Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
8.11.2019
Программа Академии на Санкт-Петербургском международном культурном форуме

С 14 по 16 ноября в Санкт-Петербурге будет проходить VIII Международный культурный форум, в котором принимает участие Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, а ректор Академии Н. М. Цискаридзе является одним из руководителей секции «Балет и танец».

Санкт-Петербургский международный культурный форум

В этом году Академия проводит мероприятия как для участников Профессионального, так и Общественного потока.

14 ноября

В Академии пройдёт «День открытых дверей». Гости смогут познакомиться с историей старейшего балетного училища России, присутствовать на церемонии передачи костюма Н. М. Цискаридзе из балета «Щелкунчик» Государственному дому-музею П. И. Чайковского в Клину, побывать на открытом уроке профессора Академии И. А. Трофимовой, ученицы М. Ф. Романовой и А. Я. Вагановой,  и посмотреть концерт воспитанников в Учебном театре имени А. В. Ширяева.

В тот же день в Доме ученых им. М. Горького Российской академии наук пройдёт «Встреча с балетом», в которой примут участие ректор Академии Николай Цискаридзе и балерина Мариинского театра Габриэла Комлева. В этот вечер состоится открытие фотовыставки к юбилею народной артистки СССР Габриэлы Комлевой и презентация её книги: «Танец – счастье и боль...Из дневников петербургской балерины».

Вход на оба мероприятия по отдельной регистрации (билетам) для участников Общественного потока.

15 ноября

В Академии стартует IV Международный конгресс «Новые технологии в искусстве». В этот день пройдут мастер-классы спикеров и практиков Бартека Ченявы и Катажины Анны Малаховской (Польша) для хореографов и специалистов по современному танцу, а также мастер-класс Кики Селиони (Великобритания) по методике Лабана. Вход на мероприятие для зарегистрированных участников конгресса и участников Профессионального потока.

В тот же день в Эрмитажном театре состоится Торжественная церемония награждения победителей III Всероссийского творческого конкурса научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства. Учредителями  конкурса являются Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств. Церемония награждения начнётся с выступления воспитанников Академии, которые представят Танцы Дня и Ночи из оперы «Джоконда», и завершится концертом студентов Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Вход по приглашениям для гостей и участников Профессионального потока.

16 ноября

В Академии продолжит работу IV Международный конгресс «Новые технологии в искусстве». Пройдут две научные сессии: «Новые технологии в искусстве» и «Новые технологии в художественном образовании». Вход для участников конгресса и участников Профессионального потока (по бейджам).

29.10.2019
Хранительница заветов Вагановой

29 октября отмечает юбилей профессор кафедры методики преподавания классического и дуэтно-классического танца Ирина Александровна Трофимова.

Ирина Александровна Трофимова

Судьба Ирины Александровны Трофимовой сложилась драматично. Одна из лучших учениц Марии Федоровны Романовой, класс которой окончила в 1949 году, она получила травму, не позволившую начать артистическую карьеру. Для нее в школьном прошлом остались блестящие партнеры Святослав Кузнецов и Анатолий Сапогов, с которым танцевала на выпускном спектакле венгерский танец.

И. Трофимова. Славянский танец
И. Трофимова. Славянский танец.

В 1952 году Трофимова окончила педагогическое отделение Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где училась у А. Я. Вагановой. В студенческие годы в Консерватории Трофимова стала сочинять собственные номера и зачастую их сама и исполняла. До сих пор Ирина Александровна не может скрыть волнения, вспоминая, как Ваганова пришла посмотреть ее «Славянский танец» на музыку Дворжака: «Я расплакалась, потому что танцевала для Вагановой». Агриппина Яковлевна вытирала ей слезы и утешала: «Ты танцевала хорошо!»

По воспоминаниям Трофимовой, Ваганова много рассказывала студентам о своем пути в педагогику. Из этих рассказов делалось понятно, что главной причиной успеха была способность упорно докапываться до сути: почему не получается движение, как сделать его правильно?

Трофимова – старейший педагог Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – работает здесь с 1951 года. И сегодня, давая на уроках комбинации своего наставника, Трофимова не забывает сказать ученицам, что они достались «по наследству» от Вагановой.

