Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

В текстах сохранены индивидуальные особенности орфографии и пунктуации источников.

18.02.2024
Русской школе балета – 285 ЛЕТ

На сцене Концертного зала «Зарядье» состоялось знаменательное событие. Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, отмечающая 285-летие со дня основания и 50-летие своего ректора – прославленного премьера Большого театра народного артиста России Николай Цискаридзе, представила Вечер балета «Виват, Академия!» В программу вечера вошли мировая премьера одноактного балета Максима Севагина «Танцы на свадьбе» на музыку Энрике Гранадоса и сюита из балета «Фея кукол» Йозефа Байера в постановке Николая Цискаридзе. Творческий проект «Виват, Академия!» осуществлен в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» – крупнейшего в истории государственного проекта поддержки развития российских вузов.

Уникальная Балетная школа, ставшая примером для организации всего художественного образования в России, возникла в Санкт-Петербурге в 1738 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Уже потом появились созданные по ее образцу Академия трех знатнейших художеств (1758), Смольный институт благородных девиц (1764) и Царскосельский лицей (1810), в котором учился Пушкин.

Слова Густава Малера о том, что «традиция – это передача Огня, а не поклонение пеплу», в полной мере относятся и к нашему юбиляру. Благодаря бережному отношению к хореографическому наследию, к накопленным поколениями балетмейстеров, танцовщиков и педагогов традициям исполнительского мастерства, возникла и получила мировую известность Школа классического танца имени профессора Вагановой.

Юбилейный вечер «вагановцев» в «Зарядье» открывал балет «Танцы на свадьбе» (мировая премьера), поставленный выпускником Академии (2015) Максимом Севагиным – нынешним художественным руководителем балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Получив благословление на постановки от ректора Николая Цискаридзе еще в годы учебы в Академии, Максим Севагин сделал блестящую балетмейстерскую карьеру, заявив о себе как интересном, многообещающем хореографе малых форм.

Основой структуры и национального колорита его нового балета стала сюита «Испанские танцы» Энрике Гранадоса (1867–1916), в которой композитор использовал как настоящие народные мелодии, так и самостоятельно сочиненные их имитации.

Спектакль представляет собой дивертисмент из десяти танцевальных миниатюр, объединённых местом действия и событием – свадьбой.

«Балет "Танцы на свадьбе" – это моя хореографическая интерпретация свадебного торжества в испанском стиле, – замечает постановщик в своей статье в буклете. – Разные герои, будь то невеста, или друзья жениха, или сваты, обладают индивидуальными особенностями с точки зрения эмоциональной окраски и функции в спектакле».

Важное, на мой взгляд, замечание, поскольку фольклорные элементы, использованные композитором, вызывают в воображении слушателя образы болеро, мелагеньи, галисийской бурры, хоты, других народных испанских танцев, что предполагает иной свадебный ритуал, иную пластику.

Однако в балете и не такое возможно. Вспомним хотя бы придуманных для театральной сцены «Дон Кихота» и «Баядерку» или танец русской невесты на пуантах в «Лебедином озере». К тому же, музыкальная стилизация фольклорного материала самим Гранадасом вполне это допускает.

Известный французский композитор и музыковед Анри Колле (1885–1951) писал о характерном для Гранадоса сочетании «кубинской небрежности и каталонской энергии, являющейся неопровержимо испанской и сливающейся с такой легкостью с желанием популярности». Колле особо подчеркивал «демократическую устремленность Гранадоса, прекрасным примером которой являются, на его взгляд, «Испанские танцы», обращенные к самым широким кругам слушателей и исполнителей».

Так что придуманное Савагиным «свадебное торжество» получилось не совсем испанским, но любопытным, праздничным и в меру эротичным в духе сюиты Гренадаса. Достойное подношение вагановца своей Alma mater к ее юбилею.

Что касается спектакля, то в целом он получился. Хореографическое однообразие, особенно в первых массовых сценах, компенсируют интересно поставленные и с чувством исполненные главные дуэты. Юные артисты были на высоте. Особо, на мой взгляд, следует отметить Элизабетту Налин (Невеста), виртуозного Константина Лаврентьева (Жених), Майю Палилионис (Сваха), Кирилла Власова (Сват) и Друзей жениха (Николас Хорхе и Максим Полицан).

