Я. Вагановой на сцене Кировского (Мариинского) театра. Полностью восстановить спектакль 1903 года сегодня невозможно, но, основываясь на постановке К.М. Сергеева, на сохранившихся воспоминаниях, исторических материалах и эскизах (именно благодаря оформлению и особенно костюмам Л. Бакста спектакль вошел в историю русского балетного театра), педагоги и учащиеся Академии постарались вернуть современному зрителю один из прекрасных балетов начала ХХ века. Новая постановка осуществлена в 2016 г. под редакцией ректора Академии Н.М. Цискаридзе.

Спектакль проходит в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Дирижер – Валерий Овсяников.

Спектакль проходит при поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта «Одаренные дети и молодежь. Мир искусства» и при участии компании Grishko и Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы.

Билеты можно приобрести на сайте Государственного Кремлёвского Дворца.

22.03.2017
В Академии проходят уроки танца модерн
В Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой дважды в год, осенью и весной, проходят занятия по танцу модерн, которые ведёт Даниэль Кардозо (Португалия). В этом учебном году с ним занимаются учащиеся как 5/9, так и 4/8 класса. По окончании курса они сдают экзамен.

В Академии дважды в год, осенью и весной, проходят занятия по танцу модерн, которые ведёт Даниэль Кардозо (Португалия). В этом учебном году с ним занимаются учащиеся как 5/9, так и 4/8 класса. По окончании курса они сдают экзамен.

Даниэль Кардозо окончил Школу танца Национальной Консерватории (Escola de Dança do Conservatório Nacional) в Лиссабоне, получив диплом профессионального танцовщика. Затем стажировался в Школе современного танца Марты Грэм и Школе Joffrey Ballet в Нью-Йорке. В США Даниэль танцевал с такими компаниями как Martha Graham Dance Ensemble, Martha Graham Dance Company (солист), Donald Byrd/The Group (солист) и как приглашенный артист со многими другими труппами. С 2001 по 2005 год он работал в Peter Schaufuss Ballet, где стал солистом. В 2005 году в Португалии Кардозо создал свой проект – Quorum Ballet, для которого поставил более 35 работ.

На протяжении всей своей карьеры Даниэль Кардозо работал с хореографией Марты Грэм, Роберта Уилсона, Мориса Бежара, Ицика Галили, Джузеппе Фриджени, Барбары Гриджи, Питера Шауфуса, Дональда Берда, Сьюзан Строман,  Кеннета Топпинга, Джинджер Тэтчер, Милтона Мейерса, Фаддея Дэвиса, Ричарда Мува, Бенвиндо Фонсеки, Джонатана Холландер, Стивена Пирса и др.

В качестве педагога Кардозо давал мастер классы в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро, Национальном балете Оперы Албании, Центре современного танца Марты Грэм, Peter Schaufuss Ballet.

В Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой он преподаёт танец модерн с 2007 года. Он также неоднократно ставил современные танцевальные номера для студентов Академии.

Фото: В.Васильев

Даниэль Кардозо

Мастер-класс Кардозо

Учащиеся 4/8 класса на уроке танца модерн

Даниэль Кардозо даёт урок в Академии

21.03.2017
Николай Цискаридзе стал Президентом британского Фонда Легата
Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – Николай Цискаридзе избран Президентом британского Фонда Николая Легата, с которым Академию связывают успешные творческие проекты, в том числе постановка балета «Фея кукол».

Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – Николай Цискаридзе избран Президентом британского Фонда Николая Легата, с которым Академию связывают успешные творческие проекты, в том числе постановка балета «Фея кукол».

В конце января по приглашению Фонда Николай Цискаридзе посетил мероприятие в честь 80-летия со дня смерти Николая Густавовича Легата, где рассказал собравшимся о его влиянии на классический балет в России. Событие проходило в Colet House, где в располагалась студия Н.Легата – здесь он жил и преподавал классический танец до последних дней своей жизни.

Письмо Фонда Легата

20.03.2017
Академия поздравила с 70-летием кафедру хореографии ГИТИСа
19 марта в честь юбилея кафедры в Большом театре состоялся праздничный вечер «Учителя и ученики. Эстафета звезд», в котором выступили студенты Академии – Элеонора Севенард, Павел Михеев и Оскар Фрейм. Они исполнили Pas de trios из балета «Фея кукол».

19 марта в честь юбилея кафедры в Большом театре состоялся праздничный вечер «Учителя и ученики. Эстафета звезд», в котором выступили студенты Академии – Элеонора Севенард, Павел Михеев и Оскар Фрейм. Они исполнили Pas de trios из балета «Фея кукол».

