В преддверии Дня защитника Отечества учащиеся 2 курса СПО посетили 422-й Окружной Военный клинический госпиталь в Пушкине. Ребята лично смогли поздравить бойцов, проходящих лечение в госпитале, с наступающим праздником и вручить сладкие подарки, которые были собраны воспитанниками Академии в рамках акции «Шоколадка для бойца». Студенты смогли познакомиться с героями СВО, узнать их истории и взглянуть на награды, включая орден Мужества, которым награждаются граждане России за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой заняла 30-ю позицию, поднявшись на 14 пунктов по сравнению с предыдущим годом, в интегральном рейтинге эффективности коммуникаций вузов, подготовленного на основе комплексного исследования по итогам 2024 года. Также Академия вошла в десятку (9 место) лидеров представленности в научно-популярных СМИ. Результаты исследований были представлены 20 февраля на площадке международного пресс-центра медиагруппы «Россия сегодня» в Москве.
Кроме того, в этом году были названы 18 лидеров групп вузов в контексте ведомственной принадлежности, и Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой вошла в него, как лидирующий вуз, учредителем которой является Министерство культуры РФ.
Интегральный рейтинг составляется за календарный год, а динамика позиции в рейтинге определяется по отношению к предыдущему году. Суммарный индекс вуза рассчитывается как сумма приведенных к 100-балльной шкале значений суммарного индекса для всех рейтингов за год: рейтинга информационной открытости, рейтинга присутствия в научно-популярных СМИ, рейтинга авторитетности. Рейтинг реализован системой анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics и проектом «Социальный навигатор» международной медиагруппы «Россия сегодня». В исследование вошли 614 головных вузов всех регионов РФ, учрежденные 21 ведомством, различных форм собственности и ведомственной подчиненности.
Рейтинг рассчитывается автоматически, без влияния человеческого фактора. Это новый подход, опирающийся на анализ больших данных, который позволяет увидеть реальную работу вузов со всеми участниками образовательного процесса и партнерами через различные каналы коммуникаций, а также оценить реакцию аудитории на инициированные вузами коммуникации.
Проект призван способствовать большей информационной открытости учебных заведений высшего образования и повышению эффективности их коммуникаций с абитуриентами, студентами, научным сообществом, а также с компаниями различных секторов экономики.
Интегральный рейтинг, как и методика исследования, доступны на сайте Brand Analytics.
5 февраля сбылась мечта девятилетнего Артёма, который принял участие в акции «Ёлка желаний» и загадал на Новый год встречу с Николаем Максимовичем Цискаридзе.
Артём любит танцевать, занимается балетом вместе со старшей сестрой, участвует в хореографических конкурсах. На Новый год он загадал встречу с Николаем Максимовичем Цискаридзе. Вчера вместе с мамой и старшей сестрёнкой Анечкой мальчик побывал на уроке классического танца профессора Цискаридзе и смог получить его автограф. В беседе с Николаем Максимовичем он поделился мечтой стать артистом балета. Артём увидел, как занимаются наши воспитанники, а затем посетил музей Академии, где смог блеснуть своими глубокими познаниями в истории балета.
14 февраля наша Академия совместно с Михайловским театром исполнила еще одну детскую новогоднюю мечту с «Ёлки желаний», благодаря которой девочка Алина вместе с мамой совершила путешествие в мир балета. Днем они побывали в старейшей балетной школе России и смогли увидеть множество экспонатов нашего «музея», включая волшебные башмачки – пуанты первой исполнительницы партии Одетты-Одиллии из балета «Лебединое озеро».
Вечером Алина с мамой отправилась в Михайловский театр, где, сидя в Царской ложе, посмотрела балет «Собор Парижской Богоматери», входящий в золотой фонд мировой балетной классики и недавно пополнивший репертуар театра. В памяти об удивительном дне и вечере в заснеженном Петербурге у Алины останутся воспоминания, фотографии и книга об Академии с автографом ректора.
Юная поклонница балета – 11-летняя Вероника загадала желание: побывать на балете «Щелкунчик» в Мариинском театре и посетить Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. 18 февраля желание Вероник исполнилось – она с мамой побывала в нашей Академии. Гостей познакомили с историей школы, показали самую роскошную балетную лестницу с портретами знаменитых танцовщиков и танцовщиц, а также дали возможность увидеть кусочек репетиции фрагмента из балета «Пахита» в большом репетиционном зале. А вечером их пригласили в театр, где они из партера посмотрели самый рождественско-новогодний спектакль.
В Академии Вероника получила сладкий подарок от сверстников и «балетный» календарь с автографом ректора Академии, народного артиста РФ – Николая Максимовича Цискаридзе.
