Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

DIGITAL-ТРАНСФОРМАЦИЯ VS НАСЛЕДИЕ ВАГАНОВОЙ

Международная онлайн-конференция

в рамках программы конференц-сессии "VII Вагановские чтения: балетное наследие в цифровом мире"

и программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»

DIGITAL-ТРАНСФОРМАЦИЯ VS НАСЛЕДИЕ ВАГАНОВОЙ

 24 июня 2022 года

Международная онлайн-конференция «Digital-трансформация VS Наследие Вагановой» состоялась в рамках конференц-сессии «Вагановские чтения-2022». Это было второе мероприятие вслед за конференцией «Методика Вагановой и современность». Оно охватило три тематических вектора:

- преобразования в методологии анализа современного хореографического искусства и расширение инструментария за счет цифровых возможностей;
- трансформация постановочного процесса в балетных театрах;
- изменения в методике взаимодействия с обучающимися.

Конференцию открыла проректор по науке и развитию Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, доктор искусствоведения С.В. Лаврова, подчеркнувшая в приветственном слове важность внедрения и освоения цифровых технологий в сфере теории и практики.

Тематика докладов показала, что, несмотря на стремительное развитие новейших технологий, в художественно-постановочной сфере остро стоит задача сохранения эмоционально-образного посыла искусства, в области образования растут запросы на сохранение непосредственного общения между педагогами и обучающимися, а в теоретических исследованиях актуален запрос на внедрение новых методологических инструментов на базе цифровых возможностей. Диапазон вопросов и проблем, охваченный докладами, подтвердил необходимость и, главное, возможность их планомерного решения с привлечением ресурсов программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Так, доклад доктора культурологии, профессора кафедры философии, истории и теории искусства Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой Л.В. Никифоровой «Цифровая гуманитаристика в исследованиях танца и dance studies: различия и сближения» обозначил перспективы интеграции отечественных танцевальных исследований в поле цифровой гуманитаристики (digital humanities). Перед Академией, где силен фундамент балетоведения и где на основе традиций отечественной театроведческой школы выработана своя система историко-теоретического и критического анализа хореографического произведения, стоит задача интеграции в международное научное пространство как ведущего исследовательского вуза в сфере современного балета и танца. Доклад подчеркнул необходимость коллаборации со специалистами по новым цифровым технологиям обработки данных, важность обновления технической базы Академии для создания в перспективе полноценного научного учреждения по вопросам хореологии.

Череда сообщений свидетельствовала о поисках действенных подходов к анализу цифровых спектаклей, где медиатехнологии меняют принципы взаимодействия зрителей и актеров, вносят интерактивность и генеративность. В докладе кандидата искусствоведения, доцента кафедры хореографии Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена Я. Ю. Гуровой «Онлайн-спектакль "СhekhovOS" с Михаилом Барышниковым как новая форма digital-спектакля» был представлен пример подобного зрелища. Интерактивный онлайн-театр «СhekhovOS» вдохновлен пьесой Антона Павловича Чехова «Вишневый сад», а также письмами автора разным лицам. Новый жанр авторы определили как «экспериментальная игра».
Аспирантка кафедры балетмейстерского образования Ю.С. Савостьянова в своем выступлении охватила актуальные зарубежные опыты Саши Вальц ("Sasha Waltz&Guests"), Жиля Жобена (Gilles Jobin) отечественных художников Надежды Бей и Светланы Леничко по созданию художественного цифрового пространства («Художественный потенциал VR и AR-технологий в современной хореографии»).

Магистрант факультета свободных искусств и наук (программа «Музыкальная критика») А.Ю. Глухова в докладе «Параметрические структуры в хореографии Мерса Каннингема, Уильяма Форсайта и Уэйна Макгрегора» представила обзор подходов к созданию хореографического текста на основе компьютерных алгоритмов.
Доклады аспиранта Алтайского государственного университета С.С. Грибова «Танцевальные медиа-перформансы фестиваля "Девять вечеров"» и кандидата искусствоведения, доцента кафедры балетмейстерского образования Академии О.В. Грызуновой «Создание "нового" тела посредством медиа в спектаклях Иржи Килиана "Vanishing Twin" и "Gods And Dogs"» ретроспективно представили процесс внедрения и развития медиа в экспериментах перформативного искусства 1960-х и в театральных поисках И. Килиана 2000-х гг. соответственно.

Гость конференции, PhD, научный сотрудник Института глобального лидерства университета Очаномидзу Н. Фукасава ознакомила с малоизвестным в России опытом практической интеграции танца и цифровых технологий в Японии (доклад «Практическая интеграция танца и цифровых технологий в Японии»). Приведенные докладчицей примеры (проекты коллектива «Dumb Type», хореографа Umeda Hiroaki, компьютерной компании «Rhizomatiks») свидетельствовали о высоком уровне развития медиатехнологий. Вместе с тем, на фоне активного совершенствования этих технологий обостряются противоречия во взаимодействии хореографов и IT-инженеров. IT-инженеры увлечены преимущественно технологической составляющей, в то время как хореографам важно реализовать художественную концепцию. Для новейших арт-тенденций в Японии не решена проблема взаимодействия со зрительской аудиторией, которой цифровые эксперименты пока остаются мало востребованными.

