Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург / Кафедра философии, истории и теории искусства) и Новгородский университет им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород / Научно-образовательный центр «Гуманитарная урбанистика») при поддержке Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского (Москва), Университета искусств (Белград, Сербия / Кафедра теории и истории Факультета драматических искусств) и Новгородского Киномузея (Великий Новгород) 7–9 декабря 2023 года проводит международную научную конференцию, посвященную памяти русского философа Михаила Семеновича Уварова (1955–2013) «Метафизика искусства: музыка в городе – город в музыке».
Конференция продолжает цикл метафизических штудий, традиции которых начинаются на рубеже XX‑XXI веков. Конференции из цикла «Метафизика искусства» проходили в рамках Дней Петербургской философии и были посвящены темам: К 110-летию со дня рождения А.Ф. Лосева и 100-летию со дня рождения Т.В. Адорно (14-15 ноября 2003); Мелос и Логос: диалог в истории (18-20 ноября 2004); Поэтика Города (18 ноября 2005); Исповедальные тексты культуры (17‑18 ноября 2006); Архитектоника музыкального образа (20 ноября 2009 года); Российский гендерный порядок: искусство, литература, массовая культура (18-20 ноября 2010); Ценности классического в искусстве и философии (18–19 ноября 2011); Философская танатология: традиции и современность (16‑17 ноября 2012). Полифония затронутых тем отражает многогранность научных интересов одного из ведущих организаторов этих встреч, философа Михаила Семеновича Уварова (1955‑2013). В память о нем редакция журнала «Парадигма: Философско-культурологический альманах» в 2018 году организовала десятую встречу в традициях метафизических штудий: Русская литература в театре, музыке, кино (13–14 декабря 2018). В нынешнем году мы в некоторой степени возвращаемся к темам прошлых встреч: город и городская культура, философия искусства и музыкальное творчество. Этим темам были посвящены последние книги М.С. Уварова.
Работа конференции планируется в очном режиме в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2. Онлайн формат будет организован для участников, чей приезд будет затруднён.
‑ философия музыки; актуализация и осмысление творческого наследия М.С. Уварова по материалам его работ и последней прижизненной книги «Философия искусства: музыкальные акценты» (2013);
‑ музыкальный текст культуры, в том числе, в урбанистических координатах: исторический, философский, искусствоведческий аспекты; музыка в литературе, театре и кинематографе;
‑ исторические и современные тенденции отражения городской культуры в музыке и функционирования музыкальной культуры в координатах города;
‑ консерватории как центры музыкальной культуры; музыка как способ быть: музыкальное творчество, как профессия;
‑ отражение в музыке темы родного дома – города – края – отечества – родины – России.
Планируется включение в программу специальной молодежной секции учащихся Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург) и тематического киносеминара в Новгородском киномузее (Великий Новгород).
• Орлова Надежда Хаджимерзановна председатель Организационого комитета
доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, ведущий научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого
• Лаврова Светлана Витальевна сопредседатель Организационого комитета
доктор искусствоведения, проректор по науке Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург)
• Московчук Любовь Сергеевна ответственный секретарь
кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургский государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»
• Аванесов Сергей Сергеевич
доктор философских наук, директор Научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород)
• Апраксина Татьяна Игоревна
главный редактор международного журнала культуры «Апраксин блюз» (Санкт-Петербург – Калифорния)
• Зенкин Константин Владимирович
доктор искусствоведения, проректор по научной и воспитательной работе Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского (Москва)
• Евлампиев Игорь Иванович
доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета
• Мантет Джеймс
редактор по переводу журналов «Апраксин блюз» и «Парадигма» (Калифорния – Санкт-Петербург)
• Меньшиков Леонид Александрович
доктор искусствоведения, заведующий кафедрой общественных и гуманитарных наук Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
• Рубцов Валерий Валерьевич
директор Новгородского Киномузея (Великий Новгород)
• Сергеева Екатерина Алексеевна
ассистент-стажер Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, заместитель директора издательства «Планета музыки» (Санкт-Петербург).
• Тарасова Ольга Игоревна
доктор философских наук, заведующая кафедрой философии, истории и теории искусства Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург)
• Успенски Эниса
доктор филологии, профессор Факультета драматических искусств (Белград, Сербия)
• Фетисов Дмитрий Александрович
режиссер документального кино (Киностудия Лендок, Санкт-Петербург)
Заявки на участие в конференции в произвольной форме – с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, места работы/учебы (без сокращений), учёной степени, должности, темы – направлять по электронному адресу paradigmaspb@yandex.ru Срок приёма заявок – до 20 ноября 2023 г.
По результатам участия в конференции тексты докладов, прошедшие рецензирование, могут быть опубликованы в журналах: «Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой», «Общество. Среда. Развитие», «Парадигма: философско-культурологический альманах», «Апраксин блюз». Кроме того предполагается формирование авторского коллектива для подготовки коллективной монографии при поддержке издательства «Планета музыки».
Организационный взнос не предусмотрен
Дорожные расходы и расходы на проживание обеспечиваются участниками самостоятельно.