Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Русский / English
info@vaganovaacademy.ru
12.12.2017
Аспиранты и студенты Академии выступили на конференции VOLUME-8 в Москве

Аспиранты и студенты Академии приняли участие в Международной конференции VOLUME-8: «2017, или Настоящий двадцатый век», которая проходила 9-11 декабря в ГИТИСе (Москва).

Во время конференции они выступили с докладами:

- Козлова К.А. (50.06.01 «Искусствоведение», образовательная программа – «Хореографическое искусство», аспирантура, 2 год обучения). Доклад: «К проблеме стилевых определений: абстракционизм в балетном театре»;

- Короткова А.И. (50.06.01 «Искусствоведение», образовательная программа – «Теория и история искусства», аспирантура, 2 год обучения). Доклад: «От остранения к деконструкции: театральные искания ХХ-XXI в.в.»;

- Тарасова Н.Н., студентка 2 курса педагогического факультета (50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»). Доклад: «Исторический документ как театральный текст (спектакли «Teatro di Capua»);

- Шабалина Н.С. (50.06.01 «Искусствоведение», образовательная программа – «Теория и история искусства», аспирантура, 2 год обучения). Доклад: «Гамлет» на балетной сцене в ХХ-XXI в.в.»

В рамках конференции заведующая кафедрой философии, истории и теории искусства Академии, профессор Э.В. Махрова прочитала лекцию «Современный музыкальный театр».

Volume-8

Volume-8

Благодарственное письмо

4.12.2017
«Щелкунчик» в поддержку благотворительного движения

1 декабря в Эрмитажном театре прошла благотворительная акция «Эрмитаж собирает друзей!», в которой по традиции приняли участие учащиеся Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

В программу, подготовленную для детей с ограниченными возможностями здоровья, вошёл концерт, в котором наши воспитанники и студенты исполнили третий акт балета «Щелкунчик» в хореографии В. Вайнонена.

Перед началом концерта гостей приветствовали художественный руководитель Академии Жанна Аюпова и генеральный директор РОБД «Большая Медведица» Александр Зимин.

Ж.Аюпова и А. Зимин
Жанна Аюпова и Александр Зимин.

"Щелкунчик" в Эрмитажном театре

"Щелкунчик" в Эрмитажном театре

"Щелкунчик" в Эрмитажном театре

"Щелкунчик" в Эрмитажном театре

"Щелкунчик" в Эрмитажном театре

"Щелкунчик" в Эрмитажном театре

Фото - В. Васильев.

30.11.2017
Наступает сезон «Щелкунчиков»

По традиции воспитанники и студенты Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в предновогодние дни выступают в балете «Щелкунчик» на сцене Мариинского театра. В декабре этого года их будет четыре:

8 декабря в 19:30;
10 декабря в 12:00;
17 декабря в 19:00;
19 декабря в 19:00.

Спектакль 8 декабря посвящается педагогам-юбилярам Академии – М.Н. Алфимовой, И.И. Бадаевой, Н.Б. Тарасовой, В.А. Махлаевской, В.Е. Сергееву, А.А. Стёпину, В.А. Сиротину.

Щелкунчик 8 декабря 2017 г. Афиша

24.11.2017
Путешествие в мир птичьих образов

23 ноября в Учебном театре Академии состоялась вторая встреча из цикла «Познавательные беседы о балете» для учащихся 1/5 классов. В ней продолжили развивать выбранную ранее линию, ориентированную на формирование у будущих исполнителей ценностного отношения к актерской составляющей профессии артиста балета. В этот раз темой беседы стали образы птиц на балетной сцене.

Яркая красавица осень уже на излете и скоро закружат в своем удивительном вальсе снежинки. Главными приметами осени, помимо облетающей листвы и дождливо-ветреной погоды, являются птицы, покидающие нас до весны. Заметим, что пернатые имеют много общего с миром балета – чтобы летать, птице необходимо обладать развитым мышечным корсетом, не заплывать «жирком» и быть внимательной в полете – эти же качества важны и для танцовщика – гибкий стан, натренированные и подтянутые мышцы, сосредоточенность на ежедневном труде. Кроме того, перья – отличительная черта пернатых, активно используются на балетной сцене в декорировании костюмов, создании головных уборов и различных сценических аксессуаров (веера, опахала и др.). А самое главное, эти легкокрылые, парящие в небесах создания получили свою многоликую «прописку» на балетной сцене.

Окидывая взглядом историю балетного театра, можно отметить, что все птичьи образы делятся на две группы: птицы реальные, нас окружающие (куры и петухи, чайки и ласточки, журавли, аисты и другие), и птицы волшебные (заколдованные девушки-лебеди, Жар-птица, Голубая птица).

