Поздравляем с юбилеем Наталью Викторовну Марченко, преподавателя кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
Желаем Вам, Наталья Викторовна, здоровья, счастья, успехов в педагогической деятельности и радости творчества!
7 июня коллекция Кабинета истории русского балета пополнилась уникальными экспонатами. Российский режиссёр-мультипликатор, сценарист и художник, лауреат премии Правительства РФ в области культуры Татьяна Никитична Ильина-Вайнонен передала в дар Академии два эскиза декораций к балету «Щелкунчик» – «Дом Штальбаумов» и «Волшебный лес», которые принадлежали её деду – выдающемуся балетмейстеру В.И. Вайнонену. Василий Иванович – автор хореографической версии балета 1934 года (ГАТОБ, художник – Н. Селезнёв, позднее – С. Вирсаладзе), в котором первыми исполнителями Маши и Принца стали Галина Уланова и Константин Сергеев. Эта «ленинградская» постановка до сих пор находится в репертуаре Мариинского театра и Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
В 1939 году В.И. Вайнонен перенёс свой «Щелкунчик» на сцену Большого театра. 28 апреля состоялась премьера балета в Москве, главные партии исполнили Марина Семёнова и Алексей Ермолаев. В Москве спектакль оформлял Владимир Дмитриев, выдающийся советский театральный художник. Именно его эскизы сохранились в семье Вайнонена. Теперь они «сменили прописку» и будут находиться в экспозиции художественной коллекции «музея» нашей Академии.
Мы искренне благодарим Татьяну Никитичну Ильину-Вайнонен за столь щедрый дар!
30 мая 2025 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялась Х Международная конференция «Вагановские чтения». На конференции, организованной кафедрой балетмейстерского образования, был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных историей балета и балетной методики, а также с современным постановочным процессом и танцевальными исследованиями.
Первая сессия (модератор кандидат искусствоведения, доцент кафедры балетмейстерского образования О.В. Грызунова), была посвящена историческим и педагогическим темам. Были освещены неизвестные факты из биографии В. Степанова, касающиеся создания его танцевальной нотации и книги-альбома «Хореографiя» (доклад В.В. Жировой), затронуты история балетной критики начала XX века (доклад В.П. Крыловой) и не переведенные на русский язык педагогические труды Тамары Карсавиной (доклад А.В. Русских). В рамках этой сессии исследователь С.И. Улановская рассказала о хореографическом ландшафте Беларуси 1920-1930-х годов: междисциплинарных опытах художников авангарда и популяризации белорусского фольклора через жанр балета. Н.С. Барсова на основе архивных материалов представила широкую исследовательскую панораму о работе советских хореографов в Египте, Судане, Алжире, Тунисе, Ираке и создании там советскими специалистами профессиональных ансамблей национального танца. И.А. Кружилина воссоздала художественную и идеологическую атмосферу обсуждения спектакля «Шурале» Л. Якобсона накануне московской премьеры в Большом театре, а Ф.В. Лопухов-младший показал жизнеспособность и острую злободневность идей Федора Васильевича Лопухова о природе, сути и сложности репетиторской профессии.
Вторая сессия (модератор старший научный сотрудник фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, доцент кафедры балетмейстерского образования С. В. Лалетин), исследовала современный постановочный контекст, аспекты пересечения балета с другими видами искусства и цифровыми технологиями. Открыл сессию доклад доцента кафедры методики и практики характерного танца, исторического танца и актерского мастерства В.А. Сиротина об опыте балетмейстерской работы над венгерскими танцами из балета «Раймонда» в постановке Т. Рохо (Английский национальный балет). Автор наглядно продемонстрировал возможности и варианты актуализации характерного танца в наши дни. Также среди обсуждаемых тем были сценическая адаптация «Шинели» Гоголя в постановке Ю. Смекалова (доклад М.А. Бариновой), взаимодействие аналогового и цифрового мышления в балете, современном танце и хореографическом образовании (доклад Н. А. Воробьева). Сяо Хэ развернуто представила духовно-философские основы китайского национального танца и проиллюстрировала их проявление в пластике, движениях, пантомиме на видеопримерах. На сессии также были представлены доклады о культурной реставрации и художественной интерпретации классических балетных постановок (доклад А.А. Пичуевой) и концепции кинестетически осознанного танца и импровизации Анны Халприн (доклад Ю.С. Савостьяновой). Завершил сессию доклад О.В. Грызуновой о влиянии медиатизации на постановки советских хореографов 1920-х годов. По итогам юбилейной конференции запланировано издание сборника.
Разнообразие рассмотренных тем демонстрирует непрерывную эволюцию и многогранность балетоведения и науки о танце. «Вагановские чтения», прежде проводимые профессором Академии, кандидатом педагогических наук Петром Афанасьевичем Силкиным (1945-2017) продолжают оставаться важной диалоговой площадкой профессионалов балетного и танцевального сообщества.
Текст: О.В. Грызунова.
