Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

В текстах сохранены индивидуальные особенности орфографии и пунктуации источников.

7.06.2025
Выпускники Академии Русского балета вышли на сцену Мариинского театра

 Череда выпускных концертов началась у воспитанников Академии русского балета имени Вагановой. На сцене Мариинского театра "Белый акт" из "Лебединого озера" и сюиты из балетов "Гаянэ" и "Пахита". Что осталось за кулисами, и почему этот выпуск уникальный, рассказывает сюжет программы "Вести. Санкт-Петербург".

Источник: "Вести. Санкт-Петербург", 7 июня 2025.

7.06.2025
Академия русского балета представит выпускной спектакль на сцене "Мариинки"

Как сообщили в академии, программа спектаклей включает три отделения, каждое из которых посвящено важному событию в истории балетной школы

Академия русского балета имени Агриппины Вагановой (АРБ) представит на сцене Мариинского театра спектакль с воспитанниками 283-го выпуска. В течение первого месяца лета программа будет трижды представлена в Петербурге и дважды - 18 и 19 июня - в Государственном Кремлевском дворце в Москве, сообщается на сайте АРБ.

"Программа спектаклей включает три отделения, каждое из которых посвящено важному событию в истории балетной школы. Так, в первом отделении зрители увидят "Белый акт" из балета "Лебединое озеро" Петра Чайковского (хореография Льва Иванова, 1894; редакция Константина Сергеева, 1950). Это исполнение посвящается 100-летию выпуска 1925 года, когда училище окончила Марина Семенова, любимая ученица Агриппины Вагановой", - говорится в сообщении.

Во втором отделении будет показана сюита из балета "Гаянэ" Арама Хачатуряна (хореография Нины Анисимовой, 1942; редакция Николая Цискаридзе, 2025), приуроченная к празднованию 80-летия Великой Победы. Юные артисты продемонстрируют исполнение танцев народов Кавказа. Выпускной спектакль завершится исполнением обновленной сюиты из балета "Пахита" (хореография Мариуса Петипа, 1881). Эта часть посвящается 30-летию педагогической деятельности Николая Цискаридзе. Он представит свой первый выпуск женского класса.

В 2025 году АРБ оканчивают 40 воспитанников, а также иностранные стажеры из Израиля, Италии, Румынии, США и Японии. Последние планируют остаться в России. Выпускники академии получили приглашения от Большого, Мариинского, Михайловского театров и других балетных трупп Москвы и Санкт-Петербурга. Воспитанников АРБ также ждут в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Новосибирске и на Приморской сцене Мариинского театра.

Академия имени Вагановой, основанная 1738 году, - одна из старейших балетных школ мира, с именем которой во многом связаны расцвет и всемирное признание русской балетной школы. Среди ее выпускников разных лет - Анна Павлова, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Юрий Григорович, Никита Долгушин, Юрий Соловьев, Михаил Барышников, Фарух Рузиматов, Диана Вишнева.

Источник: ТАСС, 7 июня 2025 г.

5.06.2025
Партии «лебедей» и элементы грузинского и армянского танцев. Как вагановцы готовились к выпускному?

В Мариинском театре прошла генрепетиция выпускного спектакля Академии Русского балета имени Вагановой. В программе – фрагменты из «Лебединого озера», «Пахиты» и «Гаянэ». На сцене среди выпускников – курс ректора академии Николая Цискаридзе. В зале – преподаватели, родители и корреспондент «МИР 24» Ксения Богомолова.

Андрей Чужанов поступил в Академию Русского балета имени Вагановой после начальной школы. В выпускном спектакле исполняет роль злодея Ротбарта из «Лебединого озера». Разучивать партию начал еще в январе.

«Это происходит все вечером, потому что утром у нас уроки обычные бывают и специальные. А репетиции у нас недели две уже идут с двух до семи», – поделился выпускник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Андрей Чужанов.

