Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

В текстах сохранены индивидуальные особенности орфографии и пунктуации источников.

5.06.2025
В Мариинском театре прошла генеральная репетиция выпускного спектакля Академии Русского балета имени Вагановой

Новое созвездие молодых, ярких и блистательных. На сцене Мариинского театра прошла генеральная репетиция выпускного спектакля Академии Русского балета имени Вагановой. В этом году хореографическая программа состоит из трёх отделений.

Выпускники прославленной Академии русского балета имени Вагановой на сцене не менее знаменитого Мариинского театра. Вот-вот поднимется занавес, за кулисами танцовщики не прекращают разминаться. Волнительно и ответственно. Тем более, когда танцуешь балет мечты — «Лебединое озеро».

«Это, наверное, одна из первых моих полусольных партий. И для меня это такая премьера личная. Для меня это важное событие сегодня», — сказала Арина Цепляева, выпускница Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

«Белый акт» из «Лебединого озера» Петра Чайковского вот уже больше ста лет останется почти неизменным. Всё благодаря хореографу Льву Иванову — он отказался от бутафорских крыльев и ввел «танец рук». И, как оказалось, на века.

«У него было потрясающее чувство гармонии и красоты. И руки здесь главенствуют. Красивые лебединые руки — над этим много очень работали во время репетиций, каждый пальчик выверяли, куда голова, куда взгляд. Это всё очень важно», — сказала Виктория Омельницкая, преподаватель Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Программа выпускного спектакля сложная. Во втором акте — колоритная сюита из «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Балет впервые в разгар Великой Отечественной войны показал эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, ныне Мариинский. Как и 80 лет назад, на сцене знаменитый «Танец с саблями».

И неизвестная до этого дня хореография русского и грузинского танца.

В последний раз эти танцы ставили почти 40 лет назад. Забытую хореографию восстановили специально для вагановцев.

«Мы восстанавливали лезгинку — грузинский танец и русский танец. Русский танец танцевала мой педагог Ирина Георгиевна Генслер — одна из последних выпускниц Вагановой. Она мне передавала эту хореографию. И мы также пользовались видео, которое было сделано в большом театре в 60-х годах», — сказала Анастасия Васильева, заведующая кафедры методики и практики характерного исторического танца и актёрского мастерства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

С каждым номером и антрактом за кулисами накал напряжения, кажется становится только сильнее. Заключительная сюита из балета «Пахита» посвящена 30-летнему юбилею педагогической деятельности Николая Цискаридзе.

Впервые за последние сто лет женский класс в Академии Вагановой выпускает премьер. Все они — «балетные дочки» выдающего педагога и танцовщика Николая Цискаридзе. От того и внимание к ним, кажется, ещё пристальнее.

Ректор Академии следит не только за каждым движением. Как настоящий папа, он заботливо головной убор поправит, и проверит безупречный вид нарядов. А где надо и отругает. Но эта критика всегда заслуженная.

«Справедливо строгий. Там, где нужно собраться, он может накричать. Но это только для нас самих же хорошо, потому что мышцы сразу же приходят в тонус, и сразу же всё лучше делаешь. Не от того, что он нас не любит, ни в коем случае», — сказала Дарья Кузнецова, выпускница Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Руководство женским классом это своего рода манифест. Не только для ректора Академии Вагановой, но и всего балетного сообщества.

«Появились те поддержки, которые не делали 100 лет назад, в третьих, люди за эти 100 лет стали поднимать ноги в 10 раз выше, чем это считалось приличным 100 лет назад. И всё это изменяет то, как надо учить. Потому, когда я взялся за это, я учитывал все эти но. И потому я назвал это манифестом», — сказал Николай Цискаридзе, ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Большая сцена для этих ребят — мечта жизни. И теперь она сбылась. Совсем скоро молодые лебеди выпорхнут из Академии русского балета имени Вагановой. Многим прочат высокий полет. Из 44 выпускников больше половины уже получили приглашения в ведущие театры страны.

Автор: Светлана Бахчиванжи
Источник: телеканал "Санкт-Петербург", 4 и.ня 2025 г.

5.06.2025
11 учениц Цискаридзе готовятся к одному из сложнейших выпускных Вагановки

В Академии русского балета имени Вагановой сегодня 283-й выпуск. В этот раз ректор Николай Цискаридзе и педагогический состав собрали самый блестящий дивертисмент за последние годы. В программе — «Белый акт», сюита из балета «Гаянэ» и фрагменты из «Пахиты».