Второе отделение вечера было посвящено сюите из петербургской версии комического балета Йозефа Байера «Фея кукол» (1903), известного российскому зрителю не столько хореографией Николая и Сергея Легатов (их первая постановка большого спектакля), сколько оформлением Льва Бакста (1866-1924), который создал удивительно тонкую иллюстрацию петербургского Гостиного двора середины XIX века, где состоялся придуманный постановщиками кукольно-балетный бал Феи кукол.

Через этот балет в разные годы прошли многие «звёзды» дореволюционного Мариинского театра: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вера Трефилова, Агриппина Ваганова, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина, Сергей Легат, Михаил Фокин… И практически все учащиеся Балетной школы.

В 1914 году гастрольная труппа Анны Павловой включила этот балет в свой репертуар под названием «Волшебные куклы».

В 1989 году художественный руководитель Ленинградского хореографического училища народный артист СССР Константин Сергеев поставил навеянный воспоминаниями о спектакле братьев Легат, собственный вариант балета «Фея кукол» для своих воспитанников.

В 2015 году по инициативе ректора Академии профессора Цискаридзе «Фея кукол» обрела новую жизнь. Цискаридзе и возглавляемая им группа педагогов представили свою весьма убедительную версию балета в оформлении Льва Бакста, который умел «одевать» спектакль, делая сценографию и костюмы его художественным образом.

Действие балета «Фея кукол» происходит в лавке игрушек Санкт-Петербурга. В его основе – дивертисмент номеров-танцев, в котором выступили не только выпускники, но учащиеся разных классов и студенты Академии.

Центром балета стало Па-де-труа Феи и двух влюбленных в нее Пьеро в блестящем исполнении Алисы Бариновой, Ивана Волкова и Кирилла Власова. Когда-то это трио было любимым номером Матильды Кшесинской, Сергея Легата и Михаила Фокина.

А еще запомнились Георгий Варнава (Полишинель), Лев Тимошенко (Арлекин), Полина Парфёнова и Станислав Карпов (Русские куклы), Веселина Илиева (Испанка), Мария Затока и Максим Полицан (Китаянка и Китаец), Дарья Панькова (Француженка), а также Марш кукол в исполнении учащихся младших классов…

Вечер балета «Виват, Академия!» закончился, но зрители благодарными аплодисментами еще долго не отпускали юных артистов и их педагогов со сцены.

Автор - Валерий Модестов.
Источник: "Музыкальные сезоны", 18.02.2024

16.02.2024
«Виват, Академия!» в «Зарядье»

Источник: "Первый канал", Доброе утро. Фрагмент выпуска от 16.02.2024.

28.01.2024
В Петербурге прошел вечер памяти выдающейся ленинградской балерины Татьяны Вечесловой

"Жить полным вдохом". Литературно-музыкальную композицию под таким названием представили в Академии русского балета имени Вагановой. Концерт приурочен к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и посвящен памяти выдающейся балерины Татьяны Вечесловой. Впечатления Екатерины Грициенко.

Источник: "Вести. Санкт-Петербург", 27 января 2024 г.

28.01.2024
Профессор Удаленкова рассказала, что помогло ей пережить блокаду Ленинграда

Сегодня страна отмечает 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В результате Ленинградско-Новгородской операции с 14 января по первое марта 44-го года советские войска нанесли тяжелое поражение группе немецких армий «Север» и отбросили ее на 200 километров. За 872 дня в осажденном городе погибли больше миллиона человек - и это только мирные жители. В 2022 году суд Петербурга признал блокаду Ленинграда - геноцидом.

Источник: телканал "Звезда", 27 января 2024 г.

18.01.2024
ЛХУ в годы блокады

Источник: Телканал "Россия", "Ветси. Санкт-Петербург", 18 января 2024 г.