Фрагмент балета «Лебединое озеро» посвятили 100-летию со дня первого выпуска Агрипинны Вагановой. Партии «лебедей» исполнил женский балетный класс Николая Цискаридзе.

«Это мой был риск. В этом году я выпускал девочек. Все, кто танцевал в «Лебедином озере» главные партии, практически все мои. Мой класс, который я учил последние три года. И это был своеобразный мой манифест», – отметил ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе.

Лейтмотив второго акта – 80-летие Великой Победы. Начинается он с сюиты из балета «Гаянэ». Впервые она прозвучала в 1942 году в городе Молотове. Сюда во время Великой Отечественной эвакуировали труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Хореография включает в себя элементы грузинского и армянского танцев. Их в программе обучения выпускников не было. Для постановки некоторых элементов обращались к архивным видеозаписям.

Анастасия Васильева, заведующая кафедрой методики и практики характерного, исторического танца и актерского мастерства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой: 
«Мы собирали архивные материалы, привлекали артистов, которые участвовали в спектакле много-много лет назад. Например, Ирина Георгиевна Генслер, ученица Вагановой, была занята в спектакле в 1950-1960-е годы. И помогла архивная запись Большого театра, на которой можно увидеть все эти танцы».

Финальную часть спектакля посвятили 30-летию педагогической деятельности Николая Цискаридзе. На сцене прозвучит сюита из «Пахиты», балета, в котором артист исполнял роль Люсьена д'Эрвильи в 2010 году.

Первыми выпускной спектакль увидели родственники и педагоги академии. Официальная премьера состоится 7 июня на основной сцене Мариинского театра.

Автор: Ксения Богомолова.
Источник: телеканал "МИР 24".

5.06.2025
В Мариинском театре прошла генеральная репетиция выпускного спектакля Академии Русского балета имени Вагановой

Новое созвездие молодых, ярких и блистательных. На сцене Мариинского театра прошла генеральная репетиция выпускного спектакля Академии Русского балета имени Вагановой. В этом году хореографическая программа состоит из трёх отделений.

Выпускники прославленной Академии русского балета имени Вагановой на сцене не менее знаменитого Мариинского театра. Вот-вот поднимется занавес, за кулисами танцовщики не прекращают разминаться. Волнительно и ответственно. Тем более, когда танцуешь балет мечты — «Лебединое озеро».

«Это, наверное, одна из первых моих полусольных партий. И для меня это такая премьера личная. Для меня это важное событие сегодня», — сказала Арина Цепляева, студентка II курса Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

«Белый акт» из «Лебединого озера» Петра Чайковского вот уже больше ста лет останется почти неизменным. Всё благодаря хореографу Льву Иванову — он отказался от бутафорских крыльев и ввел «танец рук». И, как оказалось, на века.

«У него было потрясающее чувство гармонии и красоты. И руки здесь главенствуют. Красивые лебединые руки — над этим много очень работали во время репетиций, каждый пальчик выверяли, куда голова, куда взгляд. Это всё очень важно», — сказала Виктория Омельницкая, преподаватель Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Программа выпускного спектакля сложная. Во втором акте — колоритная сюита из «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Балет впервые в разгар Великой Отечественной войны показал эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, ныне Мариинский. Как и 80 лет назад, на сцене знаменитый «Танец с саблями».

И неизвестная до этого дня хореография русского и грузинского танца.

В последний раз эти танцы ставили почти 40 лет назад. Забытую хореографию восстановили специально для вагановцев.

«Мы восстанавливали лезгинку — грузинский танец и русский танец. Русский танец танцевала мой педагог Ирина Георгиевна Генслер — одна из последних выпускниц Вагановой. Она мне передавала эту хореографию. И мы также пользовались видео, которое было сделано в большом театре в 60-х годах», — сказала Анастасия Васильева, заведующая кафедры методики и практики характерного исторического танца и актёрского мастерства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

С каждым номером и антрактом за кулисами накал напряжения, кажется становится только сильнее. Заключительная сюита из балета «Пахита» посвящена 30-летнему юбилею педагогической деятельности Николая Цискаридзе.