Следуя этой логике, воспитанники Академии совершили увлекательное путешествие по дивному саду птичьих образов, останавливаясь на наиболее ярких из них и внимательно вглядываясь в хореографическую специфику их создания.  В зависимости от вида птицы внимание было уделено особенностям работы рук, положению корпуса, графичности или текучести поз классического танца, приоритетности полетных (больших) прыжков или непременному вкраплению изящных и трудных по исполнению заносок. Также отмечено наличие многочисленных вращений и бисерных pas de bourre, присутствие поддержек в дуэтах, подчеркнута разноликость птичьих характеров – от нежно-лиричных и застенчивых до комичных и строптивых. В процессе погружения в мир балетных образов птиц не осталась без внимания такаяе важная деталь, как смысловая значимость рисунка танца (например, клин – привычная геометрическая фигура стаи летящих птиц с вожаком во главе – эта идея по-разному интерпретирована Л. Ивановым, Л. Якобсоном).

Путешествие в мир птичьих образов сопровождалось показом видеофрагментов:

- танец петуха и кур (1 акт – «Утро на ферме») из балета «Тщетная предосторожность» (хореография Ф. Аштона);

- фрагменты из балета «Лебединое озеро» (хореография Л. Иванова, М.Петипа в редакции К. Сергеева);

- встреча Иван-Царевича и Жар-птицы, адажио из балета «Жар-птица» (хореография М. Фокина);

- фрагменты из балета «Шурале» (хореография Л. Якобсона; выход девушек-птиц, выходная вариация Сюимбике);

- «Лебедь» (хореография М. Фокина);

- «Птичье подворье» и вариация Ласточки из фильма-балета «Доктор Айболит» (режиссер В. Граве, 1971; хореография Н. Холфина);

- вариация Голубой птицы из балета «Спящая красавица» (хореография М. Петипа).

Завершило это путешествие знакомство с необычным номером, созданным одним из выдающихся мастеров русского балета М. Лиепой – «Птица». Номер в исполнении артиста вошел в киноленту «Четвертый» (режиссёр – А. Столпер, 1972; М. Лиепа сыграл роль американского балетмейстера Джека Уиллера).

Образы птиц в балете

Текст: Марья Гендова.

23.11.2017
Студенты Академии поедут на конкурс в Лозанну

Два представителя Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой примут участие в предстоящем балетном конкурсе Prix de Lausanne, который будет прходить в 46-ой раз, с 28 января по 4 февраля 2018 года.

Эрвин Загидуллин, студент III/8 курса Исполнительского факультета (педагог – Фетон Миоцци) и Давиде Лориккио, стажёр из Италии (педагог – Фетон Миоцци) прошли первый отборочный тур и вошли в число 78 участников, допущенных к следующему туру. В отборочном туре приняли участие 380 человек (297 девушек и 83 юношей) из 38 стран мира.

Эрвин Загидуллин Давиде Лориккио

Эрвин Загидуллин и Давиде Лориккио.

20.11.2017
Музею Академии 60 лет

Осенью 2017 года исполняется 60 лет Музею Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – ныне это Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования.

Официальной датой его рождения стал 1957 год. Именно тогда в «Дневнике работы Методического кабинета и Музея Ленинградского Хореографического училища» появилась запись: «В сентябре в 1957–58 учебном году при Методическом кабинете ЛГХУ открыт Музей по истории Петербургского и Ленинградского балета, начиная с 18 века до наших дней». Его основательницей и первым хранителем стала Мариэтта Харлампиевна Франгопуло (1901–1979) – выдающийся организатор и педагог, выпускница Петроградского хореографического училища (1919) и артистка балета Мариинского (Кировского театра).

Музей ЛГХУ. 1960-70-е гг.
Музей ЛГХУ. 1960-70-е годы.

Разумеется, формирование коллекции началось гораздо раньше, по меньшей мере, за сто лет. По сложившейся в казенных заведениях Российской Империи традиции, танцевальные залы Императорского Петербургского театрального училища украшали монументальные портреты членов царствующей династии Романовых.

