В текстах сохранены индивидуальные особенности орфографии и пунктуации источников.
8 сентября 1941-го началась Блокада Ленинграда. Каждый год мы открываем для себя свидетельства подвигов ленинградцев – людей, не сдавшихся и не отступивших перед врагом, выживших и победивших обстрелы и бомбежки, голод, холод и болезни. Об этом мы узнаем из рассекреченных архивов и из дневниковых записей и воспоминаний самих жителей осажденного города и их потомков. Программа "Неделя в городе" телеканала 78 рассказала об артистах ленинградского балета, выходивших на сцену в годы войны.
Источник: Телеканал 78, 8 сентября 2024 г.
Первые шаги на пути к мечте. Академия русского балета имени Вагановой открыла свои двери для 68-ми первоклассников. По традиции, линейка прошла у памятника Галине Улановой. Во дворе академии собрались педагоги, родители, ученик, и те, кто еще только начинает свое восхождение к вершинам искусства. Первый звонок дал ректор Николай Цискаридзе. Знаменитый артист и чуткий педагог дал напутствие ребятам - "Бороться и искать", равняться на великих и побеждать самих себя.
Источник: телеканал «Россия – Санкт-Петербург», 2 сентября 2024.
Ректор пожелал удачи всем, кто только начинает свой путь.
Российский артист балета и педагог, премьер балета Большого театра, ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе принял новых учащихся в академию в День знаний.
— Мы находимся в историческом месте. Те, кто пришёл сюда вновь, я вас поздравляю, вы вошли в одно из самых древних заведений мира. Я очень люблю этот двор, потому что здесь стоит памятник моему педагогу — одной из лучших учениц этой школы. Каждое утро я заезжаю во двор школы и здороваюсь с педагогом (Галиной Улановой, Прим. Ред.), она не только подарила мне профессию, но и привнесла огромный вклад в искусство, который никто не смог превзойти. Я очень хочу, чтобы те, кто стоит тут, достигли таких же высот. Чтобы душой исполнить полёт, надо очень много трудиться, не только физически, но и морально, интеллектуально, потому что телом руководит голова. Всё в ваших руках, недаром русский балет родился в этом непростом климате, потому что город суровый и профессия суровая, она красивая и легко воспринимается, но очень сложно делается. Я вас всех призываю следить за собой, слушать своих педагогов и разумно относиться ко всему, что вы делаете, — озвучил Цискаридзе.
Ректор призвал родителей быть сотрудниками педагогов, потому что это важная составляющая обучения.
— Новенькие, маленькие, я вам желаю удачи, вы приходите в школу с огромной историей, вам восемь лет придётся много трудиться. Выпускники — я вам желаю включить голову, с июня месяца ваша жизнь изменится кардинально на ближайшие 20 лет. Впереди нас ждёт интересного, — подытожил артист.
Источник: 78.ru
"Русские сезоны" продолжаются в Бразилии. На сцене одного из старейших театров Сан-Паулу выступили учащиеся Академии русского балета имени Вагановой. Помимо концертов также прошли мастер-классы. Педагоги из России поделились своим опытом с артистами местного балета. По словам руководителя Академии Николая Цискаридзе, бразильской публике представили шедевры классики.
Источник: Россия 24. Новости, 27 июня 2024 г.
"В Сан-Паулу спектакли прошли благополучно и театр постоянно был полон", – вспоминал танцовщик труппы Дягилева Сергей Григорьев о гастролях в Латинскую Америку в 1917 году. Ровно 107 лет спустя "Русские сезоны" вновь в Бразилии. Ольга Енина расскажет подробнее.
На сцене одного из старейших театров Сан-Паулу – учащиеся Академии Русского балета имени Вагановой. Впервые в Бразилии. Привезли шедевры классического репертуара – фрагменты балетов конца XIX – начала XX веков. "Проведение русских сезонов в Бразилии, в стране, которая является нашим стратегическим партнером. Это символ того, что наши отношения развиваются, что наши отношения развиваются не только в экономической, политических областях. Области культуры, связи между общественными организациями, между нашими народами", – отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Федеративной Республике Бразилии Алексей Лабецкий.