Впервые за последние сто лет женский класс в Академии Вагановой выпускает премьер. Все они — «балетные дочки» выдающего педагога и танцовщика Николая Цискаридзе. От того и внимание к ним, кажется, ещё пристальнее.

Ректор Академии следит не только за каждым движением. Как настоящий папа, он заботливо головной убор поправит, и проверит безупречный вид нарядов. А где надо и отругает. Но эта критика всегда заслуженная.

«Справедливо строгий. Там, где нужно собраться, он может накричать. Но это только для нас самих же хорошо, потому что мышцы сразу же приходят в тонус, и сразу же всё лучше делаешь. Не от того, что он нас не любит, ни в коем случае», — сказала Дарья Кузнецова, выпускница Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Руководство женским классом это своего рода манифест. Не только для ректора Академии Вагановой, но и всего балетного сообщества.

«Появились те поддержки, которые не делали 100 лет назад, в третьих, люди за эти 100 лет стали поднимать ноги в 10 раз выше, чем это считалось приличным 100 лет назад. И всё это изменяет то, как надо учить. Потому, когда я взялся за это, я учитывал все эти но. И потому я назвал это манифестом», — сказал Николай Цискаридзе, ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Большая сцена для этих ребят — мечта жизни. И теперь она сбылась. Совсем скоро молодые лебеди выпорхнут из Академии русского балета имени Вагановой. Многим прочат высокий полет. Из 44 выпускников больше половины уже получили приглашения в ведущие театры страны.

Автор: Светлана Бахчиванжи
Источник: телеканал "Санкт-Петербург", 4 и.ня 2025 г.

5.06.2025
11 учениц Цискаридзе готовятся к одному из сложнейших выпускных Вагановки

В Академии русского балета имени Вагановой сегодня 283-й выпуск. В этот раз ректор Николай Цискаридзе и педагогический состав собрали самый блестящий дивертисмент за последние годы. В программе — «Белый акт», сюита из балета «Гаянэ» и фрагменты из «Пахиты».

За пять минут до начала спектакля Николай Цискаридзе не перестает давать наставления своим выпускникам. Ректор академии русского балета успевает не только поправить важные па исполнительнице партии Одетты Екатерине Морозовой, но и перья лебедям. Для любого педагога выпускной — важное событие. Для Николая Максимовича курс стал своего рода манифестом.

Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени Вагановой, народный артист России: «Допустим, всё, что мы сегодня видим в „Лебедином озере", да, это придумано на Марину Семёнову ровно 100 лет назад. Это для первой, главной, самой любимой ученицы Агриппины Вагановой. Но человек вырос, Марина Тимофеевна была бы ниже всех маленьких лебедей, которые были сегодня на сцене. Во-вторых, появились те поддержки, которые не делали 100 лет назад».

Цискаридзе активно выступал за другую методику обучения и поэтому взял курс студенток. И это было сделано впервые за 106 лет — мужчина-педагог ведет класс балерин.

«Белый акт» Лебединого озера посвятили 100-летию первого выпуска Агриппины Вагановой. Тогда училась любимая балерина балетмейстера Марина Семёнова, впоследствии педагог Цискаридзе. Именно для нее была изменена хореография шедевра.

Выпускной академии русского балета — это всегда блестящий дивертисмент. Но в этом году он оказался необычайно сложным и волнительным. В зале были все преподаватели и родители. Больше всех волновался и переживал сам руководитель курса. Среди его 11 выпускниц уже есть приглашенные в Большой и Мариинку.

Источник: НТВ, 04.06.2025

2.06.2025
Николай Цискаридзе и его ученицы

В 2025 году Николай Цискаридзе впервые выпускает женский класс. Программа "Однажды..." знакомит с "балетными дочками" ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Источник: телеканал "НТВ", 1 июня 2025 г.

