Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Русский / English
info@vaganovaacademy.ru

Ленинградское хореографическое училище в эвакуации

(по книге Л.И.Абызовой «Военные хроники ленинградского балета»)

Ленинградское хореографическое училище, выехавшее вместе с ГАТОБом имени С.М.Кирова из Ленинграда 19 августа и прибывшее в Молотов 29 августа 1941 года, продолжило работу в эвакуации.

Учеников разместили в деревне Платошино. Станция, в 45 километрах от Молотова, называлась Кукуштан, а от нее до Платошино предстояло одолеть шесть километров пешком, увязая по колено в грязи. В Платошино детей поселили в местном двухэтажном клубе без стекол. Кровати там были, а матрасы, подушки, одеяла администрация училища где-то умудрилась раздобыть. Чтобы получить хлебные карточки, сразу принялись работать в колхозе. Колхозники-мужчины ушли на войну, трудились только женщины и эвакуированные дети.

Страшно стало, когда началась зима, а началась она рано, снег выпал уже в октябре. Первый ужас – нашествие крыс, их было огромное количество. Дети жили на втором этаже, и крысы поднимались наверх, спокойно расхаживая между кроватями. Когда удавалась убить поленом одну из хвостатых тварей, ее бросали в уборную, своим видом превосходившую все вместе взятые ужасы

Дирекция училища прилагала постоянные усилия, чтобы ученики не голодали. В день выдавали три пайки черного хлеба по двести граммов, утром – кусочек масла и ложку сахарного песку. Это был обязательный набор продуктов, к которому добавлялось то, что удавалось раздобыть.

Переезд-по-реке-Каме.-Рисунок-воспитателя-В.Сенсова
"Переезд по реке Каме". Рисунок воспитателя В.Сенсова.
©АРБ имени А.Я.Вагановой

Зимой детей перевезли в Полaзну – вниз по Каме, в сорока пяти километрах от города Молотова, в двадцати двух километрах от ближайшей железнодорожной станции и в четырех километрах от Полазны-пристани. Здесь условия стали получше: были деревянный и каменный дома, столовая. Из Молотова давать уроки приезжали Л.М.Тюнтина, Н.А.Камкова, В.П.Мей. Ребята ходили в сельскую школу, где учились у местных и своих педагогов.

13 апреля 1942 года в Молотов приехала вырвавшаяся из блокадного Ленинграда Агриппина Яковлевна Ваганова. Она была слаба, но сразу же принялась за работу – отправилась в Полазну наладить занятия.

А ближе к лету из Ленинграда добралась группа во главе с тогдашним художественным руководителем училища Николаем Павловичем Ивановским, который был из блокадного города 7 июля 1942 года «откомандирован в распоряжение Ленингр. госуд. Хореографического училища».

Выпускной спектакль состоялся 6 июня 1942 года на сцене Молотовского (Пермского) театра оперы и балета. Перед началом ведущая представление М.Х.Франгопуло выступила с рассказом об истории ЛХУ, подчеркнув, что «почти все лучшие мастера балетного театра Союза – питомцы Ленинградской школы».

Программка-отчетного-вечера-1942
Программка отчетного вечера 1942. ©АРБ имени А.Я.Вагановой

В первом отделении были показаны урок классического танца (в программе названный «Классический тренаж») и урок характерного танца («Характерный тренаж»). На сцене, где создавалась обстановка репетиционного зала с неизменными палками вдоль стен, А.Я.Ваганова давала урок для учеников младших, средних и старших классов. Затем был показан дивертисмент из разных номеров и одноактный балет «Будь готов!» Г.К.Фарди в постановке педагога училища Н.А.Камковой.

Классическое трио на музыку Ф. Шопена исполняют ученики младших классов: Л. Сафронова, Л. Медведева, И. Генслер. Хореография Л.М. Тюнтиной. Молотов (Пермь), 1942
Классическое трио на музыку Ф.Шопена исполняют ученики младших классов: Л.Сафронова, Л.Медведева, И.Генслер. Хореография Л.М.Тюнтиной. Молотов (Пермь), 1942. ©АРБ имени А.Я.Вагановой

Кроме педагогов училища, неотлучно находившихся с детьми, давать уроки по очереди приезжали из Молотова артисты театра. Занятия проходили в бывшей церкви. Внутри все давным-давно разграбили, но сохранился пол, пригодный для танцев. Церковь не отапливалась. Пол не поливали – вода, замерзая, превращала его в настоящий каток. Дети занимались классикой в валенках, лыжных штанах, рукавицах, а пианистка играла, не снимая перчаток.

Дети, включая самых маленьких, постоянно давали концерты в воинских частях, госпиталях, на заводах и фабриках. Если не было возможности танцевать, пели, читали стихи, разыгрывали сценки на злобу дня. Часто выступали в деревенских клубах.