За пять минут до начала спектакля Николай Цискаридзе не перестает давать наставления своим выпускникам. Ректор академии русского балета успевает не только поправить важные па исполнительнице партии Одетты Екатерине Морозовой, но и перья лебедям. Для любого педагога выпускной — важное событие. Для Николая Максимовича курс стал своего рода манифестом.

Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени Вагановой, народный артист России: «Допустим, всё, что мы сегодня видим в „Лебедином озере", да, это придумано на Марину Семёнову ровно 100 лет назад. Это для первой, главной, самой любимой ученицы Агриппины Вагановой. Но человек вырос, Марина Тимофеевна была бы ниже всех маленьких лебедей, которые были сегодня на сцене. Во-вторых, появились те поддержки, которые не делали 100 лет назад».

Цискаридзе активно выступал за другую методику обучения и поэтому взял курс студенток. И это было сделано впервые за 106 лет — мужчина-педагог ведет класс балерин.

«Белый акт» Лебединого озера посвятили 100-летию первого выпуска Агриппины Вагановой. Тогда училась любимая балерина балетмейстера Марина Семёнова, впоследствии педагог Цискаридзе. Именно для нее была изменена хореография шедевра.

Выпускной академии русского балета — это всегда блестящий дивертисмент. Но в этом году он оказался необычайно сложным и волнительным. В зале были все преподаватели и родители. Больше всех волновался и переживал сам руководитель курса. Среди его 11 выпускниц уже есть приглашенные в Большой и Мариинку.

Источник: НТВ, 04.06.2025

2.06.2025
Николай Цискаридзе и его ученицы

В 2025 году Николай Цискаридзе впервые выпускает женский класс. Программа "Однажды..." знакомит с "балетными дочками" ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Источник: телеканал "НТВ", 1 июня 2025 г.

13.03.2025
В Академии имени Вагановой открылась конференция, посвященная великому хореографу Мариусу Петипа

"Посвящение Мариусу Петипа" - в Академии имени Вагановой изучают наследие великого хореографа. Ежегодные международные научные конференции проводятся по традиции в день рождения педагога и балетмейстера. Именно в его честь балет второй половины 19 века стали называть "эпохой Петипа." "Лебединое озеро", "Раймонда", "Дон Кихот", "Спящая красавица" - за полвека на сцене императорских театров мастер поставил 60 спектаклей. Такие научные конференции, говорят организаторы, нужны чтобы оградить историю балета от наносной и фейковой информации. Во время конференции читают доклады по истории и практике балетного искусства, обсуждают новые хореографические течения. Особый интерес участников вызвали отрывки из воспоминаний англичанки Анны Вустер, которая приехала учиться в академию в 1957 году.

Источник: ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург", 13 марта 2025.

13.03.2025
В Академии Вагановой состоялась торжественная презентация книги с участием Н.М. Цискаридзе

В Академии Вагановой состоялась торжественная презентация книги с участием Н. М. Цискаридзе

"Мой путь к мечте" - книга, написанная Анной Вустер Пасти. Её презентовали в Академии Русского балета имени Вагановой Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой в рамках Международной конференции "Посвящение Петипа".

Источник: Первый канал. Санкт-Петербург, 13 марта 2025.

26.02.2025
Круглая дата кафедры балетоведения Академии Вагановой

28 октября 2024 года кафедра балетоведения Академии Русского балета А. Я. Вагановой торжественно отпраздновала свой первый крупный юбилей. Десять лет назад по инициативе ректора Н. М. Цискаридзе возобновила свою работу. У истоков же формирования центра балетоведческой мысли четверть века тому назад стояли выдающиеся балетные специалисты – В.М. Красовская, М.А. Ильичева, Г.Г. Альберт, Т.Е. Кузовлева, Б.А. Илларионов, Л.И. Абызова, Н.Н. Зозулина. В настоящее время кафедра является единственной в России которая выпускает специалистов по направлениям «Хореографические исследования и балетная критика» и «Менеджмент хореографического искусства» (бакалавриат); «Теория и история хореографического искусства» и «Продюсирование хореографического искусства» (магистратура).