У Большого театра
Оскар Фрейм, Элеонора Севенард, Николай Цискаридзе и Павел Михеев у служебного вохода в Большой театр.

Кафедра хореографии была создана 70 лет назад, осенью 1946 года, на режиссерском факультете ГИТИСа. Основал и возглавил её Ростислав Захаров, один из основоположников такого направления в советском хореографическом искусстве как «хореодрама». Сегодня кафедру хореографии Российского института театрального искусства – ГИТИС возглавляет народный артист СССР, художественный руководитель труппы «Русский балет» Вячеслав Гордеев.

17.03.2017
Создай талисман фестиваля!
В рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который состоится в октябре 2017 г. в Сочи, проводится конкурс «Создай талисман фестиваля». К участию в конкурсе допускаются все желающие старше 18 лет. Приём работ на Конкурс осуществляется до 31 марта 2017 г.

В рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который состоится в октябре 2017 г. в Сочи, проводится конкурс «Создай талисман фестиваля». К участию в конкурсе допускаются все желающие старше 18 лет. Приём работ на Конкурс осуществляется до 31 марта 2017 г.

Участие в конкурсе бесплатно. Победитель станет Участником Фестиваля в октябре 2017 в г. Сочи (проживание и посещение всех фестивальных мероприятий за счёт организаторов Фестиваля). Финалисты Конкурса получат призы с символикой Фестиваля.

Приём работ на конкурс осуществляется до 31 марта 2017. Работы необходимо направлять по e-mail: symbol@russia2017.com. Подведение итогов и объявление финалистов конкурса состоится 14 апреля 2017.

Конкурс проходит при поддержке Союза художников России.

Все условия конкурса на сайте www.russia2017.com.

symbol@russia2017.com

16.03.2017
Вниманию родителей учащихся 5/9 и 7/II классов!
11 апреля 2017 года в 18:00 Комитет по образованию проведёт родительское интернет-собрание по вопросам государственной итоговой аттестации.

11 апреля 2017 года в 18:00 Комитет по образованию проведёт родительское интернет-собрание по вопросам государственной итоговой аттестации.

Приглашаются родители учащихся 5/9 и 7/II классов. Трансляция состоится на портале «Петербургское образование».

15.03.2017
Урок по балетной ботанике в Академии
13 марта в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой состоялось занятие из цикла «Балетная биология», проводимое для учащихся младших классов и получившее название «Цветочные мотивы на балетной сцене».

13 марта в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой состоялось занятие из цикла «Балетная биология», проводимое для учащихся младших классов и получившее название «Цветочные мотивы на балетной сцене». Образовательно-познавательный цикл, разработанный и подготовленный сотрудниками библиотеки Академии –  Гендовой М. Ю. и Юдиной Т. Г., входит в состав мероприятий, запланированных в рамках Года экологии в России, а также является логическим продолжением проекта Всероссийского экологического субботника, проводимого Министерством культуры Российской Федерации, Департаментом науки и образования совместно с Общероссийским экологическим общественным движением «Зеленая Россия».

На всей планете весна ассоциируется с пробуждением природы – первой капелью, ручьями, лучистым солнышком, переливчатыми трелями птиц и цветами – удивительными творения растительного мира, завораживающими причудливостью форм, необычайностью окрасок и разнообразием названий. Все эти «премудрости» богини Флоры не ускользнули от балетмейстеров разных эпох, что позволило «вырастить» на балетной сцене целый сад из роз, магнолий, ландышей, георгинов, лилий, ромашек, тюльпанов и др.

В рамках занятия учащиеся узнали не только о цветочном многообразии в спектаклях, но и попытались проследить своеобразную эволюцию цветов – от элемента декора в костюме или прическе сценического образа до полноценного персонажа балета – с именем, а значит с афишной партией.

Началось знакомство с творения Ж. Перро «Па-де-катр» (музыка Ц.  Пуни), созданного для четырех блистательных балерин эпохи романтизма – М. Тальони, Д. Гран, К. Гризи и Ф. Черрито. В названной миниатюре розы, украшающие головки танцовщиц и их костюмы, выполняют декоративную роль, подчеркивая женственность, грациозность и их молодость – розовые розы – символ девичества. Так первым уровнем проявления цветов на балетной сцене стала их вспомогательная роль, необходимая для завершения образа.