В последний раз Николай Цискаридзе был в Бразилии 25 лет назад, выступал в составе труппы Большого театра. И вот – возвращение в новом качестве. "У меня, как руководителя школы, есть желание, если я увижу действительно тех, кто соответствует нашим критериям. Россия выделяет большие средства для того, чтобы вкладывать средства в одаренных людей. У нас есть программа, по которой мы учим бесплатно представители разных стран. Если дети способны – я с удовольствием приглашу. Я знаю, что наш МИД сделает всё для того, чтобы эти дети получили деньги и возможность поучиться в России в самой главной школе в области балета", – рассказал ректор Академии русского балета им. Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе.
Первое отделение – яркие номера выпускного концерта этого года. В их числе главы из энциклопедии классического танца – балета "Спящая красавица" на музыку Чайковского. С которого началось "десятилетие шедевров Мариуса Петипа". В Академии Вагановой используют редакцию Константина Сергеева середины XX века. Второй акт был отдан красочной сюите из "Феи кукол". Балет Йозефа Байера пришёл в Россию в конце XIX века и регулярно ставился на главных сценах страны. Для студентов Вагановки постановку в 1989 году переработал Константин Сергеев. Опираясь на его редакцию и исторические документы, Николай Цискаридзе создал свою версию. Её воспитанники академии исполняют в воссозданных декорациях и костюмах Льва Бакста.
Классический танец в Бразилии основан на русских традициях. Мария Оленева была основательницей первой профессиональной балетной школы при Муниципальном театре Рио-де-Жанейро. Для сегодняшних артистов этой труппы Николай Цискаридзе вместе с педагогами Академии Вагановой подготовил мастер-класс.
Источник: телеканал "Культура", 26 июня 2024.
Она была строга и могла поставить на место любого. Но всего одна репетиция с ней до неузнаваемости меняла танцовщика. 26 июня 1879 года родилась балерина Агриппина Ваганова. Она создавала отечественных звезд, основала непревзойденную школу русского балета. У нее учились Марина Семенова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Алла Шелест и многие другие талантливые балерины ХХ века.
Какой была великий педагог Агриппина Ваганова, почему ее любили и боялись, и как сегодня живет Академия русского балета ее имени в Петербурге?
Источник: телекомпания ОТР, 26 июня 2024 г.
"В прошлый раз Николай Цискаридзе выступал в Бразилии в составе труппы Большого театра 25 лет назад, в 1999 году. И вот теперь возвращается в эту страну в новом качестве", - говорится в сообщении.
В пресс-службе отметили, что учащиеся Академии русского балета имени А. Я. Вагановой выступили 24 и 25 июня на сцене Theatro São Pedro в Сан-Паулу в рамках проекта "Русские сезоны". Перед началом вечера к зрителям обратились Николай Цискаридзе и посол Российской Федерации в Бразилии Алексей Лабецкий. Лабецкий отметил, что проведение "Русских сезонов" в Бразилии - символ того, что отношения двух стран развиваются не только в экономической и политической областях, но и в области культуры, связей между общественными организациями, народами в целом.
Цискаридзе сообщил, что в Бразилию они привезли прежде всего классическую программу. Всего на сцену вышли около 50 учащихся разных курсов. "Бразильская публика реагировала темпераментно - аплодисментами на каждый номер программы", - отметили в пресс-службе, добавив, что в конце представления юным балеринам и танцовщикам устроили долгую овацию.
Международный культурный проект "Русские сезоны" правительства РФ и Минкультуры РФ по представлению русской культуры за рубежом проводится ежегодно. Миссией проекта организаторы называют представление России как страны, бережно сохраняющей и развивающей богатейшее культурное наследие и традиции. Проект предусматривает разные форматы: от концертов классической музыки и театральных постановок до фестивалей кинематографистов, художественных выставок, просветительских проектов, лекций и мастер-классов. Всего за время существования "Русские сезоны" посетили более 13 млн зрителей.