Bcnjxybr

1.09.2023
Новый учебный год
1.09.2023
Академия русского балета имени Вагановой открыла двери для 66 первоклассников
25.07.2023
"Звёзды Белых ночей"

Сюжет о выпускных спектаклях Академии 2023 года в Мариинском театре в телепрограмме "Звёзды Белых ночей" телеканала "Культура".

Эфир 21 июля 2023 г.

3.07.2023
Юбилейный концерт вагановцев в Кремле

Балетоведам и балетоманам, с доброжелательным вниманием наблюдающим за появлением молодых дарований среди воспитанников прославленной Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, сегодня вовсе не обязательно выезжать в Санкт-Петербург, чтобы посмотреть спектакль ее выпускников, который традиционно проходит на сцене Мариинского театра. Начиная с 2015 года Академия ежегодно (кроме года пандемии) представляет своих выпускников еще и в Москве, на сцене Государственного Кремлевского Дворца. В этом году Гала-концерт учащихся Академии русского балета имени А.Я. Вагановой прошел в Кремле дважды – 18 и 19 июня. В нем приняло участие 120 человек: 80 – девочек и 40 мальчиков.

За несколько минут до представления перед шеститысячной аудиторией зрителей, собравшейся в Кремлевском Дворце, выступил ректор Академии, народный артист России Николай Цискаридзе. Он напомнил зрителям о замечательных юбилейных датах, связанных с возникновением в России балетного театра и хореографического образования.

350 лет назад, в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича, в селе Преображенское под Москвой показали первый в России балетный спектакль, который назывался «Балет об Орфее». А 4 мая 1738 года императрицей Анной Иоанновной был подписан Указ об открытии в Санкт-Петербурге «Танцовальной Ея Императорского Величества школы». Так начиналась история отечественного балета, которому суждено было стать национальной гордостью России. Закономерно, что в этом году Гала-концерт Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой посвящался 285‑летию со дня ее основания.

Хочется подчеркнуть, что программа Гала-концерта вагановцев в Московском Кремле была составлена с большим творческим размахом и тонким художественным вкусом. В первом отделении кремлевские зрители увидели грандиозную и красочную сюиту из балета «Корсар» (картина «Оживленный сад»). А во втором отделении – темпераментную и зажигательную сюиту из советского балета «Лауренсия».

Балет «Корсар» по мотивам одноименной романтической поэмы Дж.Г. Байрона на музыку Адольфа Адана (автора партитуры «Жизели») впервые был поставлен в 1856 году на сцене Парижской оперы хореографом Жоржем Мазилье. Однако долгая и счастливая сценическая судьба его ждала благодаря совершенствованию первоначальной хореографии, над которой в течение 36 лет (с 1863 по 1899 год) работал в Санкт-Петербурге Мариус Петипа.

В 1868 году, осуществляя вторую редакцию «Корсара», Мариус Петипа сочинил картину «Оживленный сад», действие которой происходит во время праздника во дворце паши Сеида. В этой грандиозной хореографической композиции участвовало 80 человек (включая двух солисток – Медоры и Гюльнары).

В 2007 году для премьеры «Корсара» на сцене Государственного академического Большого театра России полную версию «Оживленного сада» реконструировал Юрий Бурлака. Для спектакля выпускников Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в Мариинском театре и на Гала-концерте в Московском Кремле Николай Цискаридзе включил в картину «Оживленный сад» па де труа Одалисок и знаменитое па де де Медоры и Раба из второго действия балета.

В сюите из балета «Корсар», показанной на Гала-концерте в Кремлевском Дворце участвовало 70 воспитанников Академии. Среди них: воспитанники младших классов и студенты старших курсов.

В постоянно меняющейся танцевальной мозаике, украшенной орнаментом из цветочных гирлянд и корзиночек, юные артисты проявили слаженность и синхронность движений, поразив кремлевскую публику своим мастерством и вызвав громкие и одобрительные аплодисменты.

Тепло принимали кремлевские зрители большое адажио Медоры (Ярославна Куприна) и Гюльнары (Алиса Баринова) и вариации этих главных героинь; трио Одалисок (Юлия Котлярова, Софья Романович, Екатерина Морозова); вариацию солистки (Пинья Риссанен – Финляндия) и вариацию двух солисток (Софья Соломина и Майя Чобота – Румыния).