Приглашенных на празднование гостей-балетоведов из Москвы и Екатеринбурга, педагогов, выпускников и студентов кафедры ждала насыщенная программа, расписанная буквально по часам. Утро началось в Некрополе на Литераторских мостках Волковского кладбища, где были возложены цветы к могилам А.Л. Волынского, А.А. Гвоздева и Л.Д. Блок, внесших значительный вклад в формирование балетоведческой науки и заложивших основы профессиональной балетной критики. К сожалению, было очень грустно видеть затерянное надгробие Волынского, никак не помеченное, с почти истершейся фамилией. Только уникальный знаток этого акрополя, преподаватель кафедры балетоведения Т.Н. Горина смогла отыскать и подвести группу к этой небольшой, буднично лежащей на земле замшелой мраморной плите. Последующий путь к местам упокоения других великих деятелей хореографии проходил рядом с памятниками А.Я. Вагановой, Ф.В. Лопухова, К.М. Сергеева, Н.М. Дудинской, И.Д. Бельского и А.Я. Шелест. По ходу состоявшейся затем автобусной экскурсии по балетным местам Петербурга Т.Н. Горина увлекательно рассказала об адресах различных артистов, балетмейстеров, историков и теоретиков балета.

В самой Академии также прошел ряд мероприятий, среди которых главное место занял балетоведческий семинар. Слово было предоставлено главному научному сотруднику Российского института искусствознания, доктору искусствоведения Л.М. Стариковой (Москва), выступившей с докладом «Методика документального исследования истории балетного театра в России XVIII века». О «Балетоведении и балетной критике на современном этапе» рассказал кандидат искусствоведения О.А. Петров (Екатеринбург). В конце семинара прошла презентация изданий кафедры балетоведения за десять лет. Количество трудов, составивших бесценный вклад сотрудников кафедры, поражает! В их число вошли учебные пособия по истории как отечественного, так и зарубежного хореографического искусства, словарь балетных терминов, монографии, посвященные М.И. Петипа, И.Д. Бельскому, Дж. Ноймайеру, хроника петербургского балета в шести томах, летопись блокадных лет, литературное наследие С.Н. Худекова в трех книгах, вся балетная критика А.Л. Волынского в семи сборниках и восемь выпусков Альманахов студенческих работ.

Завершился вечер во Дворце искусств на Невском проспекте (СТД), где в честь юбилея был дан концерт «Исторические эпохи в хореографии». Через призму танца зрителям удалось окунуться в ретроспективу многовековой истории культуры. Открылся концерт подарком немецкого хореографа Дж. Ноймайера, узнавшего о юбилее от известного исследователя его творчества и заведующей кафедрой балетоведения Н.Н. Зозулиной и давшего разрешение на исполнение своей миниатюры «Павлова и Чекетти». В ролях ученицы и педагога выступили первые солисты Мариинского театра М. Ильюшкина и Э. Капитен. Растворяясь в музыке скрипичного Andante sostenuto Чайковского, артисты приобщили зал к таинствам балетного искусства – от экзерсиса «у станка» до образов классических шедевров «на середине». А непосредственно тема истории в балете началась с «сотворения мира»: выпускник Академии 2000-х годов, хореограф Башкирского театра оперы и балета Р. Абушахманов вместе с солистами театра А. Алексеевой и А. Брынцевым разыграл ветхозаветный сюжет об Адаме и Еве, юмористически передав испуг грешников, только что вкусивших запретный плод. Дуэт из спектакля «Барокко» главного балетмейстера Чувашского театра оперы и балета Д. Салимбаева в исполнении А. Серегиной и А. Рюмина продемонстрировал противоречивость чувств героев: их страстность, смешанную с холодностью. Родом из эпохи рококо был герой знаменитой миниатюры Л. Якобсона «Вестрис». Солист Театра балета имени Якобсона Д. Соболев талантливо примерил на себя роли маски «бога танца» XVIII века. Следом в адажио из «Pas de quatre» Якобсона воплотилась красота эпохи балетного романтизма, напомнив в сплетениях четырех танцовщиц о именах-легендах: Тальони, Гризи, Гран и Черитто. В свою очередь, символом серебряного века с его декадентскими настроениями и эстетством стал «Умирающий лебедь» М. Фокина, представленный М. Ильюшкиной в редкой редакции Н. Долгушина. Задорной и ликующей нотой закончила концерт вариация Китри в исполнении солистки Мариинского театра М. Булановой.