«Ёлка желаний» – Всероссийская акция, запущенная в 2018 году «Движением Первых» при поддержке «Росмолодежь.Добро». Её цель – подарить радость и ощущение новогоднего волшебства детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Исполнителями желаний становятся тысячи неравнодушных граждан: представители государственных учреждений, коммерческих организаций, частные лица. Наша Академия принимает участие в этой акции уже второй раз. Мы выражаем признательность и благодарность руководству Михайловского и Мариинского театров за сотрудничество в осуществлении детских желаний!
10 февраля 1837 года трагически оборвалась жизнь Александра Сергеевича Пушкина – гения, сумевшего показать дворянству, что говорить на народном языке не стыдно, а весьма почетно, ведь именно он раскрывает природу русской души, бережно хранит ее мудрость и передает потомкам! Поэту, вдохновившему многих композиторов на создание опер и балетов, посвящена текущая учебная неделя Академии, открывшаяся циклом просветительских лекций от ведущих научных сотрудников Всероссийского музея А.С. Пушкина.
11 и 12 февраля для обучающихся Академии всех возрастов были прочитаны тематические лекции, каждая из которых завершалась лаконичной и увлекательной викториной, позволяющей в миг осветить наиболее интересные моменты биографии писателя. Так, самым младшим воспитанникам рассказали о смыслах сказок А. Пушкина; учащиеся средних классов узнали об особенностях дворянского воспитания и образования в стенах Императорского Царскосельского лицея. Студенты старших курсов Исполнительского факультета узнали о московских и петербургских адресах поэта. Мы благодарим за увлекательные рассказы, наполненные интереснейшими фактами истории, тесно сплетенными с биографией поэта, научных сотрудников музея А.С. Пушкина: Лузинову Ирину Викторовну, Добровольскую Екатерину Борисовну и Шамарину Елену Леонидовну.
В рамках Пушкинской недели в Академии звучат специальные выпуски проекта «Музыкальная перемена», а также запланированы конкурс эссе «Мой Пушкин» и беседа о балетах «Онегин» и «Станционный смотритель» – последний был создан в 1955 году специально для выпускников Ленинградского хореографического училища.
Поздравляем с юбилеем Игоря Станиславовича Воробьева, профессора кафедры музыкального искусства, доктора искусствоведения, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга.
И.С. Воробьев окончил Ленинградское Хоровое училище имени М. И. Глинки (1983), Ленинградскую консерваторию (1990) и ассистентуру-стажировку при кафедре композиции (1992). Дипломант Всероссийского конкурса студентов-композиторов (1988) и Смотра молодых композиторов Ленинграда (1989). С 1992 — директор Международного фестиваля искусств «От Авангарда до наших дней».
Главная область научных интересов И.С. Воробьёва — история отечественной музыки первой половины XX века. Музыковедческие труды Игоря Станиславовича включают две монографии, более двадцати статей в научных изданиях.
Творческие сферы композиторских опытов И.С. Воробьева многообразны: это симфонические, инструментальные, вокальные сочинения, в числе которых Камерная симфония, Симфония для большого симфонического оркестра, симфоническая сюита «Каменный гость», Концерт для контрабаса с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, Концертино для флейты и струнного оркестра, «Реквием» для сопрано, смешанного хора, духовых, ударных, фортепиано и шести контрабасов, Stabat Mater для сопрано, меццо-сопрано, женского хора, флейты, ударных, арфы, фортепиано, органа и контрабасов, «Магнификат» для солистов и смешанного хора, семь концертов и циклов для хора без сопровождения и др.
В числе его произведений для музыкального театра – «Елизавета Бам», камерная опера по одноимённой пьесе Даниила Хармса (1990); «Контрабас и флейта», оперные сценки по А. П. Чехову. Произведения для балетной сцены: «Дон Гуан», балет в одном акте, 11 сценах. (1999—2002); «Ассоль», балет по А. Грину в 1 акте, 7 сценах (2003—2004); «Куллустай Бэргэн», этно-балет в 2 действиях, 5 картинах.
Игорь Станиславович ведет курс музыкально-теоретических дисциплин для всех студентов кафедры музыкального искусства со дня ее основания в 1995 году. Все выпускники кафедры прошли его подготовку, освоили азы гармонии, полифонии, основы импровизации и композиции.
От всей души поздравляем Игоря Станиславовича, желаем крепкого здоровья, новых творческих идей и свершений!
4 февраля Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой приняла 87 участников Программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования, реализуемой Образовательным Фондом «Талант и успех» и Научно-технологическим университетом «Сириус», совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Минобрнауки России.
Участники программы встретились с исполняющим обязанности ректора Академии Н.М. Цискаридзе, который ответил на вопросы собравшихся в Учебном театре. Для них также была проведена ознакомительная экскурсия по Академии с посещением урока характерного танца педагога А.Л. Васильевой.
