Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

Искусство кино: антропология, педагогика, культура

Международная научная конференция
9-11 декабря 2020 г.

Искусство кино. Конференция

Организаторы:

• Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой (Кафедра философии, истории и теории искусства)
• Томский государственный педагогический университет (Кафедра мировой художественной культуры)
• Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Научно-образовательный центр «Гуманитарная урбанистика»)

при поддержке

• Отделения русистики и славистики гуманитарного факультета Латвийского университета (Рига)
• Новгородского Киномузея

Современное кино превратилось из отдельного вида искусства в важнейший сегмент культуры, имеющий антропологическую природу и педагогическую функцию: кинематограф обоснованно претендует и на анализ человека, и на его воспитание. Более того, кино стало таким интегральным коммуникативным пространством, в котором встречаются различные виды художественных практик и взаимодействуют разные изобразительные языки и коды. Кинематограф сегодня функционирует как специфический способ фиксации, интерпретации и трансляции исторических событий, как сфера сохранения, создания и пересмотра культурных ценностей, как форма наглядного коллективного осмысления человеческих проблем, достижений, идей и прозрений. Кино – это и зеркало культуры, и в то же время её инструмент, форма исповеди и средство внушения, статичный набор узнаваемых приёмов и динамичная система инноваций.

Мы ставим задачу выяснить, как в кинематографе, в том числе и современном, сочетаются массовость и элитарность, искусство и техника, мораль и эпатаж, документальность и художественный вымысел, внимание к вечному и интерес к небывалому. В область нашего исследовательского диалога должны войти герменевтика кинотекста, язык кино и семиотика визуального ряда; соотношение человеческой реальности и её экранных воплощений; взаимодействие кино с другими изобразительными искусствами и культурно-коммуникативными практиками. Кинематограф мы будем рассматривать как специфическое и многообразное поле коммуникации – эмоциональной, познавательной, гражданской, философской, эстетической.

Задачи конференции:

- развитие международного научного сотрудничества в области междисциплинарных исследований кинематографа как текста культуры в историческом, антропологическом, педагогическом, философском, эстетическом, искусствоведческом аспектах;

- создание научного и дискуссионного контекста для выхода на новый уровень осмысления роли кинематографа в культуре;

- накопление и распространение опыта исследования кино как антропологической и антропной практики.

Публикация:

По результатам участия в конференции тексты докладов, прошедшие рецензирование, будут опубликованы в журналах: «Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой» (ВАК), «Общество. Среда. Развитие» (ВАК), «Парадигма: философско-культурологический альманах» (РИНЦ), «Микроистория и семиотика города» (РИНЦ).

Программный комитет конференции:

Сергей Аванесов (Великий Новгород)
Ада Бернатоните (Томск)
Надежда Орлова (Санкт-Петербург / Зелёна Гура)

Оргкомитет конференции:

Дагне Бержайте (Вильнюс)
Елена Головнёва (Екатеринбург)
Евгений Добренко (Шеффилд)
Елена Дульгеру (Бухарест)
Светлана Лаврова (Санкт-Петербург)
Любовь Московчук (Санкт-Петербург)
Лариса Никифорова (Санкт-Петербург)
Валерий Рубцов (Великий Новгород)
Тигран Симян (Ереван)
Елизавета Спешилова (Великий Новгород)
Пётр Якуб Ференьски (Вроцлав)
Лидия Шабалина (Томск)
Наталия Шром (Рига)

Секция 1:
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ

9 декабря
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург (Ул. Зодчего Росси, 2)

Руководители:
Светлана Витальевна Лаврова (Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург)
Надежда Хаджимерзановна Орлова (Зеленогурский университет, Польша)

Контактный адрес: paradigmaspb@yandex.ru

Темы для дискуссий:

‑ Развитие кинематографа в исторической ретроспективе: имена, идеи, тенденции;
‑ Литература в кино и кино в литературе: границы интерпретаций от хрестоматийной каллиграфии до метафорических намёков;
‑ Кинематограф и музыка: точки взаимодействия и сопротивления;
- Кинематограф как культурный текст;
- Языки кино;
- Сопряжения кинематографа с искусством и философией;
- Кино и национальная культура: универсальные характеристики и региональные черты;
- Кинематографичность культуры;
- Кино и зритель. Профессиональная кинокритика и «непрофессиональное» восприятие кинематографа. Феномен «профессионального кинолюбителя».

Секция 2:
КИНЕМАТОГРАФ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

10 декабря
Томский государственный педагогический университет (Ул. Герцена, 66)

Руководитель:
Ада Казимировна Бернатоните (Томский государственный педагогический университет)

Ответственный секретарь:
Лидия Александровна Шабалина (Томский государственный педагогический университет)

Контактный адрес: dkstomsk@mail.ru

Темы для дискуссий:

- Кинематографическое образование: между врождённым талантом и педагогическими «технологиями»;
- Формирование профессионального зрителя как задача современного образовательного процесса;
- Межпредметные структуры и компоненты в изучении и преподавании истории кинематографа;
- Ребёнок и фильм: решение возрастных и ситуативных проблем путём просмотра кинофильма;
- Образовательные модели изучения кинематографа в школе и университете.

Секция 3:
ГОРОД В КАДРЕ

11 декабря
10.00–14.00, 15.00–17.00
Новгородский Киномузей (ул. Рогатица, 16)

Руководители:
Сергей Сергеевич Аванесов (Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого)
Валерий Валерьевич Рубцов (Новгородский Киномузей)

Ответственный секретарь:
Елизавета Ивановна Спешилова (Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого)

Контактный адрес: e.speshilova@yandex.ru

Темы для дискуссий:

- Герменевтика современного кино в контексте urban studies;
- Документальное и художественное изображение города в кино;
- Кинематограф и история городов;
- Город как декорация, контекст и герой в границах киноповествования;
- Реальный и идеальный город в кинематографе;
- Городская идентичность сквозь призму «городского» кино;
- Глобальное и локальное в экранной урбанистике;
- Антропология города в кинематографе;
- Город в изобразительном искусстве, фотографии и кино;
- Экранные презентации городских субкультур;
- Семиотические аспекты архитектуры в мировом и отечественном кино.

Культурная программа: Экскурсия по Киномузею (17.00–18.00)

Формы участия в конференции: очная, заочная.

Языки конференции: русский, английский.

Порядок подачи заявок:

Заявки на участие в конференции просьба направлять до 10 ноября 2020 по указанным электронным адресам.

По итогам рассмотрения заявок Организационным комитетом до 20 ноября 2020 будут разосланы приглашения с указанием срока и условий представления текстов докладов.

Организационный взнос – 500 рублей (вносится при регистрации).

 

Форма заявки

 Фамилия Имя Отчество

 

 Ученая степень (при наличии)

 

 Ученое звание (при наличии)

 

 Место работы, город, страна

 

 Должность (полностью)

 

 Контактный телефон

 

 E-mail

 

 Тема доклада

 

 Форма участия: очная / заочная

 

 Аннотация (4 - 5 предложений)