Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Русский / English
info@vaganovaacademy.ru
21.02.2018
Поздравляем с юбилеем Наталью Евгеньевну Мелентьеву!

Поздравляем с юбилеем Наталью Евгеньевну Мелентьеву, начальника Учебно-методического отдела Академии!

Желаем Вам, Наталья Евгеньевна, здоровья, радости и плодотворной работы в нашем коллективе!

Поздравляем!

18.02.2018
В центре внимания – образ воина в балете

В преддверии Дня защитника отечества в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой прошло занятие на тему «Образ воина в балетном спектакле» для учащихся 1/5 классов. Наши маленькие воспитанники узнали о том, что день Советской Армии и Военно-морского флота был учрежден как государственный, всенародный праздник в 1922 году и уже почти столетие чествует защитников отечества. Дата подписания Указа о празднике, спустя 20 лет, совпала с Днем снятия полной блокады Ленинграда – 27 января.

Занятие началось с понимания образа воина, как человека, участвующего в сражениях, и его воплощения в балетном спектакле XIX в., в первую очередь в постановках Мариуса Петипа. Был проанализирован выход оруженосцев и танец девушек-лучниц, отправившихся на охоту вместе с Аспиччией в балете «Дочь фараона» (1862).

В последней четверти XX веке Дмитрием Брянцевым был создан балет «Гусарская баллада» (1980), где воспевался подвиг героев 1812 года, и был запечатлен удивительный факт – образ девушки-корнета Надежды Дуровой (в спектакле это Шурочка Азарова). Также спектакль «Гусарская баллада» стал продолжением патриотической темы победы под Бородино в серии спектаклей, которые сегодня для нас являются частью истории развития отечественного балета – «Всеобщее ополчение», «Ополчение, или Любовь к Отечеству», «Торжество России, или Русские в Париже».

Гуссарская баллада

Не остался без внимания образ еще одной девушки-воительницы – Жанны из балета «Пламя Парижа» (1934) и танец басков в хореографии Василия Вайнонена. Постановщику удалось создать правдивый образ воинственно настроенного народа, отправившегося под предводительством женщины на защиту своих интересов и свобод. Особое внимание в танце басков было уделено двум непрерывно чередующимся ритмическим лейттемам – ударно акцентированным (пружинящие подскоки с переменой ног, чеканное па-де-бурре) и плавным (связанным с обильным движением сильных рук), передающими жгучий темперамент и желание ответить обидчику.

Огромные просторы нашей Родины в X-XIII веках часто подвергались нашествию восточных кочевых народов – печенегов, половцев, татаро-монгол. А потому, в балетных спектаклях были запечатлены и образы воинов-кочевников – например, в хореографической картине «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». В данном фрагменте было важно увидеть, как строится массовый танец, и как хореографически передается образ необузданного степного войска варваров, привыкших к вольности. «Половецкие пляски» стали первой масштабной сценой, где кордебалет выступил главным героем, которому на равных аккомпанировал солист. Если «Половецкие пляски» – это творение Михаила Фокина (1909 год, премьера фрагмента состоялась в рамках «Дягилевских сезонов»), то татарская пляска войска хана Гирея под предводительством военачальника Нурали из балета «Бахчисарайский фонтан» (1940) была поставлена Ростиславом Захаровым. При сравнении этих двух фрагментов, были выявлены общие черты – обилие резких, высоких, но при этом жимных прыжков с поджатыми ногами, наличие виртуозных вращений, схожесть костюмов, танец на мягких коленях (полуплие), положенный корпус (степной народ, привыкший скрываться в травостое или нестись в седле), припадания к полу и наличие в руках нагаек или символа власти – бончука.

Знакомство с темой Востока и воинства было продолжено упоминанием о балет Юрия Григоровича «Легенда о любви» (1960), где внимание учащихся было сфокусировано на уникальной хореографической находке балетмейстера, создавшего кинематографическое ощущение непрерывной погони поданными царицы Мехменэ-Бану и её Визиря за Ферхадом и Ширин. Внимание ребят было обращено на то, что образ Востока в данном балете, в отличие от двух предыдущих фрагментов, создается через утонченную хореографическую графику, символизм и симфонизм танца, отсутствие в нем предметной реалистичности.

Продолжая разговор об образе воина, нельзя было обойти вниманием спектакль Юрия Григоровича «Спартак» (1968). На примере этого балета было показано столкновение двух равных по силе воли и интеллекту воинов – полководца Марка Красса и гладиатора Спартака; воинов абсолютно полярных по своему внутреннему убеждению. Акцент в знакомстве с этим балетом был сделан на сражении Краса и Спартака, великодушии Спартака который не стал убивать обезоруженного Красса, прогнав полководца, чем разжег в нем ненависть и желание мстить. А также на финальной схватке, гибели в неравном бою Спартака и осознанием физической победы и духовного проигрыша Красса, который будучи олицетворением бездушности мира, не в силах победить Жизнь.

