Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

Кафедра общей педагогики

Ирхен
Ирина Игоревна
Профессор

Доктор культурологии

Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года (за книгу «Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России»).

Член Научно-образовательного культурологического общества.

Кандидатская диссертация: «Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (на материале педагогического колледжа)» (МПГУ, 1999)

Докторская диссертация: «Российское образование в сфере культуры и искусства: глобальные и региональные измерения» (МГУКИ, 2013).

Окончила с отличием Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина (1991) по специальности «Музыка»; заочную аспирантуру этого же университета (1998) по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка); докторантуру Московского государственного университета культуры и искусств (2013) по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры. В 2007 г. присвоено ученое звание доцента.

Повышение квалификации: (2014) Оптимизация образовательного процесса в вузе (Московский государственный институт культуры).

С 2001 по 2015 гг. работала в Смоленском государственном институте искусств доцентом кафедры социально-культурной деятельности, с 2012 г. – профессором этой кафедры. В 2001-2004 гг. занимала должность декана факультета искусств. В 2011-2015 гг. выступала экспертом Областной аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи. За большой личный вклад в развитие культуры награждена Благодарственным письмом Губернатора Смоленской области (2012).

Автор более 90 научных работ в отечественной и зарубежной печати, в том числе 6 монографий и учебного пособия с Грифом УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. Публиковалась в Германии, Великобритании, Чехии, Черногории, Словакии, Казахстане.

Главные научные достижения И.И. Ирхен связаны с разработкой и введением в научный оборот теоретических положений, обогащающих культурологические знания об образовании в сфере культуры и искусства, его сущностных признаках, диверсификации функций, логике развития как компонента культуры. Ею предложена оригинальная научная гипотеза о проявлении многоуровневых глобализационных трансформаций в общественно-культурных процессах, в том числе  в образовании, что расширяет имеющиеся представления о видовых проявлениях региональных образовательных процессов в сфере культуры и искусства и позволяет выработать основные направления оптимизации.

С 2015 г. работает в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Избранные научные публикации И.И. Ирхен:

Монографии:

    1. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России: монография. М., 2012.
    2. Ретроспективы и проекции развития художественного образования в России: культурологический анализ: монография. М., 2009.
    3. Художественное образование в России: системы, динамика, векторы: монография. М., 2008.
    4. Современные социально-политические процессы в регионах России и мира: коллективная монография. Глава 4. Краснодар, 2011.
    5. Векторные противоречия в региональном образовании в области культуры и искусства современной России // Педагогическая культура: коллективная монография. СПб., 2012.
    6. Процессы организации досуговой деятельности старшего поколения и их совершенствование в социокультурных условиях России: коллективная монография. Глава 2. Смоленск, 2007.

Статьи в рецензируемых журналах и изданиях перечня ВАК

    1. Accidents of the Regional Education in the Sphere of Culture and Arts of the Contemporary Russia // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки=Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2016. №2. DOI: 10.17516/1997-1370-2016-9-2-481-490.
    2. Культурная политика современной России: концептуально-средовой анализ // Вопросы культурологии. 2015. №2. (в соавт.)
    3. Ресурсный потенциал культуры России: историко-доминантная ретроспектива // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2015. №2
    4. Сближение культур и его культурологические смыслы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.2014. Том 20: основной выпуск. №7.
    5. Ценностно-мировоззренческая ориентация личности: опыт культурной концептуализации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.2014. Том 20: основной выпуск. №7. (в соавт.).
    6. Векторный анализ образовательного процесса сферы культуры и искусства в регионах России// EuropeanSocialScienceJournal. 2014. №3-2.
    7. Региональная культурная политика в параметрах современной динамики России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.2014. Том 20: основной выпуск. №6.
    8. Культурологический анализ глобализации в современном мире: теоретический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №6.
    9. Методологические подходы к структуризации процесса культурной глобализации в современной России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2011. Том 17: основной выпуск. №2.
    10. Культурологический анализ региональных процессов в современной России // Филология и культура. 2011. №1.
    11. Массовая культура как образовательная среда: региональные феномены и общероссийские тенденции // Мир науки, культуры, образования. 2011. №4.
    12. Образование в области культуры и искусств как феномен современного культурного процесса // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. М., 2011. №5.
    13. Художественное просветительство как образовательный фактор в условиях массовизации российского общества//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №7.
    14. Контекстуальный анализ взаимосвязи художественного образования и духовности современного российского общества // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия, социология, политология, культурология. 2010. №14.
    15. Образование в области культуры и искусств в условиях реформируемой России: состояние и тенденции // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. №3.
  • Ученый совет
  • Руководство
  • Исполнительский факультет
  • Педагогический факультет
  • Учебно-вспомогательные подразделения
  • Административные подразделения