Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

В текстах сохранены индивидуальные особенности орфографии и пунктуации источников.

31.03.2021
"Диалог": Николай Цискаридзе - Сергей Кравцов

Ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе считает, что нужно возвращаться к системе советского образования, такую точку зрения он выразил в беседе с министром просвещения Сергеем Кравцовым в программе "Диалог" проекта телеканала "Россия24".

Источник: Россия 24, 30 марта 2021 г.

28.12.2020
Встреча с Николаем Цискаридзе после премьеры фильма "Ромео и Джульетта"

24 декабря фильм «Ромео и Джульетта» в исполнении артистов Королевского театра (Лондон) вышел на российские экраны. В Москве, в кинотеатре «Октябре» после премьеры фильма состоялась встреча с премьером Большого театра, народным артистом России, ректором Академии русского балета им. Вагановой Николаем Цискаридзе.

Собеседницей Николая Максимовича стала историк балета, писатель, сценарист, преподаватель, артист Ирина Павловна Дешкова.


29.10.2020
Онлайн-конференция Николая Цискаридзе, приуроченная к Всемирному дню балета

29 октября МИА «Россия сегодня» провело онлайн-конференцию народного артиста России, ректора Академии Николая Максимовича Цискаридзе, приуроченную к Всемирному дню балета.

Источник: 29 октября 2020, МИА «Россия сегодня»

20.03.2020
25 вопросов Николаю Цискаридзе

Февраль 2020 г.

31.01.2020
Николай Цискаридзе: министр культуры, дело Серебренникова и либералы

Программа «На троих» приехалf к бывшему солисту Большого театра, ректору Академии русского балета им. Вагановой, народному артисту России Николаю Цискаридзе. В интервью Екатерине Котрикадзе и Саше Филипенко он рассказал о своем отношении к новому министру культуры, Кириллу Серебренникову и балету «Нуреев», а также о том, почему ему «не хватает цензуры» в искусстве и почему «Тангейзер», по его мнению, стал «катастрофой» для русской культуры.


Источник: RTVi, 30 января 2020 г.

19.11.2019
Николай Цискаридзе: «Опасно делать нововведения в старейшем учебном заведении»

Ректор старейшей в России Академии балета рассказал, почему в «большом» искусстве нет места кардинальным новшествам. Как выяснилось, это связано не только с канонами классики, но и с физиологией.

Академия русского балета им. Вагановой провела День открытых дверей в первый день VIII Международного культурного форума — 14 ноября. В этот день, отметил в интервью 78.ru Николай Цискаридзе, посетить старейшую танцевальную школу страны и прикоснуться к истории русского балета могли все желающие.

Правда, сказать, что Академия русского балета открыта для всех детей страны, никак нельзя, отметил в беседе ректор учебного заведения:

— Для детей у нас открыты двери во время приёма, и принимаем мы только тех, у кого есть способности, конечно. Потому что эта профессия слишком сложная, и мы не можем принимать всех.

Николай Цискаридзе рассказал также, что в основе классического танца абсолютно во всём мире лежит именно русский балет.

— Так или иначе все, кто в начале XX века, и даже во второй его половине совершал какие-то большие свершения в балете — прежде всего балетмейстеры — это были выходцы из русской школы. Либо это были те, кто учился у выходцев из русской школы, то есть русских педагогов, будь то Питер или Москва — всё равно, потому что это был единый организм.

Знаменитый артист подчеркнул также, что и сейчас любой крупный театр мира базируется на русской классике. Но сохранять «цитадель классики» всего мира — занятие непростое. Кардинальные новшества в этом деле вводить нельзя:

— Нововведения в старейшем учебном заведении делать опасно. Что-то мы модернизируем, конечно, чтобы соответствовать нынешнему времени, но самое главное — это то, что мы храним традиции, мы храним историю. Балет и вообще большая музыка, серьёзное классическое искусство — им нельзя учить без того, как это делали 300 лет назад, к сожалению.