Спартак

Тема столкновения Добра и Зла была продолжена просмотром фрагментов спектаклей, посвящённых Великой Отечественной войне: это балеты о быте довоенной мирной жизни и тягот военного времени – спектакль Игоря Бельского «Ленинградская симфония» (1961) и телебалет Владимира Васильева и Александра Белинского «Дом у дороги» (1984). Фрагменты спектаклей позволили максимально ярко рассмотреть хореографическую специфику создания образов воинов-захватчиков и воинов-защитников, отстоявших нашу Родину. Учащиеся познакомились с литературными посвящениями к спектаклям: прозвучало стихотворение артиллериста 42 армии Ленинградского фронта Николая Савкова, защищавшего рубежи блокадного Ленинграда и участвовавшего в операции «Шквал», а в финале телебалета «Дом у дороги» прозвучал фрагмент из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин».

Завершающим аккордом занятия стало подведение итогов беседы: обобщение «Кто же такой воин?» и понимание того, что создать образ защитника невозможно без познания образа его антипода – захватчика. Именно, данный факт привел к формулировке темы – «Образ воина в балетном спектакле».

Текст подготовила и провела занятие Марья Гендова.

15.02.2018
Объявлен приём заявок на II Международную конференцию «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра!»

29 марта 2018 г. в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой будет проходить II Международная конференция «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра!», приуроченная ко дню рождения Сергея Павловича Дягилева.

Благодаря антрепренерству Сергея Дягилева в 1909 г. Европа полюбила Русский балет и познакомилась с такими артистами и хореографами как: Михаил Фокин, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав и Бронислава Нижинские, которые получили образование в Императорском театральном училище (ныне Академия Русского Балета им. А.Я.Вагановой). Благодаря усилиям Дягилева весь мир узнал феномен Русского балета, сформировавшийся в Петербурге.

Программа второй Международной научно-практической конференции «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра!» предусматривает обмен опытом академического и практического сообществ, изучение феномена Дягилева и Русских сезонов, актуальных инструментов менеджмента, продюсирования и правового регулирования сферы исполнительских искусств. В рамках конференции запланированы тематическая экскурсия по Мемориальному кабинету истории отечественного хореографического образования (Музей Академии) и «ОПЕРА-ГАЛА» с участием солистов оперных театров мира в Большом зале филармонии.

Заявки на участие в конференции принимаются до 15 марта 2018 г.

Дополнительная информация и форма регистрации участников конференции представлены на её странице.

7.02.2018
Курс ФПК: Методика преподавания классического танца в средних классах

Факультет повышения квалификации Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой объявляет набор на курс "Методика преподавания классического танца в средних классах".
Занятия будут проходить в Академии 19-24 марта.
Слушатели курсов должны иметь высшее или среднее специальное образование.
Дополнительная информация и регистрация: http://fpk-arb.ru/

Методика преподавания классического танца в средних классах

6.02.2018
Студенты Академии приняли участие в конкурсе Prix de Lausanne

В швейцарской Лозанне закончился 46-ой конкурс молодых артистов балета Prix de Lausanne, на который со всего мира приезжают учащиеся и выпускники хореографических школ. В этом году на участие в конкурсе было подано 380 заявок. После отбора по видео осталось 78 кандидатов, из них в Лозанну приехали только 74.

С 28 января по 1 февраля там проходили классы и репетиции конкурсных номеров. Всё это время за участниками внимательно наблюдало жюри. 2 февраля в театре Beaulieu прошёл полуфинал конкурса: участники показывали две вариации – классическую и современную. Оба студента Академии – Эрвин Загидуллин и Давиде Лориккио (педагог у обоих – Фетон Миоцци) отлично выступили и прошли в финал конкурса, который состоялся 3 февраля. Несмотря на то, что их финальное выступление жюри не оценило по достоинству, ребята приобрели бесценный опыт работы с педагогами и хореографами, представляющими различные танцевальные школы.

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой уже не первый раз становится партнёром Prix de Lausanne, готовым принять на стажировку победителей конкурса. Уже известно, что на обучение в Петербург захотела приехать Авива Гелфер-Мюндл (Aviva Gelfer-Mündl) из США, обучающаяся в V & T Classical Ballet & Dance Academy, ставшая одной из восьми призёров конкурса.

Эрвин Загидуллин
409 - Эрвин Загидуллин

Эрвин Загидуллин

Эрвин Загидуллин

Давиде Лориккио
413 - Давиде Лориккио.

Давиде Лориккио

Давиде Лориккио

Фото: Gregory Batardon и Rodrigo Buas

29.01.2018
Летний мастер-класс Академии в Калифорнии

К списку официальных зарубежных Мастер-классов, лицензированных Академией Русского балета имени А.Я. Вагановой, добавился недельный курс в Калифорнии (США) – Vaganova Academy International Course Masters and Youth. Занятия проводят педагоги Академии. Дата проведения мастер-класса: 1–8 июля 2018 г.

Организатор: Apollo Arts
P.O. Box 998
12585 Rices Crossing Road
Oregon House, California 95962 USA
www.apolloarts.org

Координаты для связи:

Наташа Гамолски Радинская, художественный руководитель
тел.: +1 530 692-9044; моб: +1 530 339-5106;
e-mail: gamolsky@gmail.com

Джин Тайлор, координатор:
тел.: +1 530 692-3153
e-mail: jean@apolloarts.org

15.01.2018
День открытых дверей на Педагогическом факультете Академии
Педагогический факультет ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой» приглашает абитуриентов на День открытых дверей 18 апреля 2018 г. (15:00, конференц-зал).