Фото: А. Лушпа.
22-23 мая 2025 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в рамках проекта «Здоровьесберегающие технологии в хореографии» программы стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ 2030» проходила Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровье в балете».
Она объединила более 50-и участников из разных регионов Российской федерации: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Петрозаводска, Пскова, Самары, Пензы и др. городов. Большинство участников - специалисты хореографических учебных заведений РФ, как высшего профессионального образования, так и системы дополнительного хореографического обучения, танцевальных школ и театров.
Пленарное заседание конференции 22 мая было посвящено научным докладам, касающимся проблем организации медицинской помощи в балетных учебных заведениях, особенностям адаптации к профессиональным нагрузкам, коррекции функциональных нарушений и питания учащихся, вопросам профилактики травматизма и развития физических данных юных танцовщиков и артистов балета.
В рамках конференции также проводился обучающий семинар для педагогов специальных дисциплин Академии «Развитие физических данных и профилактика профессионального травматизма с целью оптимизации учебного процесса», который был посвящен внедрению результатов современных прикладных медико-биологических исследований в область хореографического образования для оптимизации процессов обучения классическому танцу, профилактике балетных травм, а также индивидуальному подходу к развитию физических данных методами кинезиологии, комплексной методике оценки физического и постурального статуса учащихся Академии, с использованием, в том числе, одной из современных методик развития мелкой моторики, общей и частной координации и баланса.Обучающий семинар был рассчитан на 16-ть академических часов лекций и практических занятий, выстроенных в виде 6-ти модулей.
Синергия научных знаний и практического опыта, казалось бы, совершенно разных областей человеческой деятельности – искусства, медицины и спорта, имеет не только инновационный, с точки рения науки, но и практический смысл, так как приближает к пониманию этиологии и механизма балетных травм, проектированию методов их профилактики и лечения. С другой стороны, для педагогов-хореографов медико-биологические знания, в частности, биомеханика движений, вопросы адаптации к физическим нагрузкам, проблемы отбора и развития физических данных будущих артистов балета, вопросы диетологии и т.д., могут послужить отправной точкой для совершенствования индивидуальной работы с учениками, планировании учебно-репетиционной программы, построения уроков.
Гости и участники Конференции заслушали и обсудили доклады профессоров, докторов и кандидатов медицинских наук, опытных врачей и научных сотрудников Клиники НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена, Центральной государственной ведущих медицинских центров СПб и МСК: ФГБУ НМИЦ ТО имени Р.Р. Вредена»; ФГБОУ ВО СПбГМУ имени акад. И.П. Павлова; СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер», ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России; НН ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)»; Академии Русского балета им А.Я. Вагановой и др., посвященные вопросам организации медицинского сопровождения детей и подростков, занимающихся балетом; лечения и профилактики актуальных для танцовщиков вариантов повреждений стопы, коленного и голеностопного суставов; коррекции двигательных нарушений, приводящих к развитию патологических процессов, встречающихся в практике хореографии; восстановления функций нижней конечности при повреждениях от перегрузки у танцовщиков; нарушения питания девушек-танцовщиц и связанных с ним патологий.
Аспиранты Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой представили доклады, посвященные вопросам питания, развития физических данных и медико-биологического сопровождения учащихся хореографических учебных заведений в системах профессионального и дополнительного обучения, обсудили возможности использования тренажеров и релаксационно-развивающих гимнастик в хореографии.
Прошедшая конференция позволила актуализировать и детально обсудить ряд важнейших для танцовщиков и педагогов-хореографов проблем, связанных со здоровьем, физической формой и совершенствованием физических данных. Совместная работа специалистов разных областей – искусства танца, медицины и спорта позволяет глубоко, с разных точек зрения, разных позиций рассмотреть эти проблемы, выявить причины, механизмы и пути решения. Такой подход представляется организаторам и участникам конференции весьма продуктивным и заслуживающим дальнейшего развития.
Планируется публикация материалов конференции.
21 мая в Эрмитажном театре прошел концерт обучающихся Исполнительского факультета Академии. Он стал первой сценической репетицией отрывков из выпускного спектакля, который зрители увидят в Мариинском театре в июне.
В первом отделении был показан «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» (хореография Л.И. Иванова, 1894; редакция К.М. Сергеева, 1950). Ярким контрастом к нему стала хореографическая сюита из балета «Гаянэ» в хореографии Н.А. Анисимовой и редакции Н.М. Цискаридзе, представленная во втором отделении концерта.
Фото: Андрей Лушпа.
Сегодня отмечает юбилей Юлия Владимировна Зайцева, старший преподаватель Кафедры методики и практики характерного, исторического танца и актерского мастерства.