И.А. Трофимова - педагог
И.А. Трофимова - педагог.

«Методика Вагановой, – считает Ирина Александровна, – основа обучения классическому танцу, но технология исполнения движений должна развиваться и совершенствоваться. И Ваганова менялась, когда опыт молодых балетмейстеров диктовал ей свои условия. Агриппина Яковлевна, например, не любила «раздираловки», но когда они потребовались в партии Ледяной Девы, пришла в класс и велела поднимать ноги. У Вагановой были ум, вкус, музыкальность и безупречное чувство стиля. Это помогало ей находить верные решения и быть на передовых позициях. Развивая ее методику, мы поднялись на высокие полупальцы, стали выше поднимать ногу на cou-de-pied. Критерий здесь – благородство манеры, сохранение петербургского стиля».

И.А. Трофимова. Лекция на Педагогическом факультете.
И.А. Трофимова читает лекцию на Педагогическом факультете Академии.

Среди учениц Трофимовой Леонора Куватова, Маргарита Куллик, Татьяна Статкун, Екатерина Кондаурова, Екатерина Осмолкина, Ольга Смирнова.

В 1957 году И. А. Трофимова окончила театроведческий факультет ЛГИТМиК. Она автор ряда статей и рецензий; редактор третьего издания учебника «Школа классического танца» В.С. Костровицкой и А.А. Писарева.

И.А. Трофимова с ученицей Н. Павленко
И.А. Трофимова с ученицей Н. Павленко

Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, профессор кафедры методики преподавания классического и дуэтно-классического танца, Ирина Александровна Трофимова продолжает воспитывать новое поколение педагогов классического танца.

Мы поздравляем Ирину Александровну с днём рождения, желаем здоровья и творческого долголетия!

Лариса Абызова

28.10.2019
Академия приняла участие в международном научно-образовательном салоне

25 – 27 октября Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой приняла участие в Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне, проходившем в «ЛЕНЭКСПО».

В рамках салона были представлены реализуемые Академией образовательные программы. Школьники и абитуриенты, посетившие выставку, смогли задать вопросы, связанные с поступлением в Академию в следующем учебном году.

Организаторами мероприятия выступили Комитет по науке и высшей школе, Правительство Санкт-Петербурга.

Научно-образовательный салон 2019

Стенд Академии

Диплом участника салона

7.10.2019
В дни осенних школьных каникул учащиеся Академии отправятся в Грецию

1, 2 и 3 ноября в афинском Christmas Theater (крытый Олимпийский стадион, Галаци) учащиеся Академии представят Гала-концерт, в программе которого большая сюита из балета «Фея кукол», «Танцы часов» из оперы «Джоконда» и Розовый вальс из балета «Щелкунчик».

В поездке примут участие 52 студента средних и старших классов/курсов Академии.

3.10.2019
Поздравляем с юбилеем Галину Александровну Еникееву!

Ученица Н. М. Дудинской в классе усовершенствования, Галина Александровна в 1998 г. окончила Педагогический факультет Академии и с этого времени работает преподавателем классического танца в средних классах.

Желаем вам, Галина Александровна, здоровья, плодотворной работы, счастья и радости!

Поздравляем!

29.09.2019
Поздравляем с юбилеем Людмилу Ивановну Комолову!

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой поздравляет с юбилеем Людмилу Ивановну Комолову – педагога младших классов Исполнительского факультета, доцента кафедры методики преподавания классического танца.

Юная Людмила, поступив в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия), училась у В.С. Костровицкой и В.М. Станкевич, передававших своим подопечным всю полноту методики А.Я. Вагановой. В 1968 году выпуск основного балетного отделения был большой – 39 человек. К выпускному концерту готовили балет «Шопениана», хореографическую поэму «Гренада» в постановке К. Боярского и концертное отделение, где была занята Люда Комолова, показавшаяся во фрагменте из балета «Фадетта» в хореографии Л. Лавровского. Выпускницу ждал Малый театр оперы и балета, и с этого первого сезона 1968/69 гг. начался долгий путь артистки.

