16–25 Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой проводит I Научно-проектный Форум «АртТехСинергия». Это инновативный формат организации творческой активности вузовского сообщества, нацеленный на создание внутриакадемических и межвузовских технологических проектов, отвечающих требованиям Программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030».
В рамках Форума планируется проведение четырёх мероприятий различного уровня и масштаба, что обеспечивает максимально полный охват как членов коллектива Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, включая студентов, так и представителей вузов–партнёров по Программе «Приоритет 2030».
Форум включает организацию и проведение:
• 16 апреля - ЭКСПЕРТНОЙ СЕССИИ: научно-практического семинара «Балет в пространстве креативных индустрий: алгоритмы создания современного театрального проекта»;
• 18 апреля - АКАДЕМИЧЕСКОЙ СЕССИИ: «Архитектоника современного искусства: арт-практики первой четверти XXI века»;
• 24 апреля - ПРОЕКТНОЙ СЕССИИ объединённой Творческой лаборатории вузов Консорциума Приоритет 2030 «Синергия искусств, наук и технологий: проектное измерение»;
• 25 апреля – СТУДЕНЧЕСКОЙ научно-практической конференции «Есть мнение! Апрельские тезисы-2025».
Подробности на странице Форума и страницах каждого мероприятия.
4 марта воспитанницы Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, объединившись с курсантами Нахимовского военно-морского училища Министерства Обороны РФ, провели совместный творческий концерт в ФГКУ 442 окружном военно-клиническом госпитале Министерства Обороны РФ.
Будущие офицеры флота и артистки балета радовали своим творчеством и искренностью юности военнослужащих, которые в данный момент проходят лечение и восстановление после ранений, полученных на полях сражений. Творческими подарками военным стали трио Драгоценных камней (Золото, Серебро, Сапфир) из балета «Спящая красавица», вариация Жемчужин из балета «Конек-горбунок» и танец Тирольской куколки из балета «Фея кукол». Балет стал изящным украшением и дополнением к обширной программе вокально-инструментальных номеров и зарисовок поэтическо-разговорного жанра, подготовленных нахимовцами.
Сердечно благодарим за возможность сказать творческое «спасибо» защитникам Родины воспитанников Нахимовского военно-морского училища, начальника 4 курса капитана 1 ранга - Кулаева С.В., педагога-организатора Филяевскую Е.В. и подполковника медицинской службы, начальника отделения ЧЛХ 442 Военно-клинического госпиталя - Лузика А.Н.
Поздравляем с юбилеем Татьяну Валерьевну Соломянко, старшего преподавателя кафедры классического и дуэтно-классического танца!
В 1993 году Татьяна Соломянко с отличием окончила Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой по классу профессора И.Б. Зубковской, а затем танцевала на сцене Мариинского театра. С 2006 года она преподает классический танец в alma mater, успев окончить здесь же и педагогический факультет. В 2018 году ее труд был отмечен званием заслуженного работника культуры Российской Федерации.
Мы поздравляем Вас, Татьяна Валерьевна, с юбилеем и желаем здоровья, счастья, внимательных и трудолюбивых учеников!
Опубликовано расписание курсов повышения квалификации на базе Центра непрерывного образования и повышения квалификации на 2025 год.
10-15 марта и 20-25 октября в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой пройдет ОЧНЫЙ курс повышения квалификации для педагогов «Методика преподавания классического танца в младших классах». Также в расписании есть дистанционные курсы.
По итогам курса всем участникам выдается сертификат государственного образца о повышении квалификации.
Стоимость для граждан РФ – 20 000 рублей.
Список необходимых документов указан по ссылке: proballet.vaganovaacademy.ru/doc/#docslink.
Дополнительная информация: +7 (812) 456-07-65, доб. 293: education@vaganovaacademy.ru.
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой выпустила автобиографическую книгу Анны Вустер Пасти «Мой путь к мечте», рассказывающую о годах ее пребывания в ЛХУ имени А.Я. Вагановой. Анна Вустер была первой англичанкой, приехавшей в Советский Союз в 1957 году на учебу в период «хрущевской оттепели».
