1 октября в Эрмитажном театре прошло традиционное «Посвящение в артисты». Учащиеся 1/5 классов получили ученические билеты из рук ректора Николая Максимовича Цискаридзе на этой знаменитой сцене – 65 наших новобранцев были приняты в большую семью Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
Детей и их родителей приветствовали директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, художественный руководитель Академии Жанна Исмаиловна Аюпова и декан Исполнительского факультета Марина Александровна Васильева. Старшеклассники Академии подарили своим младшим «коллегам» небольшой концерт, а уже в Академии полноправных учеников встречал гастрономический сюрприз, подготовленный их родителями, и маленькие подарки.
Фото Андрея Лушпы.
30 сентября в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой прошла презентация первой книги проекта «Времен связующая нить», который должен собрать воедино информацию о всех 245-ти выпускницах великого педагога Агриппины Яковлевны Вагановой в Ленинградском хореографическом училище.
Первый том, автором которого является И.А. Юхнович, научный сотрудник Кабинета истории русского балета Академии, посвящен выпускам А.Я. Вагановой 1921–1927 годов. Биографии выпускниц публикуются по годам выпусков, каждый такой блок предваряет общая информационная статья. Книгу открывает биография самой Агриппины Яковлевны, а также материалы о некоторых сотрудниках училища. Книга содержит множество фотографий.
В презентации приняли участие ректор Академии Н.М. Цискаридзе, автор книги И.А. Юхнович, рецензент книги, профессор кафедры балетмейстерского образования О.И. Розанова. В качестве ведущей выступила историк балета, писатель И.П. Дешкова. Среди присутствовавших было много студентов исполнительского и педагогического факультетов Академии.
О.И. Розанова об издании.
Солидное собрание трудов, изданных Академией Русского балета, пополнила книга «Времен связующая нить» (том первый). Автор – научный сотрудник Академии Ирина Анатольевна Юхнович решилась на дело, сравнимое с научным подвигом: рассказать обо всех 245-ти выпускницах великого педагога Агриппины Яковлевны Вагановой. Для этого потребовалась долгая, кропотливая исследовательская работа в архивах Петербурга и Москвы, притом большая часть материалов впервые извлечена из хранилищ. Необходимые сведения добывались во многих театрах страны, в книгах, мемуарах и прочих источниках. Найденные материалы уместились в четырех томах. Но особо значим открывающий эту своеобразную летопись первый том.
В пространном Введении закономерно запечатлен образ А.Я. Вагановой (школьные годы, сценическая карьера, начало педагогической деятельности (кстати, уточнено время начала этой деятельности). А рядом возникают портреты тех, кто окружал Ваганову в трудные послереволюционные годы, помогая сохранить балетное училище. Это директора бывшего Мариинского театра и Училища И.В. Экскузович и А.А. Облаков. Это старшие коллеги и ровесники – О.И. Преображенская, М.Ф. Романова, В.И. Пономарев, А.В. Ширяев и др. Особо значимы сведения о сотрудниках, напрямую не связанных с хореографической педагогикой. Это доктор Л.Ф. Бруннер, священник и преподаватель Закона Божьего В.Ф. Пигулевский, инспектриса В.И. Лихошерстова и инспектор Г.Г. Исаенко. Характеристики этих людей, достойных благодарной памяти, впервые сделаны с такой полнотой.
Краткие, но емкие по содержанию сведения обо всех героях первого тома создают картину жизни страны в сложные для нее послереволюционные годы – 1920-е. Эта картина увидена с необычного ракурса – через судьбы конкретных людей. В эти годы было произведено реформирование преподавания научных дисциплин. Персоналии и информация о каждой из учениц этого периода следуют в хронологическом порядке и изложены по определенной системе. Автором установлены даты рождения и смерти, приведены основные события профессиональной и личной жизни. Нередко найденные автором сведения являются единственным, уникальным свидетельством о жизни и судьбе той или иной выпускницы Училища, становясь своеобразной памяткой о ней. Среди них есть женщины, исчезнувшие без следа в годы репрессий и в блокаду Ленинграда, поэтому даты смерти обозначены прочерком.
Бесценное дополнение к тексту – обширный корпус раритетных фотографий, большая часть которых публикуется впервые.