Генеральный продюсер «Общественного фонда развития исполнительских искусств» Р.Р. Дулмаганов и директор по маркетингу ГК «Ирисофт» А.В. Соловьев рассказали об эксперименте с VR-технологиями на кафедре балетмейстерского образования Академии при участии студентки бакалавриата А. Март.
Р.Р. Дулмагановым был анонсирован цифровой проект в балете под рабочим названием: «AR спектакль "Матильда Кшесинская: блистательная реальность», реализуемый на средства гранта Российского фонда культуры к 150-летию со дня рождения великой русской балерины в особняке М.Ф. Кшесинской при содействии Академии. Мировая премьера спектакля запланирована на 15 ноября 2022 года. А.В. Соловьев «изнутри» погрузил в процесс поиска новых приемов взаимодействия между техническими средствами и артистами, рассказал о сложностях передачи художественного наполнения танца при панорамной съемке и о найденным приемах усиления эстетического воздействия на зрителя. Доклад обозначил потребности кафедры по созданию дополнительных условий для реализации подобных экспериментов, по расширению существующих программ обучения и по привлечению практикующих IT-инженеров к сотрудничеству. Обозначенные задачи также могут быть решены за счет возможностей программы «Приоритет-2030».

Необходимость обновления учебных программ для балетных специалистов в соответствии с современными запросами театров подтвердил и доклад аспиранта Академии П.Б. Новоселова «Цифровая трансформация технологии постановочного процесса в современном балетном театре». На примере спектаклей «Конек-Горбунок» (А. Радунского и в редакции М. Мессерера), «Лебединого озера» (версия Н. Дуато), «Золушка» (в редакции М. Мессерера) автор рассказал об обновлении художественно-постановочных средств, о возрастающей роли медиа в сценографии спектаклей. Специалист по учебно-методической работе, инженер кафедры хореографии Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена Г.Г. Ибрагимов в докладе «Цифровые технологии в профессиональной подготовке педагогов-хореографов» затронул важнейшую проблему актуализации учебных программ и внедрения в них цифровых компетенций (освоение обучающимися базовых текстовых, видео- и звуковых редакторов, программ видеотрансляций, программ обработки и учета данных и цифрового администрирования).

Проблему обновления инструментов обучения танцевальным техникам затронул доклад выпускницы кафедры балетоведения Ю.С. Макаровой и доктора философских наук, профессора кафедры балетмейстерского образования Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Е.Э. Дробышевой «Технологии анимации в разработке программ обучения танцу». Ю.С. Макарова представила проект анимированного тренажёра по хореографии, который можно было бы запрограммировать на танец в любом стиле и технике. Представленная идея вызвала отклик аудитории: с одной стороны, представленный Ю.С. Макаровой проект может успешно решать задачи по популяризации танца и балета в частности среди любительской аудитории. С другой стороны, становление и профессионального артиста, и профессионального хореографа с помощью этого инструмента затруднительно. Однако, в силу отсутствия в отечественном пространстве подобных программ, анонсированный проект вполне отвечает задачам цифровизации и необходимости популяризации балета в цифровую эпоху.

Проблему документации процесса обучения специальным хореографическим дисциплинам затронула магистрантка Академии Е.С. Старовойтова в докладе «Развитие методики А.Я. Вагановой в Перми на примере педагогической деятельности Нинель Даниловны Сильванович». Если «оцифровка» методического наследия балетных педагогов прошлого затруднена необходимостью предварительной реконструкции зафиксированных комбинаций, то цифровая фиксация авторских методов и приемов работы современных педагогов возможна непосредственно в процессе уроков, ограничена только техническими ресурсами и согласием самих педагогов участвовать в формировании цифрового методического фонда Академии, который также может быть создан в рамках программы «Приоритет-2030».

Востребованность цифровых художественных фондов и архивов подтвердилась и в докладе аспирантки Академии Т.К. Ногиновой «Феномен дизайнера Сони Делоне и ее оцифрованного графического наследия». В сообщении автор представила различные примеры использования Делоне идей симультанной живописи в театральном костюме, кино. Возможность обращения к оцифрованному наследию Делоне позволила возродить ее идеи в модных коллекциях современных дизайнеров.

Доклад кандидата педагогических наук, заведующей кафедры общей педагогики С.А. Русиновой «Диалог как эффективный метод при дистанционном обучении» затронул вопросы методики организации педагогического процесса и подтвердил: несмотря на цифровое развитие и рост доступности цифровых технологий у обучающихся усиливается потребность диалога и ориентации процесса обучения на их личностный опыт.

А.Я. Ваганова и ее современники в 1920-1930-е гг. заложили базу среднего и высшего профессионального хореографического образования в России. Эта база за период XX века позволила выработать системы подготовки педагогов балета, хореографов, балетоведов. Проблематика докладов подтвердила, что теперь встает вопрос адаптации наработанных систем обучения к происходящим в мире изменениям.

Как резюмировала доктор философских наук, заведующая кафедрой философии, теории и истории искусства Академия О.И. Тарасова в своем докладе «Антропология хореографии и технология цифры: мера взаимодействия», в античной Греции слова «искусство» и «технология» были синонимичны. Возможно, в XXI веке задача цифровых технологий и искусства в своем единстве усилить эстетическое воздействие художественных форм на зрителя.
Каким образом будет осуществляться поиск единства – определят художественные вузы-лидеры, к которым, безусловно, относится и Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Программа конференции.

Тезисы участников конференции.

Координаторы проекта:

• Грызунова Ольга Валериевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры балетмейстерского образования Академии;
• Савостьянова Юлия Сергеевна, аспирантка кафедры балетмейстерского образования Академии.

Видеозапись конференции

1 часть

2 часть

3 часть