По словам Николая Цискаридзе, это связано в том числе и с физиологией:

— Рука ставится в определённое время, мышцы формируются определённое количество лет, то же самое и связки, и певческие, и танцевальные. В этом плане у французов есть замечательная пословица: «времени нужно дать время». И никогда это никто не изменит. Какие бы модернизации нам ни спускали сверху, учить мы всё равно вынуждены по-старому.

Автор: Маргарита Звягинцева
Источник: Телеканал "78", 18 ноября 2019 г.

 
3.10.2019
Николай Цискаридзе в «Открытой студии»
1.10.2019
Николай Цискаридзе: у нас все либерально, но я постоянно слышу про какую-то цензуру

Педагог, хранитель истории балета и даритель — эти три качества соединяет в своей профессиональной деятельности ректор Академии русского балета имени Агриппины Вагановой народный артист России Николай Цискаридзе. В ноябре он вновь будет сопредседателем секции "Балет и театр" на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме, где все эти качества потребовались мэтру для формирования программы. В интервью ТАСС он рассказал, чего ждать от форума в этом году, почему он подарит один из своих сценических костюмов музею в Клину и что он думает о создании департамента театров в Министерстве культуры.

Николай Цискаридзе. Фото: Михаил Солунин/ТАСС

— Николай Максимович, будет ли у вас на форуме какая-то личная акция?

— В день открытых дверей, который мы проведем в академии 14 ноября, я подарю свой сценический костюм Принца из балета "Щелкунчик" Мемориальному музею-заповеднику Петра Ильича Чайковского в Клину.

— Наверное, у этого события есть какая-то предыстория?

— В детстве, учась в средних классах, я впервые побывал в Доме Чайковского в Клину и среди экспонатов увидел пачку Екатерины Сергеевны Максимовой. А я всегда мечтал станцевать принца Дезире в "Спящей красавице". И задумал, что, если я стану тем, о ком мечтаю, я бы хотел, чтобы здесь, в музее, висел мой костюм Дезире. Так и случилось. Через много лет директор Музея Чайковского Галина Ивановна Белонович, узнав о моем желании подарить костюм, в апреле 2015 года приехала к нам в академию на научную конференцию "Чайковский в ХХI веке", и я передал на постоянное хранение один из своих костюмов принца Дезире по эскизу Симона Вирсаладзе ко второму акту балета "Спящая красавица".

А в этом году я ездил в Клин с воспитанниками нашей академии, и дирекция обратилась ко мне: "Николай, может, вы еще что-то нам подарите?" Я говорю: "У меня есть костюм Щелкунчика". Мы договорились, что они приедут в ноябре на форум и я торжественно передам музею этот костюм.  Мне повезло: мой костюм Германа из "Пиковой дамы" находится во Всероссийском музее Пушкина на Мойке, 12. Я считаю, что самое большое в жизни артиста признание, когда он исполняет роль по литературному произведению и у людей, которые связаны с творчеством этого человека, возникает желание, чтобы что-то осталось от него как артефакт. Такое признание — как новая госпремия (смеется).

— Николай Максимович, уже не в первый раз вы станете одним из главных действующих лиц Культурного форума, на котором вместе с Борисом Эйфманом возглавите секцию "Балет и театр", которая всегда привлекательна для поклонников хореографии. Что вы предложите на этот раз?

— Мы стараемся сделать так, чтобы людям, которые приезжают на форум, было интересно и познавательно. Все хотят побывать в академии на улице Зодчего Росси — лучшей балетной школе мира. Это благословенное место неразрывно связано с великой русской культурой, со всем, что существует в музыкальном, драматическом, танцевальном искусстве, — все началось отсюда. Ведь академия — учебное заведение, и человеку со стороны не так-то просто в нее войти. Поэтому 14 ноября для участников форума мы организовали день открытых дверей. Готовим два знаковых события, которые, надеюсь, останутся и в истории школы, и в истории нашего балета.