Между номерами артистов состоялось несколько включений фильма об истории кафедры и нынешней ее жизни, наполненной образовательным процессом, научными конференциями и издательской деятельностью. Особую находку видеоряда составили редкие кадры, зафиксировавшие заведующую кафедрой в 1990-е годы – доктора искусствоведения В.М. Красовскую. Вечер в СТД украсили поздравительные речи В.И. Уральской (журнал «Балет»), А.М. Полубенцева (Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова), А.Г. Гай (Театральная библиотека), Р.С. Садыковой (Театральный музей) и Т.Е. Кузовлевой (РГИСИ). Кафедре пожелали дальнейшего процветания и плодотворной работы!

Текст: Полина Кондратова.
Источник: журнал «Балет», №1, 2025.

15.02.2025
Смычку волшебному послушна

Сюжет об Агриппине Яковлевне Вагановой в программе «Большая страна: территория тайн» телеканала ОТР, 15.02.2025.

9.02.2025
Будем дружить?

В один из зимних дней в библиотеку Алвара Аалто приехали студентки Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Шесть молодых девушек-первокурсниц, которые постигают концертмейстерское и педагогическое искусство на кафедре «Музыкально-инструментальное искусство. Фортепиано», решили побывать в нашем городе и дать здесь концерт.

Выборг №6

Сегодня Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой – одно из самых престижных учебных заведений России. Благодаря стараниям его ректора Николая ЦИСКАРИДЗЕ она обрела новую жизнь, и теперь заметно растет стремление попасть туда у выпускников музыкальных училищ со всей России. И это понятно: сопровождать на рояле выступления артистов балета, концертные номера и обычные ежедневные репетиции требуется постоянно и ежедневно.

Желание связать свою жизнь с искусством балета, приблизиться к музыкальному репертуару великих танцовщиков и балерин, оказаться на одной волне с Терпсихорой – мечта в нынешнем году сбылась у приехавших к нам в этот день девушек. Кроме выпускниц петербургских музыкальных училищ, а также школы при консерватории имени Римского-Корсакова, некоторые приехали в Санкт-Петербург из других городов России.

Наш город тепло встретил творческую молодёжь. Стараниями сотрудников библиотеки были организованы репетиции и сопровождение концерта, за что гости признательны сотрудникам и администрации библиотеки Алвара Аалто.

Организатор концерта Ева КАЛЬЦАНОВА – выпускница выборгской музыкальной школы. Заряжать других инициативой и энергией ей не впервой: поездки, концерты, радость общения с людьми и публикой, приходящей послушать музыку – данность, уже проверенная временем.

– Наша будущая профессия связана непосредственно с балетом, – говорит Ева. – Для зрителей этот концерт – возможность не только услышать красивую музыку, но и узнать о том, что в Академии есть такой факультет, где можно получить хорошую специальность. Кроме балетного репертуара, мы исполняем много сольных произведений и пьес для исполнения в четыре руки – в фортепианном ансамбле. В программу концерта включили известные произведения Чайковского, Рахманинова, Мендельсона, Шопена, Шумана, Дебюсси, Гаврилина. В Академии с нами занимаются замечательные педагоги по классу фортепиано и ансамбля: Алиса БРАЦЛАВСКАЯ, Семён ДЕНИСОВ, Антон БОЛДЫРЕВ, Владимир ШЕКАЛОВ. Благодаря им, множатся наши знания и умения. Академия сегодня – наш дом: здесь красиво и уютно, много интересных дисциплин и великолепный преподавательский состав. Учиться всем нам там очень и очень нравится.

Надо сказать, музыкальное образование в Академии – одно из самых приоритетных направлений. Необходимость его обусловлена тесной и непрерывной связью искусства балета и музыки – одно без другого существовать не может. Поэтому, например, с первого года обучения у всех ребят, которые обучаются там искусству балета, есть уроки фортепиано. Самый простой способ понять необходимость музыкального образования студентам балетного училища можно на простом примере: вспомните любимый всеми «Щелкунчик» – разве можем мы представить себе сценическое действие без великой музыки Чайковского?

Всмотритесь в фото: Камиля ГАТАУЛЛИНА, Александра ФИЛАТОВА, Мария АНТОНОВА, Александра РАЗБОРОВА, Елизавета КУСОВА и Ева Кальцанова – девушки настолько удивительно вдохновенные и тонкие, как будто набирали их в Академию Русского балета не только играть на рояле, но и танцевать! Удивительное чувство прекрасного, которое их объединяет не только на концертной площадке, но и в жизни, претворяется в замечательные маленькие проекты, которые в будущем, вполне возможно, перерастут в более крупные и значимые. И как здорово, когда для них открываются двери в новейшие пространства!