Л.-Сафронова-и-В.-Сухов-исполняют-концертный-номер-в-госпитале
Л.Сафронова и В.Сухов исполняют концертный номер в госпитале.
© АРБ имени А.Я.Вагановой

Летом 1942 года училище переехало в Нижнюю Курью – в тринадцати километрах от Молотова, где сохранились хорошие дома бывшего Дома отдыха. Старших мальчиков перевезли раньше, чтобы они оборудовали новое жилье, привели в порядок территорию. Ребята ловили бревна на Каме для строительства и топлива, работали на лесозаготовках. Здесь с трудом управлялись даже настоящие лесорубы, а у неопытных юношей пилы застревали, и норму выполнить недоставало сил.

Переселенцы.-Рисунок-В.Сенсова.-1942
«Переселенцы». Рисунок воспитателя В.Сенсова. 1942
©АРБ имени А.Я.Вагановой

Наконец в Нижнюю Курью на пароходе прибыла та часть школы во главе с директором Ревеккой Борисовной Хаскиной, которая была эвакуирована под Кострому. Все объединились, но ненадолго. Младшие остались в Нижней Курье, а старшие – восьмой, девятый и десятый классы – к декабрю 1942 года переехали в Молотов и поселились на улице Луначарского, 37, в здании, где позднее начинало свою жизнь Пермское хореографическое училище.

Картофельная-дача,-где-проходили-уроки-классики
«Картофельная дача», где проходили уроки классики. ©АРБ имени А.Я.Вагановой

Помещений не хватало, и уроки по общеобразовательным дисциплинам проходили прямо в спальнях. Главный упор делали на спецпредметы – в деревне дети потеряли форму. Классику младшим преподавал Леонид Семенович Петров, старшим – Борис Васильевич Шавров. Характерный танец вел Андрей Васильевич Лопухов. Занимались в больших залах, которые назывались «картофельными», так как под полом хранилась картошка. Зеркал не было, и свои позировки приходилось проверять по тени. Ставили свет, чтобы тень падала на стену, и так готовились к выпускному спектаклю.

В условиях эвакуации в 1942 году был сделан набор в Ленинградское хореографическое училище местных детей. 7 февраля 1943 года начались занятия в Пермском отделении ленинградского училища, которое находилось в отдаленном районе города, на противоположном берегу реки Камы.

19 июня 1943 года А.Я.Ваганова была удостоена звания профессора хореографии и приглашена в Москву вести балеринский класс в Большом театре. 24 ноября ее ввели в только что образованную коллегию балета Большого театра. Во время отсутствия Вагановой в Молотове уроки в ее классе давала А.Я.Шелест.

Выпускные спектакли состоялись 30 июня и 1 июля 1943 года. Лучшие воспитанники были «откомандированы» в Москву для участия в Вечере показа молодых дарований – он состоялся 8 ноября 1943 года на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского.

А.-Макаров-–-Зигфрид.-«Лебединое-озеро»-и-Л.-Алексеева-–-Оксана,-И.-Бельский-–-Остап.-Тарас-Бульба.-Выпускной-спектакль-ЛХУ.-Молотов.-1943
Слева: А.Макаров – Зигфрид. «Лебединое озеро». Выпускной спектакль ЛХУ.
Справа: Л.Алексеева – Оксана, И.Бельский – Остап. «Тарас Бульба». Выпускной спектакль ЛХУ. Молотов (Пермь), 1943
© АРБ имени А.Я.Вагановой

В июне 1944 года обе части Ленинградского хореографического училища воссоединились под крышей родного дома на улице Зодчего Росси. Через несколько недель ученики дали концерт на сцене Малого оперного театра.

16 августа 1944 года прошел очередной прием детей в Хореографическое училище. На 50 вакантных мест было подано 150 заявок.

Выпускные спектакли состоялись 4 и 9 декабря 1944 года в ГАТОБ имени С.М.Кирова. Эта традиция не прерывается до сих пор, и выпускные спектакли ежегодно проходят на прославленной сцене Мариинского театра.

 Занятия-А.Я.Вагановой-с-выпускниками-ЛХУ-и-Н.А.Кургапкина-–-Бабочка.-«Карнавал».-1944-45
Слева: Занятия А.Я.Вагановой с выпускниками ЛХУ. 1944 ©ЦГАКФФД СПб
Справа: Н.А.Кургапкина – Бабочка. «Карнавал». ©Архив Н.А.Кургапкиной

  • Ученый совет
  • Руководство
  • Факультеты
  • Кафедры
  • Учебно-вспомогательные подразделения
  • Научные подразделения
  • Административные подразделения