Воспитанники Академии 1/5–3/7 классов приняли участие в балете «Щелкунчик» Театра балета имени Леонида Якобсона (постановка в хореографии В. Вайнонена, в редакции Н. Цискаридзе). Премьерный блок спектаклей прошел с 3 по 5 декабря на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова.
Партию Маши исполняла Александра Поз.
Фото Марии Бахтиновой.
5 декабря в Учебном театре Академии прошла ещё одна встреча в рамках проекта «Герои среди нас». Её героем стал Евгений Воскресенский, начальник караула 11-ой пожарноспасательной части управления МЧС по Калининскому району. Более двадцати лет своей жизни он посвятил службе в системе МЧС России.
У ребят была возможность лично познакомиться с ним, задать любые вопросы и узнать больше о жизни и профессиональном пути спасателя. В завершении встречи каждый желающий смог примерить боевую одежду пожарного, прочувствовать вес снаряжения и сравнить с балетными костюмами.
Вышла из печати третья книга серии «С.Н. Худеков. Балетная критика и проза», посвященной наследию Сергея Николаевича Худекова. В данной книге представлен единственный роман Худекова «Балетный мирок. Живые картинки» (1870). Рассказывая историю юной выпускницы Театрального училища, только начинающей карьеру в императорском балете, автор живописует нравы окружающей среды, поднимая острые социальные вопросы.
Книжная серия подготовлена кафедрой балетоведения Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. В первом сборнике серии (2020) вышли статьи 1860-х–1890-х годов, когда автор был свидетелем балетного театра периода Артура Сен-Леона и Мариуса Петипа. Второй сборник (2021) вобрал в себя статьи Худекова 1900-х годов, освещающие непростой период петербургского балета на исходе «золотого века» и «после Петипа». Таким образом, все балетно-критическое творчество Худекова теперь доступно читателям.
Издание рекомендуется преподавателям и студентам средних и высших учебных заведений в области хореографического искусства, профессионалам и любителям балета.
1 декабря в учебном театре Академии состоялся фестиваль фортепианного ансамбля «Путь к мастерству» среди учащихся 1/5 – 4/8 классов, организованный кафедрой музыкального искусства. В фестивале приняли участие 74 воспитанника Академии.
В концерте прозвучала музыка разных эпох, стилей и жанров. Члены жюри определили лучших исполнителей в четырёх номинациях, все участники получили памятные медали фестиваля.
Фото Андрея Лушпы.
С 10 сентября по 26 ноября Академия вместе с Государственным Русским музеем проводила совместную просветительскую программу «Русский музей – сокровищница русского изобразительного искусства».
В рамках программы учащиеся 4/8 классов посетили восемь обзорных и тематических экскурсий, проводившихся по воскресным дням в Михайловском дворце, Михайловском замке и Строгановском дворце.
28-29 ноября 2023 в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в рамках проекта «Здоровьесберегающие технологии в хореографии» программы стратегического лидерства «ПРИОРИТЕТ 2030» прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровье в балете», посвященная вопросамсохранения здоровья и профилактике профессионального травматизма артистов балета.
Активное участие в Конференции приняли доктора и кандидаты медицинских наук, представители ведущих медицинских центров СПб и МСК: ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера» МЗ РФ; ФГБУ НМИЦ ТО имени Р.Р. Вредена», ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный университет им. акад. И.П. Павлова»; СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер»; СПб НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта»; а также частных специализированных клиник по лечению балетных травм. Кроме того, с докладами и в обсуждении выступили научные сотрудники, доктора медицинских наук в области спортивной медицины, физиологии и реабилитации НИИ спорта и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Российский университет спорта» (ГЦОЛИФК), ЦГМА Управления делами Президента РФ и др.
Первый день конференции был посвящен научным докладам, касающимся проблем организации медицинской помощи в балетных учебных заведениях, особенностям адаптации к профессиональным нагрузкам, коррекции вегетативных нарушений и питания учащихся, вопросам профилактики травматизма и развития физических данных юных танцовщиков.
Во второй день конференции проводился Круглый стол для педагогов специальных дисциплин Академии, где обсуждались вопросы профилактики травматизма учащихся.
Научные доклады, представленные на конференции, будут опубликованы в сборнике материалов — все желающие смогут ознакомиться с последними научными данными, касающимися балетных травм, методов профилактики травматизма в хореографии, повышения работоспособности танцовщиков и др.
Фото Андрея Лушпы.