На стенах репетиционного зала висели гравюры с изображениями танцовщиков прошлого. Подтверждение тому можно найти как в воспоминаниях бывших воспитанников, так и в сохранившихся архивных фотографиях, представленных в нынешней экспозиции. После Октябрьского переворота 1917 года эти полотна исчезли, однако дореволюционное наследство в виде нескольких «политически нейтральных» портретов училищу досталось, в том числе: портрет знаменитого балетмейстера и педагога Шарля Дидло (1767–1837), выполненный при жизни мастера неизвестным художником, портрет прославленной балерины Петербургской Императорской сцены Марфы Муравьевой (1838–1879), подаренный мужем танцовщицы — уездным предводителем дворянства Н.К. Зейфертом (автор работы не установлен). Сохранились групповые фотографии выпускников Императорского Петербургского театрального училища, начиная с 1865 года, которые ныне украшают галерею пятого этажа Академии.

Постепенно у выпускников складывалась традиция дарить Школе свои фотографии, афиши и программки спектаклей, портреты, сценические костюмы и личные вещи. Так накапливались материалы, сформировавшие впоследствии основу первой экспозиции, закладывалась предыстория Музея.

После Октябрьской революции организованный Методический кабинет балетного училища занялся систематической фотосъемкой танцевальных уроков и школьных спектаклей. Этот период связан с именами Б.М. Шиперович (заведующая производственной практикой и учебной частью педагогического и балетмейстерского отделения ЛГХУ) и М.Х. Франгопуло, которые кропотливо собирали и сохраняли фотоальбомы 1920–1930-х годов. После окончания войны и реэвакуации школы началась работа по систематизации накопленных материалов.

М.Х.Франгопуло с ученицами ЛГХУ.
М.Х. Франгопуло с ученицами ЛГХУ.

В 1956 г. М.Х. Франгопуло было поручено составить методическую разработку и план экспозиции выставки по истории русского и советского балета в Методическом кабинете. Сроком завершения всех работ определялось 1 ноября 1957 г. Официальное открытие Музея было приурочено к 40-летию Октябрьской революции. Он разместился в одном из классов на пятом этаже здания Училища (сейчас здесь располагается Кафедра классического и дуэтно-классического танца). Основу первой экспозиции составили фотоматериалы по истории балета и единичные живописные и скульптурные работы.

Музей ЛГХУ. 1960-70-е годы.
Музей ЛГХУ. 1960-70-е годы.

Занятия в Музее ЛГХУ.

После открытия Музея по инициативе М.Х. Франгопуло руководство Училища стало заказывать и приобретать живописные портреты выдающихся деятелей петербургского и ленинградского балета. Среди таких работ был, например, портрет А.Я. Вагановой, выполненный маслом, который был заказан художнику А.М. Гершову (сейчас он висит в репетиционном зале «1-й верх»). Позднее ряд экспонатов из старой коллекции, к сожалению, по разным причинам был утрачен.

В это же время пополнялась и коллекция сценических костюмов. Среди них один из самых ценных экспонатов Музея – театральный костюм и туфли Вацлава Нижинского из балета «Видение розы», переданные его вдовой Ромолой Нижинской.

Мариэтта Харлампиевна Франгопуло заведовала Музеем до выхода на пенсию в 1975 году. Затем сменилось несколько заведующих, из них наибольший вклад в сохранение и развитие коллекции вложила Марина Леонидовна Вивьен – выпускница ЛГХУ (1948), актриса и завлит театра им. А.С. Пушкина, заведующая Музеем ЛГХУ/Академии (1986–2000).

К 250-летию Академии её Музею было выделено новое просторное помещение на первом этаже здания, куда и переехала вся коллекция в 1988 году.

С 2013 года, когда ректором Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой стал народный артист Российской Федерации Н. М. Цискаридзе, по настоящее время Музей переживает свой ренессанс, как никогда активно пополняясь новыми экспонатами.

Сейчас в собрании Музея около 80 живописных и около 100 скульптурных работ, порядка 50 театральных костюмов, начиная с 1880-х годов и до наших дней.

В настоящее время Музей – это представительский центр Академии, здесь проводятся не только лекции для студентов и открытые уроки, но также различные презентации и конференции, проходит большинство видеосъёмок интервью. Однако официального статуса музея Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования не имеет, и, так как он работает как учебный класс, то закрыт для широкой публики.

Музей Академии в настоящее время.

Музей Академии в настоящее время.

Музей Академии в настоящее время.

Музей Академии в настоящее время.

Дар М.Барышникова
Рисунок Зинаиды Серебряковой. Дар Михаила Барышникова.

Подробнее об истории художественной коллекции Музея можно прочитать в статье Е.Р. Адаменко и Е.Н. Байгузиной «Страницы истории Музея Академии Русского балета: под крылом М.Х. Франгопуло» в «Вестнике Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой» №1 (48) 2017.