С большой отдачей прошёл этот концерт, горячо поддерживаемый публикой. Провел концерт Энрико Бернини – помощник и друг этого маленького коллектива.

Милана КАЛЮЖНАЯ, ученица восьмого класса музыкальной школы Выборга, рассказывает:

– Вчера я побывала на удивительном музыкальном концерте в библиотеке. Атмосфера была волшебной: мягкий свет, яркие звуки классической музыки наполняли пространство. Студентки Академии Русского балета имени Агриппины Вагановой играли на фортепиано, и каждая из них привнесла в исполнение частицу своей души. Я слушала, затаив дыхание, время пролетело незаметно. Этот вечер стал настоящим праздником музыки и таланта!

Все участницы концерта по достоинству оценили гостеприимный зал выборгской библиотеки: удивительная обстановка, душевная атмосфера, трогательное отношение сотрудников, теплый прием слушателей. А нам остаётся пожелать молодым талантам новых проектов в нашем городе!

Текст: Нелли Чучунова
Источник: «Выборг» №6, 7 февраля 2025 г.

28.01.2025
Жемчужина мирового балета: легендарному «Лебединому озеру» 130 лет

Юбилей своего главного спектакля отмечают в Мариинском театре. «Лебединому озеру» 130 лет. Название этой постановки стало синонимом балета, а петербургская версия в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова — одной из самых известных в мире.

Знаменитое построение «Лебединого озера» в белом акте было придумано в историческом зале академии русского балета. Лев Иванов по поручению Петипа создал сцены спектакля, покорившего мир.

Узнаваемая балетная пачка появилась тоже благодаря легендарным лебедям. Однако Агриппина Ваганова в своей редакции вопреки канону сделала для Галины Улановой облегающее платье, чтобы показать пластику балерины.

Ольга Розанова, историк балета, балерина: «У Улановой было одно качество, которое сближало ее с первой исполнительницей роли Пьериной Линьяни, это пластика».

Итальянка первой в роли черного лебедя поразила публику 32 фуэте. Сегодня для балерин это неизменная часть эффектной партии Одиллии, которую поставил сам Петипа.

Первой русской танцовщицей, повторившей сложный трюк, стала Матильда Кшесинская. Прима императорской Мариинки могла себе позволить выступать в дорогих украшениях. Известно, что для показа Дягилевым «Лебединого озера» в Великобритании драгоценности балерины специально перевозились из России и хранились в лондонском магазине Фаберже. Английская критика задохнулась в восторге от блеска бриллиантов Одетты-Одиллии.

Кшесинская танцевала в роскошных украшениях и на сцене Мариинки. Драгоценности хранились в банковских ячейках. Для выступления нужный гарнитур балерина получала с нарочным.

Драгоценности из стразов Виктории Терёшкиной не уступают по блеску коронам Кшесинской. Созданные на заказ украшения придают ее Одиллии демонический образ.

Иногда Одетту и Одиллию давали разным примам. Например, Уланова — Одетта, Вечеслова — Одиллия. Именно в этой редакции изменилось знаменитое положение рук балерин в кордебалете и главного лебедя.

Виктория Терёшкина, прима-балерина Мариинского театра, исполнительница партии Одетты-Одиллии, народная артистка России: «Изначально руки, которые поставили для лебедей, они были закругленные, но гениальная Ваганова развернула кисть, и тем самым рука стала похожа на крыло».

Лебединый белый акт называют душой балета, и, конечно, в центре дуэт Зигфрида и Одетты. Что может быть прекрасней зарождения любви? Тимур Аскеров танцует принца почти полтора десятилетия и всегда испытывает трепет перед музыкой Чайковского и личностями, составившими славу балета.

Тимур Аскеров, премьер Мариинского театра, исполнитель партии Зигфрида: «Эти великие люди, артисты, получали такие же эмоции, которые получаю сейчас я. Постоянно я всегда об этом думаю во время перед Па-де-де».

С подмостков стразы всегда сверкают ярче настоящих бриллиантов: таковы законы сцены. Но этот блеск кажется особенным в «Лебедином озере», которое олицетворяет весь мировой балет.

Источник: НТВ - Петербург, 28 янвая 2025 г.

15.01.2025
Благотворительную оперу «Рождественская сказка» показали для воспитанников Академии Русского балета им. Вагановой

Источник: ЛенТВ24, 15 января 2025 г.

Страница 1 из 26