Кафедра балетоведения
Профессор
Кандидат искусствоведения.
Родилась в Ленинграде. В юности – артистка балета. Театровед по образованию (1980, ЛГИТМиК), ученица В.М. Красовской, В.А. Сахновского-Панкеева, Г.А. Лапкиной, Л.И. Гительмана, В.В. Чистяковой и др. В 1989–1995 гг. – участница семинара молодых балетных критиков под руководством В.М. Красовской.
С 1989 г. – член Союза Театральных деятелей СССР/России. Член жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (2000). Лауреат премии «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «пресс-лидер» (2011). Член международного жюри европейской балетной премии «Тальони-Приз» (2014).
С 1980 по 1999 гг. преподавала на кафедре хореографии ленинградского Института культуры (зав.кафедрой – нар. арт. РФ Б.Я. Брегвадзе) «Искусство балетмейстера» и «Режиссуру балета».
В 1996 г. приглашена в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой на кафедру балетоведения, где работает по настоящее время. Ведет дисциплины «Балетная критика», «Балетоведение», «Хореографическая драматургия», «Анализ хореографических форм», «История хореографических стилей и стилизаций». Руководит диссертациями аспирантов, студентов магистратуры, выпускными квалификационными работами студентов бакалавриата. Член государственных комиссий по защите дипломных работ, приему госэкзаменов, вступительных экзаменов.
В 2019 г. назначена заведующей кафедрой балетоведения.
С 1980-х занимается научной и критической деятельностью. Первая публикация – монография «Алла Осипенко» (Л., Искусство, 1987). Является составителем сборников «Наталия Макарова. Восемнадцать лет спустя» (совм. с С. В. Дружининой, 1993), «Вновь вспоминая. Школа в блокаду» (2004), «Театр Леонида Якобсона» (2010), «Александр Викторович Ширяев. Воспоминания. Статьи. Материалы» (2018, совм. с С.В.Лавровой); редактором изданной на русск. яз. книги Н. Макаровой «Биография в танце» (2011), научным редактором юбилейного двухтомника Музея театрального и музыкального искусства «Танцемания» (2018). Публикуется в специализированных журналах «Балет», «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Вестник Академии русского балета им. Вагановой» и др.
С 1993 г. занимается исследованием творчества немецкого хореографа Джона Ноймайера. В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблема интерпретации драматургии Шекспира в балетном театре Джона Ноймайера». В 2012 г. издала монографию «Джон Ноймайер в Петербурге», в 2019 г. – авторский сборник статей «Джон Ноймайер. Вечное движение». В 2022 г. в издательстве Академии вышла в свет монография «Джон Ноймайер. Рождение хореографа».
В 2006 г. организовала и до 2010 г. издавала журнал молодых балетоведов «Балет Ad libitum» (№№ 1–19).
С 2014 по 2017 гг. участвовала в подготовке и выпуске шести томов энциклопедического издания Академии Русского балета имени. А.Я.Вагановой «Петербургский балет. Три века. Хроника» в качестве автора-составителя I тома, автора-составителя IV, V и VI тт. (совм. с В. М. Мироновой), автора предисловий и куратора проекта.
В 2020 г., совместно с молодыми балетоведами, начала выпуски сборников русской балетной критики, обратившись к наследию С.Худекова и А.Волынского.
Научные интересы: творчество российских и западных балетмейстеров, танцсимфонии, драматургия многоактных сюжетных балетов, экспертиза работ молодых хореографов, методика преподавания балетоведческих дисциплин.
Библиография:
- Михаил Барышников. - Русский балет. Энциклопедия. М., Большая российская энциклопедия. Согласие, 1997.
- Хореографическая концепция, драматургия и тематика «Симфонии до мажор» Баланчина. Вестник АРБ, 2015, № 3 (38), с.161-173.
- «Спящая красавица» М. Петипа в редакциях Мариинского — Кировского — театра // Вестник АРБ им. Вагановой, 2017, № 2 (49). С. 31-60.
- «Баядерка» М.Петипа: к вопросу о четвертом акте балета // Вестник АРБ. 2018, № (5). С. 26-39.
- Зозулина Н.Н. Зов Терпсихоры. Статьи о балете. СПб., АРБ, 2019.