Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

В текстах сохранены индивидуальные особенности орфографии и пунктуации источников.

24.12.2024
Рождественская сказка на все времена

Вот уже несколько лет подряд в середине декабря на сцене Кремлевского Дворца разворачивается сказочное представление. Старейшее учебное заведение России Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой преподносит москвичам рождественский подарок: легендарный балет Чайковского «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена.

В этом году в московском показе приняли участие более 170 (!) воспитанников в возрасте от 10 до 19 лет плюс педагоги, репетиторы, концертмейстеры и другие его организаторы и участники. Осуществлять столь масштабные гастрольные показы в Москве вагановцам удается благодаря президентской программе «Приоритет 2030» – крупнейшему государственному проекту поддержки развития российских вузов.

Идея представлять будущих артистов в контексте полноценного балетного спектакля с развернутым дивертисментом, а не в формате традиционного отчетного концерта принадлежит ректору Академии народному артисту России Николаю Цискаридзе, который уверен, что «лучше «Щелкунчика» Вайнонена для детей ничего не придумано... здесь наиболее доступно, наиболее ясно представлена вся драматургия, вся хореография; ребенку не надо объяснять, какой персонаж вышел, что на сцене происходит».

Недаром хореографы и исполнители справедливо называют балет «Щелкунчик» энциклопедией сценического классического танца, а педагоги – учебником на все времена. Живой спектакль в театре дает бесценные возможности для учащихся всех возрастов и ступеней обучения показать себя в различных сценических танцах, проявив природные драматические способности и артистизм. А зрители могут увидеть героев любимой сказки в исполнении их сверстников.

Прославленный премьер Большого театра сам более ста раз исполнял партию Принца в Рождественских спектаклях главного театра страны, что было предназначено ему cудьбой – Цискаридзе родился 31 декабря.
Символично, что 12 декабря, за неделю до гастролей Академии в Москве, президент Владимир Путин вручил ректору Академии Русского балета народному артисту России Николаю Цискаридзе орден «За заслуги перед Отечеством», которого он удостоен за «большие заслуги в развитии отечественной культуры иискусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность». С чем «Музыкальные сезоны» и поздравляют выдающегося танцовщика и талантливого руководителя.

Люди создают праздничное новогоднее настроение себе по-разному. Один из способов – отправиться в театр на спектакль «Щелкунчик». Но почему«Щелкунчик»? Потому что этот балет – «совершеннейшее, по мнению академика Асафьева, художественное явление, симфония о детстве, когда уже волнуют надежды еще неведомой юности», потому что «Щелкунчик» – лучший новогодний и рождественский подарок для детей и взрослых, которые сами были детьми, а потому хотят (пусть на мгновение! пусть раз в году!) вернуться в мир волшебства имечты, в котором звучит необыкновенной красоты и выразительности музыка Петра Ильича Чайковского. В ней детская радость ожидания чуда удивительно сочетается с трепетным чувством первой юношеской любви, а грядущие перемены порождают грусть, боль, страх и восторг взрослеющей души, которая жаждет этих перемен и одновременно страшится их. Услышанная раз, эта музыка пленяет вас навсегда.

Нынешнего «Щелкунчика» вагановцы посвятили выпускнице их школы 1928 года, великой балерине Галине Улановой – первой исполнительнице роли Маши в этом спектакле.

И конечно, «Щелкунчик» Вайнонена в исполнении вагановцев сегодня это нешаблонное возобновление премьерной версии 1934 года, в которой танцевали юные Галина Уланова и Константин Сергеев. Опытные педагоги-репетиторы во главе с Николаем Цискаридзе и худруком Академии народной артисткой России Жанной Аюповой внесли необходимые поправки с учетом времени, обстоятельств и состава исполнителей.

Спектакль начинается танцами детей и их родителей. Дети беззаботно резвятся: пляшут, маршируют, играют в жмурки и догонялки… Особенно запомнился озорник Франц (Даниил Секушин), скачущий на палке-коне с саблей наголо во главедетского войска.