Далее мы обратились к балетам М. Петипа («Корсар», «Спящая красавица»), в которых цветы стали участниками больших танцевальных сцен – «Оживленный сад» и Пейзанский вальс соответственно. Одиночные цветы, цветочные корзиночки и гирлянды создают атмосферу тождественности, из поля зрительского взора исчезают строгость геометрических рисунков, уступая место причудливым барочным очертаниям. Эта растительная мягкость в «географии» танца создает ощущение гармоничности и спокойствия, оттеняя и подчеркивая красоту очаровательных созданий – женщин, царящих в мире эфемерного искусства грации и красоты. Так, мы отметили служебное  «повышение» цветов до участников архитектурных танцующих ансамблей.

Но на этом жизнь цветов в балете не оканчивается, и они становятся, пусть и эпизодическими, но полноправными участниками драматургического действия. Этот факт хорошо прослеживается в балетах «Жизель» (сцена гадания Жизели на ромашке; выход Мирты с лилиями), «Корсар» (сцена  на площади, когда Медора бросает возлюбленному букетик, и сцена с отравленным цветком), «Баядерка» (танец Никии с цветочной корзинкой).

Вершиной цветочной эволюции в балете стало появление сценических образов в виде цветов – афишных ролей. Знакомя учащихся с этой линией, мы обратили внимание на балет «Спящая красавица», в котором одним из главных действующих лиц является Фея Сирени. Внимание будущих артистов балета было заострено на неслучайном наличии именно пяти фей в свите Сирени: пять лепестков у цветка сирени – редкое, но радующее явление; его обладатель может загадывать желание и слыть счастливчиком.

Вдоволь насладившись балетами XIX столетия, наш взор переместился в век XX, по-своему раскрывший цветочные образы в балете. Так, М. Фокин в 1911 году явил миру свой взгляд на цветочную тему, поставив для В. Нижинского и  Т. Карсавиной миниатюру «Видение розы» (музыка К. фон Вебера), тут возникал образ духа розы (В. Нижинский) – предвестника любви, воплощения мечтаний юной барышни, пригрезившихся ей во сне.

Несмотря на появления цветочных образов в творчестве танцовщиков, уже в 1970-е годы появляется самый веселый фруктово-овощной балет «Чиполлино» (хореография Г.  Майорова, музыка К. Хачатуряна), где возникает, немного капризная и экзотичная для зрителя средне-широтной полосы, красавица – Магнолия. Танец этой благородной героини отличается чрезвычайно сложной техникой с непривычными для классического танца переходами в руках.

В завершении урока-путешествия в страну занимательной биологии, мы отметили, что цветы активно проникали на балетную сцену. Их роль на протяжении трех балетных столетий постепенно усиливалась и видоизменялась. Такой длительный союз мира цветов и царства балета стал возможен благодаря объединяющему их основанию – красоте и мимолетности: жизнь цветка невероятно коротка, также как и балетного спектакля, который уникален и неповторим, ведь родившись сейчас, уже через пару часов он остается жить только в воспоминаниях зрителя.

Путешествие в мир балетной флоры позволило учащимся открыть для себя удивительный и многообразный мир растений, помог еще раз окунуться в мир будущей профессии, узнать многочисленные актерские детали, важные для работы над сценическим образом.

Текст: М.Гендова.

Эскиз женского костюма к балету «Роман бутона розы» Р. Дриго

14.03.2017
День открытых дверей на Педагогическом факультете Академии
Педагогический факультет ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой» приглашает абитуриентов на День открытых дверей 19 апреля 2017 г. (15:00, конференц-зал).

Педагогический факультет ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой» приглашает абитуриентов на День открытых дверей 19 апреля 2017 г. (15:00, конференц-зал).

Факультет ведет свою историю с 1920-х годов и в рамках двухуровневой системы образования (бакалавриат-магистратура) готовит педагогов балета, балетмейстеров, концертмейстеров, исследователей, преподавателей, критиков, менеджеров (продюсеров) в области хореографического искусства.

На дне открытых дверей перед абитуриентами выступят проректор по учебно-методической работе, декан факультета, заведующие кафедрами, секретарь приемной комиссии.

В конференц-зале Академии абитуриентам расскажут о кафедрах факультета, направлениях подготовки и образовательных программах, реализуемых в Академии. Участники смогут получить ответы на интересующие их вопросы.

Приглашаем выпускников школ, хореографических училищ, артистов театров!