В этом году героиней у нас будет ученица Вагановой — Ирина Александровна Трофимова, одна из ведущих педагогов-методистов академии. В год своего 90-летия она продолжает трудиться. У нее репутация человека, который интересно преподает. В ее честь мы проведем открытый урок в репетиционном зале имени Мариуса Петипа. Готовим также в Доме ученых фотовыставку и презентацию книги мемуаров народной артистки СССР Габриэлы Трофимовны Комлевой, которая отметила недавно свой юбилей. Вообще мемуарная литература для меня очень важна — как для человека, который любит покопаться в истории. Это очень важно, чтобы на основании разных свидетельств даже об одном и том же событии составить объемное представление о прошлом. Благодарим дирекцию Дома ученых, на сцене которого не раз выступала Габриэла Трофимовна, за постоянное творческое сотрудничество с академией и возможность провести эту встречу в одном из самых красивых императорских дворцов Петербурга.

— Планируете ли вы показать на форуме академию как всероссийский методический центр повышения квалификации в балетной сфере?

— Да, это для нас принципиально важная тема. На государственном уровне мы теперь будем отвечать за методику преподавания классического танца для педагогов всей России. Для организации обучения, повышения квалификации выделены колоссальные государственные средства. Центр запущен, но пока только в наших стенах мы имеем возможность обучать. А вот все, что касается онлайна, тут у нас все еще в стадии монтажа. Техника уже прибывает, но чтобы ее установить и эксплуатировать, должен быть отдельный проект, потому что это техника дорогостоящая. В этом году мы планируем ее запустить, тем более что интерес к онлайн-курсам очень велик.

Государство оплачивает всем, кто хочет пройти курс повышения квалификации, только обучение. А дорога и проживание — за счет обучающихся. И это останавливает огромное количество людей, которые хотели бы приехать... Все обучение онлайн будет оплачивать государство. Людям можно будет из любого места нашей страны подключиться конкретно к уроку, конкретно к педагогу, который их интересует. Не только посмотреть урок, но и потом сделать заявку и с конкретным педагогом пообщаться, задать вопросы.

Программа продумана так, что все педагоги, которые будут в этом участвовать, получают и сверхурочные, и дополнительную оплату. Мне приятно, что заявки к нам приходят не только из нашей страны, но и из-за рубежа. Всем это очень интересно.

— Сопредседателем секции "Балет и театр", как и в прошлом году, будет Борис Эйфман. Как вы разделяете между собой обязанности?

— Борис Яковлевич делает свою программу: все, что касается современного балета. У него работает Академия танца, где он во многом экспериментирует, хотя за основу взята наша система обучения классическому танцу. Поскольку мы давно дружим, то многое с ним обсуждаем. Через год Академия Эйфмана представит свой первый выпуск, и тогда будут видны какие-то всходы. Для меня был очень интересен выбор Бориса Яковлевича: он в этом году пригласил руководить школой человека, которого я очень люблю и уважаю, — Юрия Бурлаку. Юрий — классически направленный человек, традиционалист, так скажем. Мы много лет с ним дружим, он сделал много постановок для нас, еще и в московской академии восстанавливал разные танцы. Мне очень интересно увидеть, что внесет в жизнь Академии Эйфмана приход этого специалиста.

— Какие события вы могли бы выделить из международных планов академии?

— Мы участвуем в "Русских сезонах" в Германии. В октябре начнем с Дрездена, со Школы танца Палукки, где проведем серию мастер-классов, а затем несколько педагогов продолжат эти показательные занятия в Штутгарте. На конец октября намечен и первый большой выезд школы в Грецию.

— В Год театра Министерство культуры России вынашивает идею создания департамента театров. Как вы считаете, что могла бы дать эта структура отечественному театру и каковы должны быть ее первоочередные шаги?