Источник: ТАСС, 25 июня 2024 г.
На сцене Кремлёвского Дворца состоялся показ «необыкновенного концерта» Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, в котором приняли участие более 150 воспитанников в возрасте от 10 до 19 лет.
Зрители увидели фрагменты из классических балетов «Пробуждение Флоры», «Венгерская рапсодия», «Наяда и Рыбак», «Спящая красавица». В программу вошла также мировая премьера одноактного балета «Танцы на свадьбе» на музыку Энрике Гранадоса. Показ концерта в Москве на сцене Кремлевского Дворца осуществлен в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» – крупнейшего в истории государственного проекта поддержки развития российских вузов.
Почти три века в учебном заведении, которое прошло путь от Танцевальной школы до Академии русского балета, развивается мастерство классического сценического танца, основанное на уникальных методиках преподавания. За эти годы Школа сумела сохранить и развить традиции, накопленные поколениями танцовщиков и педагогов, завоевала признание миллионов поклонников балета у нас в стране и за рубежом.
Здесь в разные годы учились такие корифеи классического балетного искусства, как Агриппина Ваганова, Диана Вишнёва, Наталья Дудинская, Светлана Захарова, Авдотья Истомина, Тамара Карсавина, Ирина Колпакова, Матильда Кшесинская, Ульяна Лопаткина, Анна Павлова, Марина Семёнова, Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Алла Шелест… Михаил Барышников, Вацлав Нижинский, Рудольф Нуреев, Константин Сергеев, Юрий Соловьёв, Вахтанг Чабукиани…
Своеобразие нынешнего «необыкновенного концерта», придуманного и организованного ректором Академии народным артистом России Николаем Цискаридзе, заключается в том, что все номера созданы в разные годы в Петербурге петербуржскими хореографами и исполняются выпускниками и учащимися Петербургской академии русского балета.
В этом году своих учениц представляют профессор Марина Васильева и старший преподаватель Ирина Желонкина; мужской состав подготовили старшие преподаватели Фетон Миоцци и Алексей Ильин.
Открывал «необыкновенный концерт» знаменитый Pas de quatre олимпийских богинь «Розарий» из балета Дриго «Пробуждение Флоры» (хореография Мариуса Петипа и Юрия Бурлаки) в исполнении Екатерины Морозовой (Флора), Екатерины Ефимовой (Аврора), Полины Парфёновой (Диана) и Веселины Илиевой (Геба). В многоо́бразных соло и грациозных ансамблях будущие балерины демонстрировали виртуозную легкость, присущий юности азарт, трогательную веру в происходящее, возвышенную поэтичность с четким соблюдением канонов и петербургского стиля классического танца, характерных для выпускниц Вагановской школы.
Продолжила концерт «Венгерская рапсодия» Льва Иванова. Этот дивертисмент, ставший образцом характерного танца, он поставил на музыку 2-й Венгерской рапсодии Ференца Листа в 1900 году. Ирина Генслер, известная характерная танцовщица, не просто восстановила шедевр Иванова, а, сделав акцент на остром листовском ритме с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, превратила его в триумф страстного венгерского танца. Юные артисты исполнили «Рапсодию» слаженно, вдохновенно, с присущими музыке Ференца Листа национальным колоритом и темпераментом. Особенно запомнились исполнители центральных партий – Екатерина Калашникова и Владислав Колесников, Ульяна Грицина и Александр Вундер.
Заключал первое отделение концерта бесспорный шедевр Петипа – Pas d’action из балета Пуни «Наяда и Рыбак» в редакции Николая Цискаридзе, который как-то заявил:
«Когда мы говорим о хореографии Петипа, мы говорим о мифе. Ни один человек не имеет права утверждать: “Мы танцуем Петипа”. Мы танцуем всё а-ля Петипа! Но я очень хотел, чтобы всё это было в духе того времени».