Необходимо отметить, что книгу И.А. Юхнович не следует считать строго научным исследованием или энциклопедическим пособием наподобие хроник «Петербургский балет. Три века». Подтверждение тому и поэтическое название книги – «Времен связующая нить». Адресованную широкому кругу читателей, эту книгу следует отнести к жанру научно-популярной литературы. Именно поэтому хронологическое повествование иногда прерывается ради описания балетного спектакля или рассказа о значимом театральном событии, что избавляет читателя от необходимости обращаться к специальной литературе.
Богато иллюстрированная книга И.А. Юхнович восполняет пробелы в летописи старейшей балетной школы России и действительно является связующей нитью между разными эпохами ее славной истории.
Фото Андрея Лушпы.
В рамках реализации государственной программы по формированию и укреплению общероссийской идентичности в образовательной сфере и молодежной среде в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой стартовал проект «Кодекс гражданина и петербуржца».
Первыми участниками-слушателями стали обучающиеся 4/8 классов – им в этом году предстоит получить свой первый государственный документ, удостоверяющий личность владельца, – паспорт, а значит стать полноправными гражданами Российской Федерации.
Программа проекта рассчитана на весь учебный год. Первое занятие состоялось 25 сентября в Учебном театре Академии и было посвящено государственному русскому языку: «Русский язык в современном мире - маркер "свой или чужой" для каждого гражданина России».
Каждое занятие проекта будет завершаться музыкальным тематическим акцентом. Сегодня это был Гимн Санкт-Петербурга – «Гимном Великому городу» из балета Р. Глиэра «Медный всадник».
23 сентября в рамках стратегии повышения качества профессионального мастерства в условиях современной школы для педагогов кафедры общеобразовательных дисциплин психолог Академии Трасковская Н.А. провела лекцию на тему «Маркеры психологического неблагополучия подростков». По итогам занятия Трасковская Н.А. в качестве практического закрепления теоретической базы рекомендовала актуальные книги по заявленной теме.
Ирина Георгиевна Генслер, заслуженная артистка РСФСР, один из старейших педагогов Академии, стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» в номинации «Педагогика». Награду ей передал ректор Академии Николай Максимович Цискаридзе.
Конкурс «Лучшие имена немцев России» ежегодно с 2011 года проводит Ассоциация некоммерческих организаций «Международный союз немецкой культуры» совместно с Федеральной национально-культурной автономией российских немцев при поддержке ФАДН России. Конкурс направлен на выявление и поощрение выдающихся личностей из числа российских немцев, добившихся общепризнанных успехов в своей профессиональной и общественной деятельности.
Лауреатами конкурса в разные годы становились артисты театра и кино – народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народные артисты России Георгий Штиль и Татьяна Пилецкая, выдающиеся музыканты – дирижер Томас Зандерлинг и народный артист России Фридрих Липс и др.
Победителям конкурса вручаются именные тарели авторства заслуженного художника России Нины Лохтачёвой, выполненные в мастерской декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (г. Златоуст).
Ключевыми ценностями российского общества являются доброжелательность, открытость и ответственность, стремясь формировать в обучающихся Академии граждан с активной жизненной позицией, включенных в жизнь страны, нами уделяется внимание современным вызовам общества - деструктивным идеологиям и противоправным действиям в молодежной среде.
Сегодня в Академии стартовал цикл занятий по вопросам противодействия деструктивным идеологиям и терроризму. На первом занятии начальник отдела безопасности Академии Алесенко В.Е. объяснил обучающимся правовые основы противодействия терроризму, четко обозначил ответственность граждан за совершенные действия террористического характера.
Особое внимание уделялось результатам работы силовых структур по предотвращению террористических актов, в том числе в образовательных учреждениях страны в текущем – 2025 году.
Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой выпустила книгу Н.Н. Зозулиной «Джон Ноймайер в Европе. Путь к призванию». Она продолжила серию трудов профессора кафедры балетоведения о творчестве танцовщика и балетмейстера: «Джон Ноймайер в Петербурге» (2012), «Джон Ноймайер и его балеты. Вечное движение» (2019), «Джон Ноймайер. Рождение хореографа» (2021).