Выпускница ЛАХУ им. А.Я. Вагановой 1984 года (педагоги – Н.П. Базарова, И. Б. Зубковская, И.А. Трофимова, Г.П. Конищев, В.С. Десницкий и др.) Юлия Зайцева до 2006 года служила Малом Академическом театре им. М.П. Мусоргского (ныне Михайловский театр). В начале артистической карьеры исполняла классические партии, такие как Мирта в балете «Жизель», большие лебеди в «Лебедином озере», но в большей степени ее сценическое мастерство проявилось в характерных партиях и танцах: Кормилица («Ромео и Джульетта»), Мэдж «Сильфида», Фея Карабос «Спящая красавица», различные характерные танцы – форбан («Корсар»), трепак («Щелкунчик»), испанский («Лебединое озеро»), цыганский, фанданго («Дон Кихот») и др.
В 2005 году получила высшее образование на Педагогическом факультете Академии и уже более 20 лет преподает исторический танец на Исполнительском факультете, а также читает курс «Методика преподавания исторического танца» бакалаврам Педагогического факультета.
Мы поздравляем Вас, Юлия Владимировна, с юбилеем, желаем здоровья, творческих сил и неутомимой энергии!
Академия Русского балета имен А.Я. Вагановой утратила сегодня одного из самых выдающихся своих воспитанников. Ушел из жизни Юрий Николаевич Григорович.
Детство ученика Юры Григоровича пришлось на военные годы, тяготы которых он разделил со сверстниками и педагогами в эвакуации Ленинградского хореографического училища в Молотове (Перми). Впрочем, о тяготах он тогда не думал, а думал о победе. До сих пор вспоминают историю о том, как он нашел лодку и отправился по Каме на фронт громить фашистов.
После окончания учебы в 1946 году Григорович стал артистом балета Кировского театра, где до 1961 года с успехом исполнял партии Шурале, Божка («Баядерка»), Половчанина («Половецкие пляски»), Нурали («Бахчисарайский фонтан». Его балетмейстерским дебютом на сцене ГАТОБ им. С.М. Кирова стал в 1957 году «Каменный цветок» С. Прокофьева. Этот балет стал важной вехой, вестником новой эпохи, положившей конец господству драмбалета и открывшей путь на сцену новой хореографии. Кроме того, в балете поднимались серьезные философские темы о борьбе добра и зла, о сложном взаимоотношении человека и природы, о месте художника, его долге перед людьми, любимой женщиной, перед своим талантом.
Свой следующий балет «Легенда о любви» Григорович поставил в 1961 году на музыку А. Меликова по сценарию турецкого писателя Назыма Хикмета. История о красавице-царице Мехменэ Бану, заплатившей своей красотой за исцеление любимой сестры Ширин, о любви сестер к художнику Ферхаду и его отказе от личного счастья во имя долга перед народом – все это приобретает у Григоровича масштаб философской трагедии-притчи. «"Легенда о любви" – синтез открытий балета ХХ века, как "Спящая красавица" – синтез открытий XIX столетия», – считала В. М. Красовская.
Успехи Григоровича на сцене ГАТОБ им. С. М. Кирова были оценены: хореограф занял пост главного балетмейстера Большого театра (1964–1995). Там он поставил свою редакцию балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (1966), где сказочный сюжет – лишь повод для серьезных размышлений о душевном мире девочки-подростка. Огромный успех принес Григоровичу балет «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968) – героическая трагедия о борьбе за свободу. «Спартак» стал демонстрацией достижений мужского танца.
Кроме оригинальных постановок, Григорович сделал свои редакции классических балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка», «Корсар».
Значение творчества Григоровича для балета второй половины ХХ века неоспоримо: он был в числе лидеров реформы 1960-х гг., вернувшей танцу его права быть главным выразительным средством в спектакле.
Григорович умел находить «своих» танцовщиков и зажигать из них звезд. Именно его хореография стала отправной точкой славы Аллы Осипенко, Ирины Колпаковой, Юрия Соловьева, Анатолия Гридина, Наталии Бессмертновой, Владимира Васильева, Михаила Лавровского, Николая Цискаридзе.
Юрий Николаевич Григорович был одним из тех, кто определил высочайший уровень балета советской эпохи. Лучшим памятником этому выдающемуся творцу будет бережное сохранение его балетов в репертуаре театров.
Текст - Лариса Абызова.
Фото - Нина Аловерт, Леонид Жданов.
21-22 июня выпускники и обучающиеся Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой выступят на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки. Будут показаны «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» и сюита из балета «Пахита», которые входят в программу выпускных спектаклей 2025 года.
Гастроли Академии в Челябинске станут частью в программы XVI Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» и пройдут в рамках проекта Академического стратегического лидерства «Приоритет 2030».
13 мая в Эрмитажном театре прошёл традиционный отчётный концерт иностранных стажёров, обучающихся в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
Сейчас в Академии по программе стажировки для иностранных студентов обучаются юноши и девушки из Италии, КНР, Республики Кореи, Португалии, Румынии, США, Франции, ЮАР и Японии. На сцене Эрмитажного театра они показали программу из 23 номеров.
Фото: Андрей Лушпа.