В «Наяде» так оно и видится. На сцене не музейный экспонат, а уникальное творение прошлого, созвучное нынешнему времени. Цискаридзе бережно, со знанием дела отнесся к работе мэтра, деликатно и стилистически точно восполняя утраченное или дополняя хореографический текст в связи с переосмыслением сценария. Солировали виртуозный с хорошей классической подготовкой и чувством балетного юмора Иван Сотников (Рыбак Маттео) и артистичная Алиса Шанина (Джаннина). Технические трудности изобретательной хореографии Петипа усиливались по нарастающей, но юные артисты легко с ними справлялись, не забывая об образной стороне ролей.
Не могу не отметить также Двойку юношей в исполнении Кирилла Власова и Игоря Гурина, которые продемонстрировали не только хорошую балетную выучку, но драматический талант и сценическое обаяние.
Второе отделение «необыкновенного концерта» было целиком посвящено балету «Танцы на свадьбе» (мировая премьера!), поставленному выпускником Академии 2015-го года Максимом Севагиным, нынешним художественным руководителем балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, в качестве подношения вагановца своей Alma mater.
«Впервые услышав сюиту «Испанские танцы» Гранадоса, я загорелся желанием поставить балет, – написал в своей статье в буклете Максим Севагин. – Жанр сюиты всегда был для меня очень привлекательным… В один прекрасный момент меня осенило, что балет мог бы идеально подойти Академии Русского балета… Я рассказал Николаю Максимовичу об этой идее, и, к счастью, он ее поддержал».
Получив благословление ректора Николая Цискаридзе, Севагин с головой окунулся в работу.
Основой структуры и национального колорита его балета стала сюита «Испанские танцы» трагически погибшего Энрике Гранадоса (1867–1916), в которой композитор использовал как настоящие народные мелодии, так и самостоятельно сочиненные их имитации.
Спектакль представляет собой дивертисмент из десяти танцевальных миниатюр, объединённых местом действия и событием – свадьбой. Это, на мой взгляд, своеобразная антитеза классическому балету по пластике, мизансценам, построению дуэтов, ансамблей и массовых сцен. Что ж, молодым (Севагину 27 лет) свойственны революционные порывы… Важно, чтобы они были благородны и шли на пользу прогрессу, а не как у большевиков: «…до основанья, а затем…»
«Балет «Танцы на свадьбе» – это моя хореографическая интерпретация свадебного торжества в испанском стиле, – отмечает постановщик. – Разные герои, будь то невеста, или друзья жениха, или сваты, обладают индивидуальными особенностями с точки зрения эмоциональной окраски и функции в спектакле».
Важное, на мой взгляд, замечание, поскольку фольклорные элементы, использованные композитором, вызывают в воображении слушателя образы болеро, мелагеньи, хоты, других народных испанских танцев, что предполагает иной свадебный ритуал, иную пластику.
Однако в балете и не такое возможно. Вспомним хотя бы придуманных для театральной сцены «Дон Кихота» и «Баядерку». К тому же, музыкальная стилизация фольклорного материала самим Гранадосом вполне это допускает.
Так что придуманное Савагиным «свадебное торжество» получилось не совсем испанским, но ярким, праздничным и в меру эротичным в духе сюиты Гранадоса.
Что касается самого спектакля, то в целом он состоялся.
У балета есть мини-пролог: на сцене появляется замечательная пианистка лауреат международных конкурсов концертмейстер Академии Мария Зыкова в сопровож¬дении танцовщицы в испанском костюме. Они подходят к роялю, и балерина движениями рук показывает, что бы хотелось труппе услышать в звуках музыки и в трактовке характеров персонажей. Согласие найдено – свадьбу можно начинать.
Хореографическое однообразие, особенно в первых массовых сценах, компенсируют интересно поставленные и с чувством исполненные главные дуэты. Юные артисты были на высоте. Особо, на мой взгляд, следует отметить элегантную Элизабетту Налин (Невеста), виртуозного Константина Лаврентьева (Жених), Майю Палилионис (Сваха), Кирилла Власова (Сват), веселых Друзей жениха (Николас Хорхе и Максим Полицан) и кокетливых Подруг невесты (Софья Романович и Дарья Панкова).