Книга посвящена первому «европейскому десятилетию» Джона Ноймайера, чья жизнь после отъезда из Америки в Европу в 1962 году оказалась связана с Германией в течение шестидесяти лет. С 1973 года, более полувека, он был главным хореографом Гамбургской Штатсоперы, завершив этот этап жизни в 2024 году. В данной книге рассматривается другой, не столь известный период биографии молодого Ноймайера – время его художественного становления, обретения как своего призвания, так и признания в Европе. Герой книги предстает в ипостасях ученика Школы Королевского балета в Лондоне, танцовщика и хореографа Штутгартского балета Джона Кранко и руководителя балетной труппы Франкфурта-на-Майне. Работа во Франкфурте послужила стартовой площадкой для дальнейшего творческого взлета в Гамбурге.
Книга имеет 375 стр., состоит из 16-ти глав с большим количеством иллюстраций.
Поздравляем с юбилеем Александру Владимировну Гронскую, преподавателя характерного танца кафедры методики и практики характерного, исторического танца и актерского мастерства, заслуженную артистку России.
Окончив в 1993 году Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой, Александра Гронская с успехом исполняла характерные партии и танцы в балетах Мариинского театра. Диплом о высшем образовании Педагогического факультета Академии позволил ей совмещать работу педагога-репетитора по характерному танцу в театре с преподавательской деятельностью в alma mater.
Желаем здоровья, счастья, творческих и педагогических успехов!
День 11 сентября 2025 года был отмечен 110-летним юбилеем нашего выдающегося балетоведа, балетного историка и критика Веры Михайловны Красовской (1915–1999). Ее труды говорят сами за себя – это колоссальные четырехтомники по истории русского и западноевропейского балета, это документальные романы о Павловой, Нижинском и Вагановой, это огромное количество критических статей, объединенных в сборниках «Статьи о балете», «Профили танца», «Балет сквозь литературу», «Обзоры балетных сезонов» и множество других научных работ. Ее балетная судьба, начавшись в стенах ленинградского Хореографического училища, в классе А. Я. Вагановой, в довоенной труппе Ленинградского театра оперы и балета театра, после войны преобразовалась в иной род служения танцу. Ее призванием стало балетоведение, в котором она достигла мировой известности. Открытая в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой кафедра для обучения этой специальности стала последним местом ее работы в качестве заведующей.
Педагоги и студенты кафедры балетоведения 12 сентября побывали в Комарово, на известном мемориальном кладбище деятелей искусства, где находится могила В.М. Красовской. Темную плиту со скромным деревянным крестом оживили цветы и зажженная в память свеча.
10 сентября в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства в рамках XI Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур открылась выставка «Пьер и Сильфиды». На открытии присутствовали ректор Академии Н.М. Цискаридзе и педагоги.
Творческий путь выдающегося французского танцовщика и хореографа Пьера Лакотта и его музы — Гилен Тесмар, представлен в экспозиции на материалах их личной коллекции, переданной в дар Музею как выражение признательности Санкт-Петербургу — городу, в котором жили и творили учителя Лакотта, блиставшие на сцене императорских театров (более 1500 ед. хранения).
Пьер Лакотт вошел в историю балетного искусства XX века как балетмейстер-археолог старинных балетов. В 1971 году он воссоздал легендарный балет «Сильфида» Филиппо Тальони, сделавший Марию Тальони кумиром публики и символом рождающегося Белого балета. Гилен Тесмар, воплотившая образ Сильфиды спустя 140 лет, заняла пьедестал главной Сильфиды XX века.
Посетивший выставку Н.М. Цискаридзе отметил уникальность этого события, важность культурных связей и передал в дар Гилен Тесмар книгу «ALMA MATER русского балета в объективе Михаила Логвинова, Андрея Лушпы, Марии Бахтиновой, Пьерлуиджи Аббонданца», изданную в Академией Русского балета имени А.Я. Вагановой, с дарственной надписью.
При подготовке выставки с архивом работали заведующая кафедрой балетоведения Н.Н. Зозулина и профессор кафедры балетмейстерского образования О.И. Розанова.
Сюжет телепрограммы "Вести. Санкт-Петербург".