Неделя с 27 по 31 января в Академии прошла под знаком 81-ой годовщины полного снятия блокады Ленинграда.
Каждый день по внутреннем радио транслировались выпуски аудио-проекта «Музыкальная перемена», посвященные дню памяти. 27 января обучающиеся 1/5 классов принесли цветы к репетиционному залу Академии 3-низ, который работал в годы блокады.
30 января в Учебном театре Академии состоялась премьера музыкально-драматического спектакля «Однажды... Блокадный вечер в Концертном зале Филармонии». Действие спектакля развернулось в январские дни наступившего 2025 года. Братьев Алексея и Марка любящие родители стараются растить воспитанными и любознательными гражданами своей страны, потому мальчишек часто водят в музеи, театры, отправляются с ними в масштабные и крохотные путешествия и обязательно посещают с ними Филармонию. В канун Ленинградского дня Победы, без особого энтузиазма ребята с мамой отправляются на концерт. Однако, именно, этот вечер становится поворотным в отношении ребят к истории города.
Неожиданно в воображении ребят ожили суровые блокадные будни зимы 1942 года, в которые существовали, продолжая оставаться людьми, способными делиться скромной пищей, любить, надеяться и творить, композитор Василий Калафати и дирижер Карл Элиасберг; видный мазурист и охотник, искренне преданный своему верному четвероногому другу – танцовщик Иосиф Кшесинский; беззащитная, но сильная духом Ленинградская мадонна – поэтесса Ольга Берггольц. Вместе с легендарными личностями на сцене, под сенью большой люстры с мерцающими хрустальными каплями, братьям представились безымянные конферансье, оркестранты и жители Блокадного города, пробудившие в пресыщенных современным изобилием сердцах сострадание, сочувствие и, наконец, сопричастность к истории. Потрясенные походом в Филармонию и рассказом мамы о том, что в блокадном Ленинграде работала библиотека, книжная лавка писателей и даже печатались книги, братья в порыве эмоций звонят своему лучшему другу Семену, но... на телефонный звонок им отвечает сверстник из Ленинграда февраля 1942 года...
Такова сюжетная канва спектакля, и свой первый экзамен актерского мастерства в нем достойно выдержали воспитанники 1/5 А класса, ставшие его главными и вспомогательными действующими лицами. Особенных аплодисментов заслужили ребята, создавшие образы братьев Алексей и Марка, а также блокадного мальчика Семена. Украшением действия явилось живое звучание рояля. В этот вечер в исполнении педагогов-концертмейстеров Академии звучали ноктюрн «Ночь в Гурзефе» блокадного композитора В. Калафати, послевоенная кантата «Нам нужен мир» композитора А. Новикова, «Славянские танцы» романтика А. Дворжака, музыку которого часто исполняли в зале Филармонии весной 1942-го, трогательно-трепетным аккордом стала фронтовая песня «Огонек» (более известная как «На позиции девушка провожала бойца»), мастерски исполненная воспитанницами 1/5 В класса. Акварельно-звенящим музыкальным украшением явилось исполнение фортепианной пьесы «Принцесса танцует вальс» композитора М. Шмитца воспитанником 2/5 А класса, сумевшим тонко оттенить тему Блокадного театра.
Алексей Пабузин, Марк Федоров и Марья Гендова.
Семен Немич.
За роялем Ксения Иванова и Глеб Хомяков.
О бальном блеске и величии Имперского времени напомнила мазурка, ажурное кружево которой под аккомпанемент произведения А. Глазунова элегантно вытанцевали воспитанники 2/6 Б класса. Юная пара задорно и изящно воскресила воспоминания о великолепном исполнителе мазурки И. Кшесинском, преданно служившим Родине. Именно он вместе со своей небольшой труппой в 1920-е годы был первопроходцем, открывшим мир балетного искусства жителям Сибири и Дальнего Востока. Блокада застала артиста в Ленинграде, где он до последних дней трудился, делив скудный паек с верным четвероногим другом. Отказавшийся от эвакуации артист скончался зимой 1942 года.
Анастасия Иванова и Родион Кривобоков.
Пронзительным фрагментом спектакля стала история о мандаринах, ценой неимоверных усилий доставленных в город по дороге Жизни в декабре 1941 года для детской елки обычным шофером - Максимом Твердохлебом. В спектакле мандарины возникли в луче световой дорожки на старых саночках, что мчались к блокадному мальчику Семену, разговаривающему со сверстниками из января 2025 года.
30 января для обучающихся 4/8 и 5/9 классов Академии прошел Урок Цифры по теме "Кибербезопасность и искусственный интеллект".
В рамках урока дети разобрались с тем, как злоумышленники используют возможности нейросетей, как можно работать с ИИ безопасно, а также выявлять признаки угроз и анализировать потенциально вредоносные сайты.