— Знаете, мне кажется, что в воздухе уже давно витает идея, созвучная той, что лежала в основе деятельности дирекции Императорских театров, которая конкретно отслеживала работу вверенных ей коллективов. Есть определенный ряд театров, которые субсидируются конкретно Министерством культуры на основе госбюджета. И есть идея создать своеобразный департамент, который будет курировать расходы, доходы, репертуар, посещаемость и вообще все стороны деятельности театров. Недавно в Совете Федерации было совещание у Валентины Ивановны Матвиенко, связанное с детскими театрами в рамках Года театра. Я, как член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, член Совета по защите семьи и детей, был на этом совещании и выступил перед директорами всех детских театров: "Знаете, господа, я хочу вам сказать: театр начинается не с вешалки, а с афиши. Особенно для ребенка. Подходя к театру, он должен видеть красочную красивую афишу и должен захотеть в него зайти. Ему должно понравиться уже то, что нарисовано на афише. А если там написаны имена людей, которые себя пиарят, это неинтересно ребенку".

Мне кажется, и такие вещи департамент спокойно может отслеживать. И опыт дирекции Императорских театров может быть полезен. Дирекция регулярно выпускала ежегодники. Это очень интересные книги, где отражены все события, на которые тратились деньги из бюджета императорской семьи. И если это внимательно прочитать, то можно увидеть, что в жизни театра были строгие правила. Ведь в Мариинском и Большом театрах пели все западные оперы на русском языке. Потому что это было для народа, который должен был понимать содержание… Ни один спектакль не должен был заканчиваться плохо. Обязательно должен быть апофеоз. Это не Советский Союз придумал. Обязательно люди должны были уйти в хорошем настроении. Существовали правила, которые были прописаны для посещения театра. Это в какой-то степени формировало жизнь общества.

У нас сейчас все демократизировано, все очень либерально, но я постоянно слышу про какую-то цензуру. Но когда я вижу, что происходит на подмостках, я думаю, что новый департамент мог бы на этот счет высказать свою позицию.

— Вы считаете, что этот департамент только для федеральных театров самого высокого ранга?

— И в Москве, и в Петербурге есть свои министерства культуры, и при них может быть создана какая-то структура. Мне кажется, что это просто тенденция, что за все надо нести ответственность. Тем более что театр, точно так же как и образовательное учреждение, — это мера воспитания и мера влияния на умы.

— Не предлагали ли вам как-то поучаствовать в работе нового департамента?

— Нет, не предлагали. У меня есть своя, очень неплохая работа. И такое количество дел, что я не успеваю иногда даже дома побывать. Вот сегодня приехал из Москвы на работу и в ближайшие две с половиной недели там не окажусь даже на выходные, потому что у меня все время будут командировки. Так что мне есть чем заняться.

Беседовал Олег Сердобольский

Источник: ТАСС, 30 сентября 2019 г.

2.09.2019
Николай Цискаридзе об Астрахани, эпатаже и секретах мастерства

Источник: ГТРК Лотос Астрахань. Эфир от 01.09.2019

23.07.2019
«Мои занятия у станка остались в прошлом»

Народный артист России Николай Цискаридзе считает, что упадок уровня балетных спектаклей напрямую зависит от прорех в школьном обучении, он не боится грязной работы и готов вернуться в Большой театр. Об этом ректор Академии Русского балета имени Вагановой рассказал в интервью «Известиям» после выпускного бала своих учеников.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Шестой год вы возглавляете Академию Русского балета имени Вагановой и пятый, как выбраны ректором. Вам важно, как сложится судьба выпускников?

— За тех, кто уходит в театр, у меня всегда очень болит сердце. Артисты — люди безумно зависимые, особенно в балете. Возраст, время — всё работает против тебя.

Есть важный момент, который выпускники должны здраво оценивать. Устраиваясь на работу, знайте — все ваши успехи и достижения обнуляются. И неважно, в балетной академии вы учились, технической или юридической. Это происходит везде. Перешагнув порог альма-матер, вы начинаете с нуля доказывать, самоутверждаться, зарабатывать авторитет.

В театральном бизнесе всё очень сильно зависит от того, куда вы пришли трудоустраиваться. Имеет значение, кто руководит театром. Какие бы ни были у вас способности и навыки, если не повезло с начальником, может ничего не сложиться. А первые шаги в театре очень важны для судьбы артистов. Да и вообще — всё, с чем сталкивается зритель, входя в храм искусства, зависит от квалификации, профессионализма, интеллектуальных возможностей и вкусовых предпочтений руководства театров. Этому есть миллионы подтверждений, например БДТ при Товстоногове, Большой театр при Григоровиче и Покровском, Театр на Малой Бронной при Эфросе...