Бурными аплодисментами и возгласами «Браво!» сопровождалось адажио Медоры и Раба, которое исполнили Мария Кошкарёва и Кодама-Помфрет Тайга (Великобритания).

Балетные критики и балетоманы хорошо помнят этих талантливых вагановцев по Международному фестивалю артистов балета, проходившему в Москве в 2022 году. Тогда Мария Кошкарёва была удостоена I премии, а Кодама-Помфрет Тайга получил II премию. За минувший год мастерство юных артистов-вагановцев заметно возросло. Сегодня этот дуэт мог бы украсить балетную труппу любого театра. Особенно впечатлили зрителей мощные, высокие прыжки, которыми Кодама-Помфрет Тайга пересекал огромную кремлевскую сцену, а также его мягкие, бесшумные приземления. Выступление юного артиста выражало неукротимую энергию и упоение танцем.

Во втором отделении Гала-концерта в Кремлевском Дворце выпускники Академии с большим воодушевлением исполнили сюиту из балета «Лауренсия». Балет «Лауренсия» по мотивам пьесы испанского драматурга Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») на музыку Александра Крейна впервые был поставлен выдающимся танцовщиком и хореографом Вахтангом Чабукиане на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) в 1939 году. В 1940–1950-е годы этот колоритный трехактный балет о свободолюбивом испанском народе и гордой девушке Лауренсии, отстоявшей свое право на любовь и счастье, с огромным успехом шел на сцене многих российских театров.

В 2015 году народный артист России Николай Цискаридзе составил из классических и характерных танцев «Лауренсии» сюиту, предназначенную для спектакля выпускников Академии. Восстановление характерных танцев скрупулезно осуществила заслуженная артистка России Ирина Генслер.

Действие сюиты происходит на свадьбе Лауренсии и Фрондосо, где собрались все жители деревни Фуэнте Овехуна. Праздник начинается с плавного лирического танца девушек. Затем в танцевальное соревнование между собой вступают отец Лауренсии, Эстеван (Даниил Алфёров) и отец Фрондосо, Хуан (Андрей Чужанов).

С большим вдохновением исполнили выпускники Академии темпераментный танец фламенко. Девушки, одетые в яркие, желто-красные платья, завораживающе играли темными шалями в гибких руках, а в центре кружилась в вихре солистка (Карина Давлеева) и два соперника (Андрей Тихомиров и Константин Лаврентьев).

После зажигательного танца с кастаньетами, в котором особенно отличились Екатерина Морозова и Николай Диденко, начиналось великолепное классическое адажио в испанском стиле трех пар (па де сис). Его виртуозно исполнили главные герои – Лауренсия (Софья Валиуллина) и Фрондосо (Лука Добош – Румыния), а также их молодые друзья: Паскуала (Дарья Куликова) и Ортуньо (Глеб Асадченко), Хасинта (Веселина Илиева – Болгария) и Флорес (Аслам Гарифуллин).

Завершилась сюита из балета «Лауренсия» большим дивертисментом всех ее участников.

Кремлевские зрители проводили молодых артистов горячими аплодисментами.

Будем ждать следующего выпуска вагановцев в Москве.

Вера Кошелева.
Источник: "Музыкальные сезоны", 2 июля 2023 г.

 

3.07.2023
Вкус к классике

18 и 19 июня 2023 в Государственном Кремлевском дворце прошли выпускные спектакли учащихся Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.

Учебное заведение отмечает в этом году юбилей — 285 лет со дня основания. Программа концерта вполне ожидаемо состояла из балетной классики — дореволюционной и советской.

Вечер открылся сюитой «Оживленный сад» из балета «Корсар» (хореография Мариуса Петипа в редакции Юрия Бурлаки). Московские театралы хорошо знакомы с данной версией — ведь с 2007 по февраль 2021 года именно «Корсар» в постановке Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки шел в Большом театре. Этот хореографический блокбастер, возрожденный в максимально приближенном к оригиналу конца XIX столетия виде, в свое время наделал немало шума. А волшебство «Оживленного сада», в котором Петипа создал величественную композицию, представляющую собой практически «цветочный Версаль», заставляло многих приходить на спектакль не один раз.