Л.Комолова - Фадетта  Л. Комолова в балете "Барышня и хулиган"

Сначала, как все молодые специалисты, регулярно занятая в кордебалетных выходах, Комолова постепенно начала появляться в корифейских партиях «подруг» главных героинь – Жизели, Сванильды, Лизы… Затем ей стали поручать ответственные сольные партии: па-де-труа в «Лебедином озере», Медора и одалиска в «Корсаре», вариации в «Пахите», Барышня в «Барышне и Хулигане», Жар-птица в «Коньке-Горбунке». В театре Л.И. Комолова стала участницей многих премьер – балетов, поставленных И. Бельским, Н. Долгушиным, О. Виноградовым, Н. Боярчиковым, И. Чернышовым, Б. Эйфманом. В послужном списке артистки и участие в фильмах-балетах «Барышня и Хулиган» (1970), «Анюта» (1982), «Дом у дороги» (1984)… Такой бесценный практический опыт оказался чрезвычайно полезен танцовщице, перешедший на преподавательскую деятельность.

Л. Комолова - сильфида  Л. Комолова - Медорв в балете "Корсар"

В 1993 году Людмила Ивановна поступила на педагогическое отделение Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, и с 1996 года начала преподавать классический танец в младших классах мальчиков, чуть позже и девочек. И оказалось, что быть педагогом – это второе призвание Комоловой.

Л. Комолова - педагог в Академии.

В начальных классах закладываются основы профессии, тот фундамент, на который ляжет весь следующий объём навыков и умений классического танца. Первый преподаватель должен быть одновременно требовательным и строгим, чутким и сердечным, уметь объяснить, увлечь ученика… Именно такими педагогическими и человеческими качествами обладает Людмила Ивановна.

«Первый мой педагог по классике – Людмила Ивановна Комолова! Как сложно сделать так, чтобы нам малышам понравился балет во всей его строгости и четкости! Она великолепно справилась с этой задачей, мы все с любовью и теплотой вспоминаем нашего первого преподавателя!» К этим словам, сказанным одним из учеников Комоловой, ныне танцовщиком Мариинского театра Максимом Зубаревым, присоединился бы каждый из её воспитанников.

На экзаменах третьих-четвертых балетных классов уже прекрасно видны результаты труда педагога. Л. И. Комоловой всегда удается добиться академической выучки, красоты движений, артистизма исполнения. За свою, более чем 20-летнюю педагогическую деятельность многим своим ученикам она привила крепкие основы профессии и любовь к избранному делу.

Л. Комолова - педагог в Академии.

Воспитанницы Комоловой поздравили её с днём рождения

С огромной теплотой говорят о Людмиле Ивановне и коллеги по работе, отмечая не только оптимизм и душевность, но и то чувство юмора, с которым она умеет воспринимать окружающий мир.

В этот юбилейный день руководство и педагогический коллектив Академии желают Людмиле Ивановне Комоловой здоровья, неутомимости в работе, усердных и талантливых учеников, долгих лет счастья и радости.

Фото: архив Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой; Андрей Лушпа.

 

27.09.2019
Обмен опытом между Академией и Школой Джона Крэнко (Германия)

С 8 по 11 октября педагоги Академии примут участие в программе по обмену опытом со Школой Джона Крэнко (John Cranko Schule, Штутгарт) в рамках программы Международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии.

Мастер-классы по классическому балету в Школе Джона Крэнко проведёт профессор Академии Марина Александровна Васильева.

Также в Штутгарте пройдут лекции и дискуссии по методике преподавания классического и современного танца, в которых примет участие педагог Академии Анастасия Брейт.

Школа Джона Крэнко – партнёр Академии. Её студенты участвовали в Гала-концертах, посвящённых 280-летию Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой (Москва, июнь 2018 г.). Директор школы Джона Крэнко Тадеуш Матач принимал участие в работе жюри конкурса Vaganova-PRIX в Санкт-Петербурге.

24.09.2019
График каникул для обучающихся исполнительского факультета (СПО)

Осенние каникулы: (1/5-5/9 классы) с 28 октября 2019 г. по 04 ноября 2019 г.