И заметьте, на ум всегда приходят имена творческих людей. Никто не вспомнит, кто при них был директорами. К сожалению, в последнее время творческая личность часто попадает в зависимость от чиновника, и это приводит к тому, что мы сейчас имеем во многих театрах.

— Каждый артист хотел бы особого отношения. Но театр — искусство коллективное.

— Балетных театров у нас много. У выпускников Академии стопроцентное трудоустройство. Проблема не в наличии места работы, а в педагогическом составе на местах. К сожалению, асов в театральном бизнесе практически нет.

— И в вашей Академии тоже?

— У нас еще остались. Формирование профессорско-педагогического состава и в учебных заведениях и в театрах зависит опять таки от профессионализма и вкуса руководителя, это влияет на результат. Упадок уровня балетных спектаклей — прямое этому подтверждение. Формирование трупп в Советском Союзе было очень скрупулезным. И великие руководители тех лет понимали необходимость этого.

Самых сильных воспитанников московской школы брали в Большой театр. В Мариинский попадали только выпускники Ленинградского хореографического училища. Это давало, прежде всего, единый стиль и узнаваемый почерк этих трупп. Со стороны на эти сцены рядовой артист попасть не мог. Исключение могли составить только большие таланты.

— Вы говорите о сильных педагогах и руководителях в прошедшем времени. Они не воспитали себе преемников?

— Никто никогда не воспитывает себе преемников. Вы можете передать формулу, но не полет души, интуицию, наитие. У педагога должныбыть чутье и индивидуальный подход к каждому ученику. У меня есть опыт работы с детьми одних родителей. Несмотря на родство, они абсолютно по-разному воспринимают информацию, у каждого своя природа, координация.

— При нехватке педагогов и специалистов стремительно появляются новые учебные заведения. В Севастополе будет филиал Московской академии хореографии. Как совместить дефицит в одной сфере с избытком во второй?

— У Московской академии филиалов будет несколько, но в Севастополе создадут местное хореографическое училище. Так и должно быть. Страна у нас большая. Талантливым детям надо получать достойное образование. В 2016 году по поручению президента я открыл филиал Академии Вагановой во Владивостоке. Он работал очень успешно, и Владимир Путин на совещании в январе 2019 года в Калининграде высоко это оценил.

Самым приятным для меня было то, что я на этом совещании не присутствовал — узнал из СМИ. А сейчас на нас возложили создание в Петербурге Центра повышения квалификации на базе Академии. Будем заниматься многими направлениями, связанными с нашим профилем: и детскими школами искусств, и профессиональными учебными заведениями.

— Руководить севастопольским училищем будет мировая звезда Сергей Полунин. Как вы оцениваете это назначение?

— Оно в ведении Министерства культуры. Со своей стороны считаю, что руководить учебным заведением должен человек с высшим педагогическим образованием. Могу сказать, что к моменту вступления в должность ректора я имел два высших образования: педагогическое и юридическое.

— Вы читаете телеграм-каналы, на которых обсуждают театральные сплетни?

— Терпеть не могу сплетни. Меня нет в социальных сетях, я лишен удовольствия читать всю эту чепуху. Да и не хочу.

— Контракт директора МАМТа Антона Гетьмана продлен на год. Появилась информация, что главный претендент на его место — вы.

— Меня так часто «назначают» на какую-нибудь должность, что я уже привык.

— Понимаю, это не ваш театр. Если покидать Академию, то ради Большого. Гипотетически вы представляете, что можете войти туда в другом статусе?