20 ноября в Учебном театре имени А. Ширяева состоялась творческая встреча с Александром Омаром – солистом балета Михайловского театра и педагогом актерского мастерства нашей Академии. Разговор был сосредоточен на недавней премьере трехактного балета «Светлый ручей» в его постановке, осуществленной в театре.
Хореограф-дебютант принял приглашение повстречаться со студентами и ответить на их вопросы в рамках Дискуссионного клуба кафедры балетоведения «Голос молодых». Мероприятие проводилось совместно со Студенческим советом Академии, и всю работу по организации встречи взяли на себя студенты, а в качестве ведущей выступила студентка II курса бакалавриата Ани Аракелян.
Александр Омар подробно рассказал о том, как рождался его балет в Михайловском театре: какие идеи легли в основу обновленного либретто, что вдохновляло при постановке танцев и мизансцен, с чем пришлось столкнуться в ходе воплощения замысла. На большом экране были продемонстрированы ключевые сцены из разных актов «Светлого ручья» с подробным комментарием каждого фрагмента. Аудитория имела возможность высказать свое мнение по поводу увиденного. А. Омар с видимым интересом отвечал на вопросы и конструктивно реагировал на критику. В целом, организаторам и участникам удалось создать атмосферу живого общения. Встреча завершилась общим фото и пожеланиями молодому хореографу новых творческих побед!
20 ноября стартовал новый сезон телемостов между воспитанниками Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и Пермского государственного хореографического училища, посвященных истории отечественного балета.
Тема первой в учебном году встречи – «Владимир Васильев - личность в истории: ученик, артист, балетмейстер, наставник» – была выбрана не случайно. Завершается год педагога и наставника, а потому каждому из воспитанников важно было узнать что-то новое о творческой стезе нашего современника, выдающегося танцовщика XX века, творившего легендарную историю Большого театра. На примере творчества Владимира Викторовича, учащиеся увидели, как передается мастерство и опыт будущим поколениям; как зародилась на Камских берегах творческая мастерская легендарного дуэта «Катя и Володя» и как сегодня она выросла в Российский балетный конкурс «Арабеск» имени Е. С. Максимовой; как передаются каждому из нас интеллектуально-ценностные «ребусы», запрятанные в кружевную вязь хореографической лексики балетов; как постепенно, благодаря таланту В. Васильева и Е. Максимовой, развивался жанр телебалета и как по-своему он сегодня реализуется на киноэкранах нашей страны. Для ребят важно было не только прикоснуться к многогранному творчеству артиста, но и задуматься над тем, что каждый из нас – это звено в огромной цепи поколений: у каждого из нас есть предшественники и наставники, о них необходимо помнить и стремиться передать накопленный опыт дальше.
Телемост строился на презентации исследовательских проектов каждой группы участников по заданной теме, а завершился эмоционально-насыщенным и живым диалогом двух школ. Также во время телемоста был определен круг тем для дальнейших творческих встреч воспитанников двух ключевых хореографических школ России.
14 ноября на сцене Эрмитажного театра в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» был представлен спектакль студентки кафедры балетмейстерского образования Анастасии Шибаевой «@лиса» по мотивам сказки «Алиса в стране чудес».
Известная сказка Льюиса Кэрролла была придумана как импровизация для сестер Лидделл. Она наполнена множеством аллюзий на литературные шедевры авторов прошлого (Данте, Шекспир, Диккенс) и реалии Англии середины XIX века. Жанр сказки сам по себе располагает к хореографическим трансформациям, однако количество сценических трактовок этого произведения невелико. Обращались к сочинению Кэрролла американский хореограф Глен Тетли, хореограф и художественный руководитель Шотландского балета Эшли Пейдж, британский хореограф Кристофер Уилдон, чья постановка обрела наибольшую популярность. Отправной точкой для этих версий стала опора на биографию самого писателя. В свое время над балетом на тему «Алисы в стране чудес» для театра «Хореографические миниатюры» начинал работать и заведующий кафедрой балетмейстерского образования Юрий Николаевич Петухов. Можно сказать, что в новом ключе этот не реализовавшийся замысел воплотила его студентка Анастасия Шибаева. Музыкальной основой стали «Вариации на тему Корелли» Сергея Рахманинова, придавшие фантасмагорическому характеру сказки лирико-философский оттенок.