Фотографии из архива Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

19.11.2017
Театр на срезе времени - II

16-17 ноября в Санкт-Петербурге состоялся II Молодежный научно-практический форум «Театр на срезе времени», организованный студентами и аспирантами двух творческих вузов Санкт-Петербурга – Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и Российского государственного института сценических искусств. Форум проходил в рамках работы секции «Театр» VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

В программу форума входили: доклады молодых ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов России, а также дискуссия «Как считывать коды. Практическое руководство по выживанию в современном искусстве» и перформансы выпускников разных лет лаборатории «Художественные практики современного танца» Академии. Помимо основной программы, участники форума «Театр на срезе времени» посетили и другие мероприятия секции «Театра» – мастер-классы Хайнера Гёббельса, Люка  Персеваля, Андрия Жолдака и пр. Все доклады и события форума сопровождались бурными дискуссиями как со стороны студентов и аспирантов, так и со стороны оппонирующих им преподавателей Российского государственного института сценических искусств и Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Театр на срезе времени - II

Театр на срезе времени - II

Театр на срезе времени - II

18.11.2017
В Академии прошла конференция в честь подготовки к празднованию 200-летия М.И. Петипа

18 ноября, в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой прошла Научно-практическая конференция в честь подготовки к празднованию 200-летия М.И. Петипа.

Открыл её ректор Академии Николай Цискаридзе, который посвятил собравшихся в историю того, как, по инициативе Академии, 2018 год стал Годом Петипа, Годом балета. «Мы хотели обратить внимание на наш жанр, на наше искусство, на то, как оно сохраняется, как содержится», – пояснил Николай Максимович. Его поддержала Валерия Иосифовна Уральская, главный редактор журнала «Балет», кратко и ёмко сформулировавшая тезисы, «почему и чему учит Петипа» классических и характерных танцовщиков, хореографов и обычных зрителей.

Н.М. Цискаридзе
Н. М. Цискаридзе.

В.И. Уральская
В. И. Уральская.

Борис Александрович Илларионов рассказал о прошедшем 16 ноября заседании Организационного комитета по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения М.И. Петипа. Он упомянул о проблеме, с которой неожиданно столкнулась Академия в попытке отдать дань памяти великому хореографу и выполнить одно из решений Оргкомитета, а именно разработать и установить на здании Академии, где Мариус Иванович проработал около 60 лет, памятную доску. «Власти Санкт-Петербурга не понимают, что такое Мариус Петипа и его значимость, – сказал Илларионов. – Когда Академия обратилась с предложением установить доску на здании на улице Росси, 2, первое решение было – отказать ввиду нецелесообразности. И только после вмешательства Оргкомитета дело сдвинулось с мертвой точки, и мы надеемся, что памятная доска будет открыта 11 марта 2018 года, в день рождения Мариуса Ивановича». Также Борис Илларионов рассказал об инициативе председателя Оргкомитета Ольги Юрьевны Голодец провести в 2018 году в общеобразовательных организациях России тематические занятия, посвящённые истории русского балета.

Следующие несколько участников конференции – зарубежные гости – поведали о том, как русский балет повлиял на развитие хореографического искусства в той или иной стране, а также о том, какой след в искусстве балета за рубежом оставил Мариус Петипа.

Лилиана Драгулева, профессор Академии музыки и танца (г. Пловдив), рассказала о том, какой вклад внесли русские педагоги, балетмейстеры и исполнители в развитие болгарского балета, которому исполнилось 90 лет. Наталья Кремень, выпускница МГАХ, директор Natalia Kremen Ballet School в Лондоне, рассказала о взаимосвязи английского балета и русской хореографической школы, а Александр Лунёв, выпускник ЛГХУ им А.Я. Вагановой, поделился опытом работы в балетных школах США. Он посетовал на то, что «вагановскую» систему обучения классическому танцу там мало кто знает, а учащиеся на вопрос об истории балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и др., отвечают, что это – мультфильмы Диснея.

Л. Драгулева
Л. Драгулева.

Дж. Фуско и Н. Кремень
Дж. Фуско и Н. Кремень

А. Лунёв и В. С. Косоруков
А. Лунёв и В. С. Косоруков

Как раз одному из упомянутых балетов, созданных Мариусом Петипа», – «Спящая красавица» ­– были посвящены два доклада гостей из Италии. Риккардо Риккарди, солист театра Сан-Карло, ныне – директор балетной школы Dansemble, рассказал об истории постановок балета «Спящая красавица» в театре Ла Скала в XX веке, а историк балета Дженнаро Фуско подробно осветил историю только одной постановки этого балета, осуществлённой в Милане 11 марта 1896 года.