13.03.2025
В Академии имени Вагановой открылась конференция, посвященная великому хореографу Мариусу Петипа

"Посвящение Мариусу Петипа" - в Академии имени Вагановой изучают наследие великого хореографа. Ежегодные международные научные конференции проводятся по традиции в день рождения педагога и балетмейстера. Именно в его честь балет второй половины 19 века стали называть "эпохой Петипа." "Лебединое озеро", "Раймонда", "Дон Кихот", "Спящая красавица" - за полвека на сцене императорских театров мастер поставил 60 спектаклей. Такие научные конференции, говорят организаторы, нужны чтобы оградить историю балета от наносной и фейковой информации. Во время конференции читают доклады по истории и практике балетного искусства, обсуждают новые хореографические течения. Особый интерес участников вызвали отрывки из воспоминаний англичанки Анны Вустер, которая приехала учиться в академию в 1957 году.

Источник: ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург", 13 марта 2025.

13.03.2025
В Академии Вагановой состоялась торжественная презентация книги с участием Н.М. Цискаридзе

В Академии Вагановой состоялась торжественная презентация книги с участием Н. М. Цискаридзе

"Мой путь к мечте" - книга, написанная Анной Вустер Пасти. Её презентовали в Академии Русского балета имени Вагановой Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой в рамках Международной конференции "Посвящение Петипа".

Источник: Первый канал. Санкт-Петербург, 13 марта 2025.

26.02.2025
Круглая дата кафедры балетоведения Академии Вагановой

28 октября 2024 года кафедра балетоведения Академии Русского балета А. Я. Вагановой торжественно отпраздновала свой первый крупный юбилей. Десять лет назад по инициативе ректора Н. М. Цискаридзе возобновила свою работу. У истоков же формирования центра балетоведческой мысли четверть века тому назад стояли выдающиеся балетные специалисты – В.М. Красовская, М.А. Ильичева, Г.Г. Альберт, Т.Е. Кузовлева, Б.А. Илларионов, Л.И. Абызова, Н.Н. Зозулина. В настоящее время кафедра является единственной в России которая выпускает специалистов по направлениям «Хореографические исследования и балетная критика» и «Менеджмент хореографического искусства» (бакалавриат); «Теория и история хореографического искусства» и «Продюсирование хореографического искусства» (магистратура).

Приглашенных на празднование гостей-балетоведов из Москвы и Екатеринбурга, педагогов, выпускников и студентов кафедры ждала насыщенная программа, расписанная буквально по часам. Утро началось в Некрополе на Литераторских мостках Волковского кладбища, где были возложены цветы к могилам А.Л. Волынского, А.А. Гвоздева и Л.Д. Блок, внесших значительный вклад в формирование балетоведческой науки и заложивших основы профессиональной балетной критики. К сожалению, было очень грустно видеть затерянное надгробие Волынского, никак не помеченное, с почти истершейся фамилией. Только уникальный знаток этого акрополя, преподаватель кафедры балетоведения Т.Н. Горина смогла отыскать и подвести группу к этой небольшой, буднично лежащей на земле замшелой мраморной плите. Последующий путь к местам упокоения других великих деятелей хореографии проходил рядом с памятниками А.Я. Вагановой, Ф.В. Лопухова, К.М. Сергеева, Н.М. Дудинской, И.Д. Бельского и А.Я. Шелест. По ходу состоявшейся затем автобусной экскурсии по балетным местам Петербурга Т.Н. Горина увлекательно рассказала об адресах различных артистов, балетмейстеров, историков и теоретиков балета.