Сюжет сказки помещен в современный контекст: Страна Чудес трактована как «цифровой лагерь», где Чеширский Кот управляет безликой массой людей. Цифровую тематику задает уже название спектакля: имя «Алиса» трансформировано посредством популярного символа «@», который сейчас неразрывно связан с компьютерами и цифровыми средствами связи. В иллюзорном цифровом мире Алисе предстоит отстоять свою индивидуальность и выбрать реальную жизнь, с чем она благополучно и справляется. Все основные персонажи узнаваемы – сама Алиса, Белый Кролик, Безумный Шляпник, Королева Червей, Синяя Гусеница, карты. Сыграли в этом роль как найденная пластическая характеристика персонажей, так и образные и броские костюмы Александры Шибаевой.
Главным отражением цифровой эпохи в спектакле стали медиадекорации: образы из сказки Кэрролла перемежаются с компьютерным кодом. Намекая зрителю на сюжетную направленность спектакля, медиадекорации задают настроение, служат ритмическим аккомпанементом танцам на сцене. Опыт создателей спектакля подсказывает дальнейшее направление развития кафедры балетмейстерского образования с использованием возможностей программы «Приоритет 2030»: обучение студентов технологиям работы с цифровыми инструментами при создании постановок с учетом специфики хореографического искусства.
Все этапы постановки были осуществлены студентами Академии под руководством заведующего кафедрой балетмейстерского образования, Народного артиста России, Юрия Петухова.
С 18 сентября по 20 ноября 2023 года Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Российский государственный институт сценических искусств, Российский институт театрального искусства – ГИТИС проводили Всероссийский конкурс научных работ в области театрального искусства (исследования в области театра: драматический театр и театр кукол, музыкальный театр – опера, балет, современный танец, оперетта, мюзикл, эстрадное искусство).
Лауреатами конкурса среди студентов уровня бакалавриата и специалитета стали.
В номинации «Работа по истории театра (драматический театр и театр кукол)»:
1 место – Будаева В.Д. Франц фон Поччи – романтический драматург в театре кукол (РГИСИ);
2 место – Куралева П.И. Проблема местного колорита в творчестве Пропера Мериме. Театр Клары Гасуль (ГИТИС);
3 место – Вдовин Д.А. «Свадьба» Станислава Выспянского – произведение польского неоромантизма (ГИТИС).
В номинации «Работа, посвященная современному театральному процессу (драматический театр и театр кукол)»:
1 место – Логинова В.В. Современная социальная повестка в петербургских документальных спектаклях Д. Крестьянкина (АРБ);
2 место – Петкевич П.В. Режиссерский портрет Анатолия Праудина на основе спектаклей Самарского ТЮЗ-а СамАрт (РГИСИ);
3 место – Керенская А.Г. «Страх». Пьеса Л. Стрижак по киносценарию Р. В. Фассбиндера «Страх съедает душу». «Гоголь-центр» (Москва) (РГИСИ).
В номинации «Работа по истории театра (музыкальный театр)»:
1 место – Крылова В.П. Балетная критика Юрия Бродерсена (1920-е – 1930-е годы) (АРБ);
2 место – Колодина Е.М. Типология русского театрально-декорационного искусства второй половины19-первой трети 20 века на примере постановок Мариинского театра (АРБ);
3 место – не присуждалось.
В номинации «Работа, посвященная современному театральному процессу (музыкальный театр)»:
2 место – Керенская А.Г. От студенческих копий «Ленкома» до МАУК “Театр «Балет Евгения Панфилова»” (РГИСИ);
1 и 3 место – не присуждалось.
Лауреатами конкурса среди студентов уровня магистратуры стали.
В номинации «Лучшая работа среди студентов, обучающихся по программам магистратуры (драматический театр и театр кукол)»:
1 место – Воронкова А.В. Исторические этапы развития документального театра в России и за рубежом. Документальный театр России периода 1990-2010-х гг. (РГИСИ);
2 место – Арканникова А.В. Коллаж как тип композиции спектакля. «Макбет.Кино» Юрия Бутусова и «Мадам Бовари» Андрия Жолдака (РГИСИ);
3 место – Архипова Д.А. Театральная критика 1920 – 1930 г.г. и 1990 – 2020 г.г.: от формализма к современности за 20 рецензий (РГИСИ).
В номинации «Лучшая работа среди студентов, обучающихся по программам магистратуры (музыкальный театр)»:
1 место – Кондратова П.А. Танцсимфония Ф.В. Лопухова «Величие мироздания» (АРБ);
2 место – Колобова М.А. Специфика интерпретации театральных форм современного танца (ГИТИС);
3 место – Кондратова П.А. «Послеполуденный отдых фавна» Джерома Роббинса (АРБ).
Поздравляем всех победителей!