Но теперь этот «Корсар» в прошлом — то, что его возобновят крайне маловероятно. Потому за выбор столь неординарного материала уже стоит поблагодарить вагановцев. Однако плюсы только начинаются — ведь студенты освоили хореографию 130-летней давности не просто с прилежанием, а с истинной стилистической чуткостью и вниманием.

Кордебалет был синхронен, устойчив, аккуратен, а солистки — каждая из них была драгоценностью, отдельной жемчужиной этого хореографического шедевра. Изысканно-нежная Ярославна Куприна (Медора), станцевавшая старинную вариацию очень утонченно и филигранно, обаятельная Алиса Баринова (Гюльнара), танец которой соткан из тонкого кружева. Обворожительна миниатюрная девушка из Финляндии Пинья Риссанен — ее сольный номер стал своеобразной вишенкой на торте «Оживленного сада».

К гармоничной конструкции этого «балетного рая» специально для выпускников Николай Цискаридзе добавил знаменитое па-де-де Медоры и Раба и старинное па-де-труа одалисок. В первом солировали главные звезды этого выпуска — уже ставшая известной Мария Кошкарева и заслуженно набирающий популярность Кодама-Помфрет Тайга из Великобритании.

Кошкарева — действительно уже готовая балерина, которая знает, как себя подать. Величественность, стать, техническая уверенность, апломб этой молодой, но не по годам профессиональной танцовщицы выдают в ней настоящего лидера. Таким же предстал и ее партнер — кроме баснословного технического арсенала у парня явно большой актерский талант. Цискаридзе соединил в этом дуэте своих сильнейших подопечных и явно не прогадал.

После холодной роскоши императорского «Корсара» как нельзя кстати пришлась сюита из темпераментной и огненной «Лауренсии» в хореографии Вахтанга Чабукиани. Впервые этот балет появился в 1939 году — его либретто написано по драме Лопе де Веги «Овечий источник». Спектакль, где испанские крестьяне восстают против феодалов, несомненно, был крайне актуальным для того времени. В нем блистали Майя Плисецкая, Николай Фадеечев, Наталия Дудинская, Нина Тимофеева и сам Чабукиани — лучшие силы Кировского и Большого театров. Но от забвения его ничто не спасло — в конце 70-х он испарился со сцены, как образец «устаревшего драмбалета».

Триумфальное возвращение состоялось только в 2010 году — в Михайловском театре Михаил Мессерер воскресил оригинальную «Лауренсию», но сделал много сокращений и купюр. Эту версию там можно увидеть и сегодня.

Сюита, которую демонстрировали выпускники Академии — пиршество характерного танца. Даже классическое pas de six у Чабукиани снабжено а-ля национальной пластикой. Танец здесь на первом плане, ведь музыка Александра Крейна абсолютно вторична и ремесленна, она ни в коем случае не самостоятельный и ценный материал.

Проблем с освоением лексики характерного танца у студентов тоже не возникло — благо в Академии здравствует выдающийся мастер Ирина Генслер и другие педагоги, которые смогли привить своим подопечным вкус и нужную манеру исполнения. Именно поэтому студенты-артисты танцевали с такой отдачей, воодушевлением и главное — завидным мастерством. Софья Валиуллина, исполнявшая роль самой Лауренсии, была превосходна в своей органичности и внимании к деталям — она уже настоящая артистка, которой подвластна и абсолютно классическая хореография Петипа (в том году она танцевала Раймонду на выпускном), так и более терпкий, колоритный стиль балета Чабукиани.

Запомнилась очаровательная Дарья Куликова, прощебетавшая свою вариацию с таким очарованием и бисерной легкостью, что нельзя было не удивиться. А мастер-класс по эмоциональной наполненности провела Карина Давлеева, солировавшая в постепенно набирающем градус «Фламенко» — ее томной, соблазняющей пластике и обжигающему взгляду могут позавидовать сами испанки.

Филипп Геллер
Источник: Classical Music New Ru, 3 июля 2023

Страница 1 из 22