Р. Риккарди
Р. Риккарди

Конференция проходила в Мемориальном кабинете истории отечественной хореографии, который в Академии трепетно называют Музеем. Ему в этом году исполняется 60 лет. Поздравить Академию с этой датой приехал директор Дома-музея С.Н. Худекова (г. Сочи) Дмитрий Иванович Кривошапка, который сделал доклад о «своём» Доме-музее и передал в дар Музею Академии фотографии С.Н. Худекова с М.И. Петипа.

Д. И. Кривошапка и Е. Р. Адаменко
Д. И. Кривошапка и Е. Р. Адаменко

Художник Валерий Стефанович Косоруков рассказал о своём видении балета и подарил Академии графический портрет Е.П. Гердт (карандаш, сангина), выполненный с натуры в 1963 г.

Н. М. Цискаридзе с портретом Е. П. Гердт
Н. М. Цискаридзе с портретом Е. П. Гердт.

Фотограф Нина Аловерт (США), которая начала снимать балет в начале 1950-х годов, преподнесла в дар Академии несколько своих работ: А.Осипенко и С.Кузнецов в балете «Лебединое озеро»; А. Лунёв в балете «Корсар»; Ж. Аюпова в балетах «Баядерка» и «Сильфида»; С. Вихарев в балете «Петрушка», Н. Макарова и М. Барышников в балете Р. Пети «Кармен» и фото Ю. Махалиной, сделанное в Юсуповском дворце.

Н. М. Цискаридзе и Н. Аловерт
Н. М. Цискаридзе и Н. Аловерт.

«Главный хранитель» Музея Академии Елена Робертовна Адаменко подготовила доклад об истории Музея и его коллекциях.

Конференцию вела доцент кафедры балетоведения Лариса Ивановна Абызова.

Фото В. Васильева.

18.11.2017
Открытый урок в честь А.И. Пушкина
18 ноября в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой прошёл открытый урок в честь Александра Ивановича Пушкина, выдающегося педагога мужского классического танца, 110-летие которого отмечалось в сентябре этого года. Среди его учеников такие звёзды балета, как Рудольф Нуреев и Михаил Барышников.

18 ноября в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой прошёл открытый урок в честь Александра Ивановича Пушкина, выдающегося педагога мужского классического танца, 110-летие которого отмечалось в сентябре этого года. Среди его учеников такие звёзды балета, как Рудольф Нуреев и Михаил Барышников.

Урок скрупулёзно восстанавливался по записям и при содействии Геннадия Григорьевича Альберта, выпускника Ленинградского хореографического училища по классу А.И. Пушкина (1968). В 2013 году вышло второе издание его книги «Александр Пушкин. Школа классического танца». Музыкальное сопровождение урока восстанавливалось по сохранившимся видеозаписям. Работа велась под руководством Николая Цискаридзе.

В уроке приняли участие студенты II курса Исполнительского факультета и иностранные стажёры Академии (классы Н.М. Цискаридзе и Ф. Миоцци).

Открытый урок проходил в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Н.Цискаридзе и Ф.Миоцци
Николай Цискаридзе и Фетон Миоцци.

Урок в честь А.И. Пушкина

Урок в честь А.И. Пушкина. Э. Загидуллин

Урок в честь А.И. Пушкина. Синносуке Оно.

Урок в честь А.И. Пушкина. Миша Баркиджиджа

Урок в честь А.И. Пушкина.

Урок в честь А.И. Пушкина. Класс Цискаридзе.

Урок в честь А.И. Пушкина. Г. Альберт
Геннадий Альберт.

Урок в честь А.И. Пушкина. Финал

Урок в честь А.И. Пушкина. Зрители.

Фото В. Васильева.

17.11.2017
Николай Цискаридзе, педагоги и учащиеся Академии поздравили балетмейстера Олега Виноградова с юбилеем

16 ноября в БКЗ «Октябрьский» проходил гала-концерт, посвящённый 80-летию Народного артиста СССР, балетмейстера Олега Виноградова. Поздравить мастера хореографии пришли ректор Академии Николай Цискаридзе и наши педагоги, а воспитанники Академии в его честь исполнили Полонез-мазурку из балета «Пахита» и па-де-катр из балета «Пробуждение Флоры».

Фото: Владимр Соколов

Николай Цискаридзе поздравляе Олега Виноградова

Полонез-мазурка из балета "Пахита"

Па-де-катр из балета "Пробуждение Флоры"

Фото: Владимир Соколов и Виктор Васильев.

Страница 1 из 23