Взрослые двигаются плавно, мелкими шажками, которые ритмизованны так, словно гости приветствуют друг друга, рассыпаясь в любезностях и комплиментах. Передзрителями пестрое общество, центром которого являются дочь Штальбаумов Маша (Мария Олейникова), а душой – друг детей, кукольных дел мастер Дроссельмейер висполнении педагога Вадима Сиротина. Сочиненная Вайноненом и вдохновенно исполненная Сиротиным хореография точно отражает особенности музыкальной темы Дроссельмейера, которой свойственны ритмы таинственных появлений и внезапных исчезновений, вкрадчивых движений и порывистых жестов, магических пассов и волшебных превращений.

Неистощимый на выдумки кукольных дел мастер приносит заводные игрушки и заставляет их танцевать для детей. Их движения механистичны и однообразны, но юные танцовщики Сергей Бенедичук (Паяц), Андрей Тихомиров (Арап) и Азиз Ясмина (Куколка) вместе с педагогами «вдыхают» в них жизнь, создав незабываемые образы этих игрушек.

Механистичность кукол в «Щелкунчике» по замыслу Вайнонена, противопоставлялась естественной непринужденности детей. По воле постановщика, Дроссельмейер соединяет два мира: детей и кукол. Развлекая гостей, он показывает фокусы, устраивает кукольный театр с представлением о Щелкунчике, который влюблен в Принцессу, но ее преследует Крысиный Король. Идея театра в театре на балетной сцене не нова, но сделана и исполнена «вагановцами» изящно и с выдумкой. Юные зрители в зале дружными аплодисментами приветствуют победу Щелкунчика.

Маша – единственное живое существо в придуманном кукольном мире, здесь она подружилась с подаренной ей игрушкой – щелкунчиком, которому поверяет отныне все свои тайны. В жизни каждого ребенка есть любимая игрушка: кукла, плюшевый мишка, розовый поросенок… Это и лучший друг и второе Я малыша, что особеннопо дчеркнуто в балете Вайнонена.

Но вот часы бьют полночь. Зала пустеет. Гости расходятся. Появляется Маша и видит, что рождественская ёлка и все предметы вокруг начинают расти и оживать, а комнату заполоняют мыши во главе со своим Королем. Испуганная Маша прячетсяв кресле.

Но недолго мышам резвиться. Ожившие игрушки во главе со Щелкунчиком (Даниил Секушин) вступают в бой против армии мышиного Короля (Андрей Чужанов). Увидев, что перевес оказывается на стороне мышей, Маша вскакивает с кресла и кидает в их короля туфельку. Мышиное войско отступает. Щелкунчик подаёт Маше руку. И тут за их спинами появляется Дроссельмейер. Волшебным образом он превращает Щелкунчика в прекрасного Принца (Руслан Стенюшкин), а Машу – в Принцессу (Веселина Илиева).

Юные петербуржцы явили отлично станцованный и сыгранный актерский ансамбль. Думаю, следует отметить, что педагоги-репетиторы вместе с ребятами славно потрудились над этой сценой. Она получилась композиционно выстроенной и содержательно наполненной. На светлую и певучую музыку лирического адажио поставлен дуэт Маши и Принца. Это дуэт его благодарности Маше за дружбу, сочувствие и помощь в борьбе с мышами, дуэт зарождения их любви. Танец Маши и Принца проникнут надеждой и романтическим устремлением вдаль. Юные танцовщики демонстрировали не только виртуозную технику, но и умение создавать художественные образы на сцене.

Веселина Илиева показала лучшие качества воспитанниц Вагановской школы: изящество поз, выразительность рук, «певучую» кантилену движений в сочетании с образностью исполнения. Великолепен был и ее партнер Руслан Стенюшкин – выпускник Академии 2017 года (класс педагога Н.М. Цискаридзе), а ныне солист Мариинского театра. Танцовщик обладает легким, парящим прыжком, виртуозным вращением, выразительным жестом. Его приземления не слышны, как будто сцена покрыта пушистым ковром. Мужественный и в то же время мягкий танец Стенюшкина отлично подходит для этого спектакля. Исполненный благородства и сказочной внешности, артист еще и прекрасный кавалер в дуэте.