Третье отделение «необыкновенного концерта» вагановцев было посвящено балету Чайковского – Петипа «Спящая красавица», точнее его III акту в редакции Константина Сергеева.
Бережно сохранив основу классической хореографии Мариуса Петипа, Сергеев заменил имперскую помпезность лирической простотой (но не упрощенностью!) повествования, которая сближает сцену и зрительный зал, создает атмосферу сопереживания и гармонии. Найден разумный баланс между пантомимой и танцем, что позволяет, с одной стороны, сочетать поэзию и прозу действа, а с другой – поддерживать «драматическое напряжение» между добром и злом, между мечтой и реальностью, столь необходимое для любого сказочного спектакля.
Об исполнителях стоит сказать особо. Алиса Баринова (принцесса Аврора) была изысканно хороша, академична, напоминая порой фарфоровую статуэтку, виртуозна и царственна. Под стать ей был и принц Дезире (артист Мариинского театра Павел Михеев, выпускник Академии 2017 г.) – красивый, изящный, как мадригал, обаятельный; он танцевал, как любил, – восторженно и истово.
Олицетворением добра стала фея Сирени в исполнении Екатерины Морозовой, замечательной танцовщицы, хорошо владеющей лексикой и образными средствами классического танца. Из других исполнителей я бы отметил Полину Парфёнову (фея Серебра), Майю Чобота (фея Сапфиров), Юлию Котлярову (Принцесса Флорина), Хорхе Николоса (Голубая птица)…
Вагановцы с упоением демонстрировали свое мастерство, одухотворяя вариации неповторимым талантом и заразительной энергией молодости.
Когда «необыкновенный концерт» выпускников Академии русского балета закончился, переполненный 6-тысячный зал Кремлевского Дворца благодарными аплодисментами еще долго не отпускал юных артистов и их педагогов со сцены.
Программа концерта показала, что Академия держит высокий уровень подготовки учащихся, соблюдая разумный баланс между классикой и современностью.
Впереди гастрольная поездка в Бразилию, где на сцене театра в городе Сан-Паулу вагановцы покажут фрагменты из «Спящей красавицы» Петра Чайковского и балет Йозефа Байера «Фея кукол».
Бразильцы всегда испытывали интерес к классической хореографии и русской -системе подготовки артистов балета. В городе Жоинвилль уже четверть века успешно работает Балетная школа Большого театра, ставшая главным центром подготовки артистов балета в стране. Теперь у бразильцев будет возможность познакомиться с достижениями Академии русского балета имени А.В. Вагановой – старейшей балетной школы России, которая, как не раз подчеркивал ее ректор Николай Цискаридзе – почти на 40 лет старше США.
В качестве напутствия будущим артистам балета, хочется напомнить слова великой Агриппины Вагановой: «Чтобы быть достойными нашего искусства, надо постоянно трудиться, не делая себе никаких поблажек».
Автор: Валерий Модестов.
Фото: Андрей Лушпа.
Источник: "Музыкальные сезоны", 24 июня 2024.
Чем будут удивлять публику? Безграничный талант, роскошь постановок и вековые традиции. У звезды мирового масштаба, возглавляющего академию, Николая Цискаридзе есть история, связанная с Бразилией: «Должен в Рио-де-Жанейро давать мастер-класс, когда-то я открывал школу большого балета в городе Жоинвиль, это в Бразилии находится, там даже при входе мои ноги были первые, которые были в бетон опущены, и так как я участвовал в первом концерте, надеюсь, что уже сейчас, уже в таком качестве я как бы получу замечательные эмоции и не разочарую тех, кто меня точно помнит».
Выступления в городе Сан-Паулу. Представят отрывки «Фея кукол», «Спящая красавица», «Пробуждение Флоры».
Источник: Первый канал, 20 июня 2024 г.