— Мое любимое изречение: если хотите насмешить Господа — расскажите ему о своих планах, в данном случае — о фантазиях. Разве я мог себе представить, что стану ректором в Петербурге? Если бы мне в свое время дали спокойно работать как артисту и педагогу, давали бы спектакли моим ученикам, я бы никогда не вышел из репетиционного зала ГАБТа. Я относился и отношусь к этому месту, как к дому. Пока я там работал, все знали: если облупилась стена, сломался унитаз, надо сказать Цискаридзе — и всё будет решено.

— Ногой открывали дверь в нужный кабинет?

— Просто умею доходчиво и настойчиво объяснить людям, от которых это зависит, почему надо сделать свою работу срочно.

— Видимо, зная об этом таланте, вас и пригласили навести порядок в Академии?

— Шесть лет моей работы там — это ответ скептикам, полагавшим, что Цискаридзе ничего не смыслит в хозяйстве, строительстве, административной и учебной работе. Честно говоря, я предпочел бы заниматься не латанием дыр, а искусством. Но специфика нашей профессии очень сильно зависит от бытовых условий: состоянии пола, местонахождения зеркал, освещения и вентиляции в репетиционных залах, гримуборных, на сцене.

— Большой театр сообщил, что в афише появится балет «Жизель» в постановке Ратманского. Но в театре есть уже две «Жизели» в постановке Юрия Григоровича и Владимира Васильева, где вы в свое время танцевали. Им придется потесниться?

— Скорее всего... Эти балеты шли параллельно. Редакция Григоровича — на Исторической сцене, на Новой — Васильева. В 1987-м, работая над «Жизелью», Григорович за основу взял постановку Большого театра 1944 года в хореографии Леонида Лавровского. Васильев в качестве художника по костюмам пригласил Юбера де Живанши, чтобы сделать спектакль приближенным к замыслу постановки XIX века.

Алексей Ратманский прежде всего интересен как хореограф оригинальных авторских спектаклей. Но приглашать его ставить классический балет с успехом идущий в двух редакциях по меньшей мере странно. Думать надо прежде всего о том, в каком состоянии находится этот шедевр, какие артисты исполняют главные партии.

К сожалению, сегодня мастерство исполнителей в основном не соответствует этому спектаклю. Меня в «Жизель» вводили Галина Уланова и Николай Фадеечев, величайшие исполнители. Они очень скрупулезно следили за всеми нюансами.

— Недавно на ВДНХ прошел ваш мастер-класс, на который собралось более тысячи участников. Для них установили самый длинный в мире балетный станок. Можно ли в таких условиях чему-то научить?

— То, что произошло на ВДНХ, было открытым уроком, а не мастер-классом. На сцене были профессиональные артисты и мои ученики из Академии. Они демонстрировали комбинации и как бонус показали некоторые отрывки из экзаменационного урока. За один раз ничему научить нельзя. Но дать посыл можно. Если человек увлечен балетом, ему будет интересно. А рекорды меня никогда не забавляли. Дал согласие на участие в этом проекте более двух лет назад, но не очень верил, что он состоится. Когда мне сообщили конкретную дату, очень удивился.

— Мероприятие проходило в рамках фестиваля «Мировые балетные каникулы». А когда вы в последний раз отдыхали?

— Прошлым летом. По закону ректору полагается 60 дней отпуска, но я никогда столько не отдыхал. А тут гулял целых 40 дней. Уехал на море к друзьям, затем ездил по миру. К моему удивлению меня не дергали по служебным делам. Счастливое время!

— И ни разу не тянуло к станку?

— Нет. 30 лет отдал физической нагрузке, больше не хочу. Никогда не понимал людей, убивающихся в спортзалах и фитнесс-клубах. Человек я ленивый. Занимался физической культурой только потому, что так надо было. Хотя в отпуске, когда отосплюсь, отдохну, чувствую нехватку нагрузки. И тогда с удовольствием долго плаваю.

Вообще, когда я прекратил танцевать, решил для себя, что с этого дня не сделаю ни одного движения. Показы для учащихся — не в счет. Так что мои занятия у станка остались в прошлом. Сейчас у меня новые задачи, и они не менее интересны.

Зоя Игумнова.

Источник: "Известия", 17 июля 2019 г.

Страница 1 из 8