В «Щелкунчике» Вайнонена много хореографически ярких мест: таковы, например, «Вальс снежинок», «Розовый вальс». Хореограф умел работать с кордебалетными группами, мысля масштабами большой сцены.
Снежинки, по его задумке, порхали и кружились, словно подгоняемые ветром, то поодиночке, то по две, то целыми «хлопьями». Их танец трепетен и лёгок. Именно таков «Вальс снежинок» в исполнении студенток Академии (Полины Парфёновой, Майи Чобота и их сокурсниц). В этом танце есть свежесть, прозрачность, фантазия и какая-то светлая грусть, которая сродни Чайковскому и Гофману.

Во втором акте Вайнонен убрал из либретто волшебный город сладостей с непривычным русскому уху названием Конфитюренбург. У него действие происходит в обычном городке, где танцуют обыкновенные люди, а не механические куклы и леденцы. По сути второй акт – это яркий, ритмичный дивертисмент.

Джулиет Уильямсон-Вэггонер, София Амонатова, Милана Корчагина, Дарья Лебедева, Вероника Лаврова виртуозно исполнили Восточный танец, написанный Чайковским в манере спокойного движения на полном пианиссимо, в истомно-медленном темпе, под знойно-ленивое отстукивание тамбурина. Браво оркестру под руководством Алексея Репникова, браво педагогам-репетиторам, браво юным танцовщицам!!!

Интересным был «Испанский танец», который броско, зажигающее исполнили Ариадна Виноградова и Станислав Карпов. Ирина Енаева и Николай Филюшин артистично представили в излюбленной Вайноненом кукольной манере «Китайский танец». Зрителям наверняка запомнится задорный «Трепак» в исполнении Евы Михай-Смиотанко, Карины Сенько, Даниила Лусканова и Максима Полицана. Под восторженные аплодисменты зала Наталия Замалдинова, Юна Икэда и Кирилл Попов станцевали Классическое трио. Дивертисмент завершал с чувством исполненный студентами старших курсов «Розовый вальс».

Спектакль заканчивался пантомимной сценой: проснувшаяся Маша понимает, что все чудеса ей только приснились. Девочка бежит к ёлке, где ее ждет игрушечный щелкунчик. Маша радостно прижимает куклу к себе: «Благодарю тебя, милый Принц, за чудесную Рождественскую ночь... Я никогда этого не забуду».

Критика высоко оценила балет Чайковского–Вайнонена, а зрители – дети ивзрослые – полюбили его, и кажется, навсегда. На родной сцене этот спектакль идет до сих пор – вот уже 90 (!) лет. Нынешний показ – юбилейный. А еще ежегодно Академия Русского балета имени Вагановой представляет этот балет с новым составом юных исполнителей.

Закрылся занавес, но переполненный 6-тысячный зал Кремлёвского Дворца благодарными аплодисментами еще долго не отпускал юных артистов и их педагогов со сцены. Спектакль убедительно показал, что Академия Русского балетаво главе с народным артистом России профессором Николаем Цискаридзе держит высокий уровень подготовки будущих артистов балета.

В заключение несколько любопытных фактов из истории «Щелкунчика»:

• В 1835 году сказка Гофмана была впервые переведена на русский язык и получила заглавие «Кукла господин Щелкушка». В том же году вышел другой перевод под названием «Сказка о Щелкуне». Совсем уж комично выглядит вариант Ивана Безсомыкина – «Человечек-щелкушка и мышиный королёк». Щелкунчик обрел своё нынешнее имя в 1890-е в переводе Зинаиды Журавской, а балет Чайковского, написанный в то же время, окончательно закрепил это название.

• Принято считать, что балет «Щелкунчик» поставил Мариус Петипа. На самомделе знаменитый хореограф участвовал в создании либретто и написал некий план действий для Чайковского, чтобы ему легче было сочинять музыку, а всю постановочную работу проделал его коллега Лев Иванов.

• Только в США идет около 150 вариантов «Щелкунчика» – профессиональных и самодеятельных. Одни хореографы пытаются возродить первоначальную версию балета благодаря архивам, другие создают свои интерпретации. Николай Цискаридзе, который танцевал принца в классических и альтернативных постановках, а также видел многие из них, как-то сказал: «Я видел десятки версий этого спектакля, иногда такие чудовищные, что я вам даже описать не могу. На сцене происходил какой-то абсурд, но музыка Чайковского спасает всё!»