14.03.2017
Учащиеся южнокорейских хореографических школ посетили Академию

В рамках международного сотрудничества с зарубежными хореографическими школами Академия Русского балета приняла две группы представителей из Южной Кореи – учащихся школ Ye Won Culture Foundation и Корейского национального университета искусств К-Аrts.

Для них в Академии были проведены мастер-классы, включающие уроки классического и дуэтно-классического танца, характерно и исторического танца, гимнастики и актерского мастерства.

Для участников мастер-классов была организована экскурсия по «музею» Академии, где они смогли ознакомиться с историей российского хореографического образования, историей Академии и посмотреть материалы из нашей видео-коллекции.

Во время пребывания в Санкт-Петербурге они также посетили балетные спектакли Мариинского театра с участием воспитанников Академии.

Учащиеся школы Ye Won Culture Foundation

Учащиеся школы K-Arts University

13.03.2017
В Академии в третий раз прошла конференция Hommage à Petipa
11 марта в Академии Русского балета прошла III Научно-теоретическая конференция Hommage à Petipa, посвященная 199-ой годовщине со дня рождения выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа.

11 марта в Академии Русского балета прошла III Научно-теоретическая конференция Hommage à Petipa, посвященная 199-ой годовщине со дня рождения выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа.

По традиции, перед началом конференции желающие почтить его память, выехали в Александро-Невскую лавру, где в день рождения Мариуса Петипа возложили цветы к его надгробному памятнику в Некрополе мастеров искусств.

Надгробный памятник М.Петипа

Участники конференции в Некрополе Мастеров искусств

Конференция началась с приветствия ректора Академии Николая Цискаридзе (видео-обращение) и проректора по научной работе и развитию Светланы Лавровой.

Несколько докладов конференции были посвящены балету «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского, которая стала буквально «бенефицианткой» собрания: Б.А. Илларионов провёл анализ структуры хореографического действия балета, впервые поставленного М. Петипа в 1890 г.; Н.Н. Зозулина познакомила с интересными деталями разных постановок балета на сцене Мариинского / Кировского театра; Е.Н. Байгузина рассказала о работах Льва Бакста, связанных с темой «Спящей красавицы».

На каждой конференции Hommage à Petipa неизбежно возникает тема сохранения классического наследия. Этому были посвящены доклады А.М. Полубенцева и В.И. Уральской. О том, какие изменения претерпели хореографические образы М. Петипа в спектаклях Ю. Григоровича, оформленных С. Вирсаладзе, рассказал собравшимся Я.В. Седов.

С темой сохранения классического наследия соприкасается и задача по сохранению традиций преподавания классического танца, в том числе мужского. Этому был посвящен доклад И.Л. Кузнецова, который восстанавливает записи уроков педагогов мужского танца XX в. – А. Мессерера, В. Писарева, Ю. Тарасова, Ю. Плахта. Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой совместно с ГИТИС издаёт книжную серию «Педагогическое мастерство в хореографии» с этими уроками.

О.И. Розанова также обратилась к книгам, но английского автора – Сирила Бомона (Cyril W. Beaumont), создавшего монографию о балете «Лебединое озеро», которая пока так и не переведена на русский язык (как и другие труды этого автора). Аспирантка К.А. Козлова, изучив работу другого зарубежного исследователя – американца Роланда Джона Уайли, рассказала, каким увидел он русского балетмейстера Льва Иванова. А О.А. Федорченко подготовила подробный доклад о жизни и творчестве выдающегося танцовщика XIX в. Николая Гольца по материалам, хранящимся в РГИА.

Вторая часть конференции была посвящена  балетам XX в., таким как «Пульчинелла» в постановке Леонида Мясина и его рукописному сценарию, хранящемуся  в Базельском архиве И. Стравинского (докладчик – Н.А.Брагинская); «Золотой век» в Мариинском театре и истории его создания (докладчик О.Н. Макарова); «Laila» и другие хореографические произведения современного английского композитора Джона Тавенера (докладчик  – Е.О. Миклухо).

Кроме того, три доклада для конференции были подготовлены специально по заказу Кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и посвящены 115-летию Юрия Слонимского (докладчик – А.А. Соколов-Каминский); 130-летию Андрея Левинсона (докладчик – В.С. Кольцова) и 135-летию Любови Блок (докладчик – Т.Н. Горина).

Полную программу конференции можно посмотреть здесь. Многие доклады, в том числе и стендовые, войдут в «Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой» в виде статей.

Конференция Hommage a Petipa

Л.И.Абызова

Б.А. Илларионов

Участники конференции

Фото: В.Васильев.

Страница 1 из 26