В самой Академии также прошел ряд мероприятий, среди которых главное место занял балетоведческий семинар. Слово было предоставлено главному научному сотруднику Российского института искусствознания, доктору искусствоведения Л.М. Стариковой (Москва), выступившей с докладом «Методика документального исследования истории балетного театра в России XVIII века». О «Балетоведении и балетной критике на современном этапе» рассказал кандидат искусствоведения О.А. Петров (Екатеринбург). В конце семинара прошла презентация изданий кафедры балетоведения за десять лет. Количество трудов, составивших бесценный вклад сотрудников кафедры, поражает! В их число вошли учебные пособия по истории как отечественного, так и зарубежного хореографического искусства, словарь балетных терминов, монографии, посвященные М.И. Петипа, И.Д. Бельскому, Дж. Ноймайеру, хроника петербургского балета в шести томах, летопись блокадных лет, литературное наследие С.Н. Худекова в трех книгах, вся балетная критика А.Л. Волынского в семи сборниках и восемь выпусков Альманахов студенческих работ.

Завершился вечер во Дворце искусств на Невском проспекте (СТД), где в честь юбилея был дан концерт «Исторические эпохи в хореографии». Через призму танца зрителям удалось окунуться в ретроспективу многовековой истории культуры. Открылся концерт подарком немецкого хореографа Дж. Ноймайера, узнавшего о юбилее от известного исследователя его творчества и заведующей кафедрой балетоведения Н.Н. Зозулиной и давшего разрешение на исполнение своей миниатюры «Павлова и Чекетти». В ролях ученицы и педагога выступили первые солисты Мариинского театра М. Ильюшкина и Э. Капитен. Растворяясь в музыке скрипичного Andante sostenuto Чайковского, артисты приобщили зал к таинствам балетного искусства – от экзерсиса «у станка» до образов классических шедевров «на середине». А непосредственно тема истории в балете началась с «сотворения мира»: выпускник Академии 2000-х годов, хореограф Башкирского театра оперы и балета Р. Абушахманов вместе с солистами театра А. Алексеевой и А. Брынцевым разыграл ветхозаветный сюжет об Адаме и Еве, юмористически передав испуг грешников, только что вкусивших запретный плод. Дуэт из спектакля «Барокко» главного балетмейстера Чувашского театра оперы и балета Д. Салимбаева в исполнении А. Серегиной и А. Рюмина продемонстрировал противоречивость чувств героев: их страстность, смешанную с холодностью. Родом из эпохи рококо был герой знаменитой миниатюры Л. Якобсона «Вестрис». Солист Театра балета имени Якобсона Д. Соболев талантливо примерил на себя роли маски «бога танца» XVIII века. Следом в адажио из «Pas de quatre» Якобсона воплотилась красота эпохи балетного романтизма, напомнив в сплетениях четырех танцовщиц о именах-легендах: Тальони, Гризи, Гран и Черитто. В свою очередь, символом серебряного века с его декадентскими настроениями и эстетством стал «Умирающий лебедь» М. Фокина, представленный М. Ильюшкиной в редкой редакции Н. Долгушина. Задорной и ликующей нотой закончила концерт вариация Китри в исполнении солистки Мариинского театра М. Булановой.

Между номерами артистов состоялось несколько включений фильма об истории кафедры и нынешней ее жизни, наполненной образовательным процессом, научными конференциями и издательской деятельностью. Особую находку видеоряда составили редкие кадры, зафиксировавшие заведующую кафедрой в 1990-е годы – доктора искусствоведения В.М. Красовскую. Вечер в СТД украсили поздравительные речи В.И. Уральской (журнал «Балет»), А.М. Полубенцева (Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова), А.Г. Гай (Театральная библиотека), Р.С. Садыковой (Театральный музей) и Т.Е. Кузовлевой (РГИСИ). Кафедре пожелали дальнейшего процветания и плодотворной работы!

Текст: Полина Кондратова.
Источник: журнал «Балет», №1, 2025.

15.02.2025
Смычку волшебному послушна

Сюжет об Агриппине Яковлевне Вагановой в программе «Большая страна: территория тайн» телеканала ОТР, 15.02.2025.

Страница 1 из 26