Зимние каникулы: (1/5-5/9 классы, 6/I – 8/III курсы) с 30 декабря 2019 г. по 15 января 2020 г.

Весенние каникулы: (1/5-5/9 классы) с 30 марта 2020 г. по 06 апреля 2020 г.

Летние каникулы:

1/5 классы – с 15 июня 2020 г. по 31 августа 2020 г.;

2/6-5/9 классы – учебные занятия до 15 июня 2020 г., сценическая практика до 28 июля 2020 г., каникулы по 31 августа 2020 г.;

6/I-8/III курсы – с 29 июня 2020 г. по 31 августа 2020 г.

23.09.2019
Обмен опытом между Академией и Университетом Палукки (Германия)

С 5 по 11 октября педагоги и студенты Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой станут гостями Дрезденского университета танца Палукки (Palucca Hochschule für Tanz Dresden) в рамках программы Международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии.

Palucca Hochschule für Tanz Dresden

Агриппина Яковлевна Ваганова, будучи педагогом ленинградской школы балета, в 1934 году разработала детальный метод обучения классическому танцу. Бывшее Императорское театральное училище, ныне Академия Русского балета теперь носит её имя, а методика Вагановой преподаётся во всём мире, составляя основу обучения во многих балетных школах. Однако сама Ваганова говорила, что написанное ею руководство – не догма, которой должно следовать буквально, с течением времени её методика должна развиваться педагогами и адаптироваться к требованиям современного мира.

Грет Паллука основала свою школу танца в Германии в 1925 году. Она преподавала «новый художественный танец», предлагая каждому ученику найти свой собственный голос посредством танца. Сегодня единственный независимый университет танца Германии носит имя Паллуки, а его учебная программа основана на балансе между обучением классическому балету (в том числе и по методике А.Я. Вагановой), современному танцу и импровизации.

Как развивается методика А.Я. Вагановой и каковы приоритеты Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой сегодня? Как развивается работа по «разрушению барьеров» между балетом, современным танцем и импровизацией в Университете танца Палукки? Как такие подходы дополняют друг друга, какое влияние они могут оказывать друг на друга?

Эти вопросы станут темой обмена знаниями между двумя учебными заведениями. В течение недели в Дрездене пройдут практические занятия по балету, классическим вариациям, современному танцу и импровизации с участием студентов Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и Университета танца Палукки. Мастер-классы проведут педагоги обоих учебных учреждений (в том числе ректор Академии Н.М. Цискаридзе – 7 октября). Также будут организованы и теоретические дискуссии для педагогических команд вузов. Финальной точкой станет совместный Гала-концерт учащихся обеих школ 10 октября. Студенты Академии покажут сюиту из балета «Фея кукол», классическое pas-de-deux в хореографии Фетона Миоцци и танец ракушек из картины «Подводное царство» балета «Конёк-горбунок».

Культурные обмены между Академией Русского балета имени А.Я. Вагановой и Дрезденским университетом танца Палукки имеют давнюю историю, восходящую к летним школам в Дрездене во времена ГДР, где занимались учащиеся из СССР, и ответными визитами учеников из Германии в Ленинград. Сегодня мы хотели бы возродить эту традицию через новые проекты.

Визит педагогов и учащихся в Германию пройдёт при  поддержке Министерства культуры России в честь 100-летия «Русских сезонов».

12.09.2019
Открыт приём заявок на Международный конгресс «Новые технологии в искусстве»

Новые технологии в искусстве 2019

15-16 ноября Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом проводит ежегодный Международный конгресс «Новые технологии в искусстве», который будет проходить в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Конгресс посвящен проблемам внедрения новых технологий в современное искусство, балет и образование и предполагает научное обсуждение следующих вопросов: новые технологии в культурных индустриях; киноискусство и мультимедиа; новые технологии в музыке и современном композиторском творчестве; современная хореография и перформативные искусства; новые технологии в образовании.

Рабочие языки конгресса: русский, английский

Адрес проведения конференции: г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.

Заявка на участие в конгрессе принимаются до 15 октября по электронной почте: proscience@vaganovaacademy.ru.

Ознакомиться с дополнительной информацией можно на странице конференции.

Страница 1 из 32