• На самом деле «Щелкунчиков» было как минимум два. Если о первом, Щелкунчике-принце из сказки Гофмана знают почти все, то вот о его более позднем собрате – Щелкунчике-короле – знают немногие. Сказку о нем по иронии судьбы написал в 1851 году еще один Гофман – Генрих, врач-психиатр. Она называется «Король Щелкунчик и бедный Рейнольд». По сюжету эта история напоминает рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». К мальчику из бедной семьи в его лачугу является ангел и приглашает встречать Рождество в волшебную страну игрушек, где правит король Щелкунчик. Кстати, именно эта история вдохновила столяра Фридриха Фюхтнера на создание деревянных кукол-сувениров, положив начало огромной индустрии, которая поддерживается в Германии уже в восьмом поколении.

• Якоб Гримм, старший из братьев-сказочников, писал о щелкунчиках в своем трактате по германской мифологии (1835 г.). По его словам, с незапамятных времён эти деревянные игрушки использовались как обереги. Щелкунчики со злым выражением лица символизировали удачу, своими стиснутыми зубами они отгоняли злых духов и защищали дома и их обитателей.

• Самый маленький экспонат в немецком музее щелкунчиков едва достигает сантиметра в высоту, а самый большой Щелкунчик – ростом более 10 метрови весит почти тонну.

• Американский танцовщик Франк Рассел Гэли является самым возрастным исполнителем роли Щелкунчика – на момент последнего выступления ему было 74 года и 101 день, что является абсолютным рекордом для действующего солиста балета в истории.

Валерий Модестов.
Источник: "Музыкальные сезоны", 24 декабря 2024 г.

20.12.2024
Интервью Николая Цискаридзе о балете "Щелкунчик"

О главной новогодней постановке балета страны, жизни в наставничестве и технологиях в искусстве рассказал российский артист балета и педагог, ректор Академии русского балета имени Вагановой и Народный артист России — Николай Цискаридзе корреспонденту 360.ru.

Источник: 360.ru 20 декабря 2024.

 
20.12.2024
Воспитанники и выпускники Академии Вагановой показали своего "Щелкунчика" в Москве

Волшебная традиция! "Щелкунчик" – на сцене Кремлевского дворца в исполнении учеников и выпускников Академии русского балета имени Вагановой. Спектакль можно будет увидеть и на экране – киноверсия, созданная благодаря проекту "Театр в кино", 20 декабря возвращается в российский прокат. В мир сказки погрузилась Елена Ворошилова.

Третий год Академия русского балета Вагановой привозит в Кремлевский дворец своего "Щелкунчика". Балет-феерию по сказке Гофмана, созданный Чайковским и Петипа, в 1934-м пересочинил Вайнонен. Придумал историю девочки, которой приснились новогодние чудеса. Эту версию "Щелкунчика" танцуют студенты Вагановки. "Здесь самое главное – музыка. Здесь уже всё сделал Петр Ильич Чайковский", – считает ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе.

Для Николая Цискаридзе всё имеет значение: костюмы, прически. Самый знаменитый Щелкунчик Большого, став ректором Вагановки, лично готовит спектакль. "Вот это мой класс, это мои дети. Я их должен научить, чтобы они соображали", – говорит Николай Цискаридзе.

Не только мужской, Цискаридзе три года ведет женский класс по собственной методике. В этом спектакле главные партии танцуют его ученики. Вадим Сиротин – волшебник Дроссельмейер, по совместительству еще педагог Вагановки, 15 лет отвечает за новогодние чудеса. "Пятнадцать лет я ищу какие-то важные моменты, секреты, ключи, чтобы волшебство состоялось на сцене", – признается педагог Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Вадим Сиротин.

У них на двоих одна гримерка и одна партия. Веселина Илиева и Мария Олейникова танцуют Машу – маленькую и взрослую. Маша Олейникова, как и ее героиня, боится мышей. "Когда спектакль, тогда боюсь, на репетиции, не очень", – делится ученица Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Мария Олейникова.

Веселина Илиева танцевала снежинок и вот доросла до главной партии. Ее повзрослевшая Маша расколдует Щелкунчика. Они вместе сразятся с армией мышей и победят зло. У Веселины премьера. Она отлично справляется с волнением. "Когда танцую, я думаю про меня и про музыку. Словно на сцене я и музыка", – поясняет ученица Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Веселина Илиева.