Педагогический факультет ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой» объявляет о том, что День открытых дверей в 2018 г. пройдёт 18 апреля (15:00, конференц-зал).

Факультет ведет свою историю с 1920-х годов и в рамках двухуровневой системы образования (бакалавриат-магистратура) готовит педагогов балета, балетмейстеров, концертмейстеров, исследователей, преподавателей, критиков, менеджеров (продюсеров) в области хореографического искусства.

На дне открытых дверей перед абитуриентами выступят проректор по учебно-методической работе, декан факультета, заведующие кафедрами, секретарь приемной комиссии.

В конференц-зале Академии абитуриентам расскажут о кафедрах факультета, направлениях подготовки и образовательных программах, реализуемых в Академии. Участники смогут получить ответы на интересующие их вопросы.

Приглашаем выпускников школ, хореографических училищ, артистов театров!

10.01.2018
Открыт приём заявок на участие в конференции «Композиторское творчество в искусстве балета»

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой приглашает принять участие в Научно-практической конференции «Композиторское творчество в искусстве балета», посвященной роли музыки в хореографическом спектакле в его различных жанрово-исторических трансформациях. Конференция будет проходить в Академии 27-28 марта 2018 года.

На конференции планируется обсудить следующие ракурсы:
• Страницы истории балетной музыки: забытые и малоизвестные, утраченные и восстановленные.
• Балетное творчество композитора: вынужденный компромисс или поле экспериментов?
• Музыка в хореографическом спектакле: оригинальная и аранжированная.
• Феномен «балетной специализации» в композиторском творчестве, или «Почему Х не писал балетов?».
• Композитор – балетмейстер – хореограф – режиссер: на пересечении художественных стратегий.
• Музыкальные «революции» в истории балета.
• Почему балет нужно «смотреть»? Проблемы культурно-исторической рецепции балетной музыки.
• Дискурсивные практики «балетного музыковедения»: как пишется история, и кто ее пишет?

К участию в конференции приглашаются студенты, аспиранты, преподаватели, исследователи, теоретики и практики музыкального и хореографического искусства, специалисты в смежных научных и творческих областях.

Заявки на участие принимаются до 1 марта 2018 года. Подробности на странице конференции.

9.01.2018
Февраль – месяц зарубежных гастролей

Февраль 2018 года для учащихся Академии будет насыщен не только занятиями, но и зарубежными гастролями.

6 и 7 февраля воспитанники и студенты Академии выступят в Гала-концертах в Швейцарии – сначала в Цюрихе (6), а затем в Лозанне (7). Из Швейцарии часть ребят вылетит в Японию, где 11 февраля они выступят в Токио.

Вторая часть месяца будет посвящена Италии и проходящим там в этом году «Русским cезонам».

12 февраля будет дан спектакль в Театре Гольдони в Венеции, затем, 15 февраля – в Азиаго. Здесь же, в Венеции и Азиаго, пройдут Мастер-классы Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

24 февраля пять студенток Академии выступят в концерте во Флоренции, а затем будет дан большой Гала-концерт в Неаполе 26 февраля.

Гастроли в Италии

9.01.2018
Опубликованы студенческие работы кафедры балетоведения

Кафедра балетоведения Академии проводила ушедший год двумя печатными изданиями студенческих работ. Это третий номер журнала «Каданс» и «Альманах студенческих работ кафедры балетоведения», где содержатся материалы, написанные студентами бакалавриата и магистратуры педагогического факультета, обучающимися по разным направлениям и программам.

Во вступительном слове, предваряющем статьи альманаха, ректор Академии Николай Максимович Цискаридзе отмечает: «Отрадно, что наша кафедра балетоведения продолжает традиции школы Веры Михайловны Красовской. Главная её основа: глубоко и вдумчиво изучать историю балета, потому что в историческом процессе сформировалось то наследие, которым живет балетный театр. При этом следует внимательно и уважительно относиться к сегодняшним явлениям на балетной сцене. Важно, что мимо внимания педагогов кафедры балетоведения и их учеников не проходит деятельность исполнительского факультета. Живой обмен впечатлениями, мнениями, дискуссиями внутри Школы очень важен для ее развития. Хочу пожелать, чтобы таких работ было как можно больше».

На кафедре балетоведения состоялось торжественное вручение авторских экземпляров. Эту миссию взяла на себя составитель и научный редактор альманаха, и. о. зав. кафедрой Лариса Ивановна Абызова. Студентов и их руководителей поздравили проректор по научной работе Светлана Витальевна Лаврова, представители других кафедр.

Авторы-студенты подписали свои работы ректору Академии, и этот экземпляр был вручен Николаю Максимовичу Цискаридзе.

Студенты и преподаватели на кафедре балетоведения

Альманах студенческих работ кафедры балетоведения

Страница 1 из 24