Руслан Стенюшкин – Щелкунчик со стажем. Впервые станцевал партию в 2016-м, в Вагановке. Теперь каждый год погружается в волшебство, и совершает чудеса перед новогодней елкой. "Когда и хореография, и музыка, и декорации сливаются воедино – получается сказка", – отмечает солист Мариинского театра Руслан Стенюшкин.

Для Академии "Щелкунчик" давно уже свой спектакль. Для студентов это шанс получить заветную партию. Для педагогов – оценить уровень подготовки своих учеников. Для Николая Цискаридзе – сложить балетный пазл и показать на главных балетных сценах Москвы и Петербурга. "Зритель должен увидеть только сказку, больше ничего! Я работаю на этот результат. Я прекрасно понимаю все слабые стороны моих исполнителей этого года, потому что каждый год это разная труппа, и стараюсь прикрыть их так, чтобы этого никто не увидел", – добавляет Николай Цискаридзе.

Словом, здесь каждый занимается волшебством, потому что "Щелкунчик" про волшебство.

Источник: Телеканал "Россия-Культура", 19 декабря 2024.

30.11.2024
Сказка о Щелкунчике: Академия Вагановой выпустила на сцену будущих звезд русского балета

Источник: Россия-1, "Вести - Санкт-Петербург", 30 ноября 2024.

30.11.2024
Юные танцовщики Вагановки готовятся к сезону «Щелкунчика»

Истчоник: НТВ, 29 ноября 2024 г.

23.10.2024
Из России с любовью. Как формировался русский культурный код

Россия внесла огромный вклад в мировую культуру и литературу. Имена Толстого, Достоевского, Чайковского знают в разных уголках планеты. А еще русский авангард, система Станиславского, архитектурный конструктивизм и балет. Все это вместе составляет русский культурный код. О нем специальный репортаж Зинаиды Курбатовой в рамках спецпроекта канала "Россия 24" "БРИКС. Культура".

Источник: Телеканал "Россия 24", 22 октября 2024 г.

10.10.2024
Нихао, Санкт-Петербург!

Как студенты из Китая учатся в творческих вузах Северной столицы.

Источник: телекнала "Россия 24", 10 октября 2024.

8.10.2024
Агриппина Ваганова. Связь времен

Программа "Наблюдатель", посвященная Агриппине Вагановой и ее ученицам.

Гости:

  • Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. Вагановой, народный артист России;
  • Ирина Юхнович, научный сотрудник Кабинета истории русского балета имени Мариэтты Франгопуло Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой;
  • Ольга Розанова, историк и критик балета, кандидат искусствоведения, профессор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена;

Ведущая: Анна Аппалонова.

Источник: ТВ "Культура", 7 октября 2024 г.

10.09.2024
Танец изнемождённых

8 сентября 1941-го началась Блокада Ленинграда. Каждый год мы открываем для себя свидетельства подвигов ленинградцев – людей, не сдавшихся и не отступивших перед врагом, выживших и победивших обстрелы и бомбежки, голод, холод и болезни. Об этом мы узнаем из рассекреченных архивов и из дневниковых записей и воспоминаний самих жителей осажденного города и их потомков. Программа "Неделя в городе" телеканала 78 рассказала об артистах ленинградского балета, выходивших на сцену в годы войны.

Источник: Телеканал 78, 8 сентября 2024 г.

2.09.2024
В Академии русского балета имени Вагановой прозвучал первый звонок

Первые шаги на пути к мечте. Академия русского балета имени Вагановой открыла свои двери для 68-ми первоклассников. По традиции, линейка прошла у памятника Галине Улановой. Во дворе академии собрались педагоги, родители, ученик, и те, кто еще только начинает свое восхождение к вершинам искусства. Первый звонок дал ректор Николай Цискаридзе. Знаменитый артист и чуткий педагог дал напутствие ребятам - "Бороться и искать", равняться на великих и побеждать самих себя.

Источник: телеканал «Россия – Санкт-Петербург», 2 сентября 2024.

Страница 1 из 25