Судьба человека – это его характер. В книге – история мечты стать балериной, посвятить свою жизнь служению искусству, где Анна Вустер Пасти рассказывает о непреодолимом желании учиться русскому классическому балету, о душевных взлетах и падениях, о потрясениях и отчаянии на пути к цели, о верных друзьях и о том, как не потерять веру в себя и людей. Книга содержит воспоминания о системе обучения, о выдающихся педагогах и артистах, которые беззаветно служили своему делу, а также содержит множество уникальных фотографий из личного архива Вустер Пасти и архива Академии. Автор вспоминает, какие испытания пришлось ей преодолеть, когда она, девочка из благополучной семьи, проживающей в Кембридже, приехала в Ленинград и осваивалась в новых непростых условиях. Только любовь к танцу, вера в свое предназначение помогли ей справиться со всеми сложностями, о которых она повествует открыто и честно, так, как ей запомнилось.
Анна Вустер сроднилась с Ленинградом, вдохновлялась его великолепной архитектурой, музеями, театральными постановками. Она подружилась со многими москвичами и ленинградцами. Анна вспоминает, как известные ученые, артисты и их семьи оказывали ей поддержку и помощь. Среди таких имен – «отец советской физики», академик А.Ф. Иоффе; всемирно известный советский физик, академик АН СССР П.Л. Капица; историк-искусствовед, профессор М.А. Гуковский.
Книга Анны Вустер Пасти «Английская девочка в Ленинграде» (The English Girl in Leningrad: Four years at the Vaganova Ballet Academy), изданная в Великобритании (2022) и Италии (2023), была переведена на русский язык. В настоящее издание отобраны главы, относящиеся к периоду ее обучения и истории ЛХУ имени А.Я. Вагановой. Ее свидетельства ценны и уникальны, как и мнения о многих событиях и выдающихся людях, которые ее окружали.
Книга «Мой путь к мечте» актуальна, она представляет большой интерес, так как содержит хроники балетной жизни училища и Кировского театра, а также рассказывает о педагогах, посвятивших всю свою жизнь балетному искусству. Одно из таких имен – О.Г. Иордан, педагог Анны Вустер, ученица А.Я. Вагановой (выпуск 1926 года), солистка Кировского театра, балетмейстер. Она стала для нее настоящим наставником и близким человеком, который делился откровениями. Книга содержит ценные воспоминания О.Г. Иордан о блокадном Ленинграде, о работе и жизни артистов в осажденном городе.
Книга «Мой путь к мечте» свидетельствует о времени и советской стране, в которой феномен творческого становления английской девочки оказался возможным. Сегодня, когда проявляется усиленный интерес к эпохе СССР, когда цивилизованный Запад пытается отстраниться от русской культуры и искусства, данное издание становится «велением времени» и кажется особо важным.
Книга рассчитана на широкий круг читателей. Без сомнения, многое станет созвучным нашим воспитанникам и выпускникам, многое из историй прошлого – удивит, что-то искренне развеселит; и невольно возникнет параллель со своей творческой жизнью, как мы знаем, «все познается в сравнении».
Выход этой книги на русском языке приурочен к юбилею Анны Вустер Пасти – 85-летию со дня ее рождения. Презентация книги состоится в рамках XI Международной научно-практической конференции
«Hommage à Petipa».
Преподаватели естественнонаучных дисциплин Академии (биологии, химии и географии) провели для обучающихся 5/9 – 7/II курсов тематический цикл уроков – «Неделя ЗОЖ». Занятия прошли в формате открытых и оживленных уроков-дискуссий, показавших, что вопросы сохранения здоровья, стремление понимать механизмы влияния внешних факторов среды на состояние организма находятся в поле активного внимания молодежи. Как показал цикл занятий, будущие артисты следят не только за сохранением физического здоровья, но и готовы взаимодействовать с психологом, рассуждая о психологическом климате в коллективе и охотно включаясь в выполнение заданий педагога-психолога, требующих умения соединять мысль и движение. Заметим, что эту часть цикла расширили, потому навык формирования дружелюбных отношений получили как старшие воспитанники, так и младшее звено обучающихся. По традиции, большое число вопросов было разъяснено медицинской̆ службой̆ Академии, ведь бережное отношение и поддержание в хорошей рабочей форме главного для танцовщиков инструмента – дело первостепенной важности – это помнит каждый подрастающий артист.
26 февраля в гостях у Академии побывали юные петербуржцы – воспитанники гимназии 278 имени Бориса Голицына, выдающегося отечественного ученого в области геофизики и сейсмологии. Будущие исследователи – нынешние юные «почемучки» внимательно рассматривали экспонаты балетного Музея, вглядываясь в строгие образы выдающихся танцовщиков, величаво посматривающих на малышей с портретов. Особый интерес у гостей̆ вызвал портрет Мариуса Петипа в золочёной̆ раме. Дети с увлечением слушали рассказ о том, почему француз Петипа получил русское отчество Иванович, а также кто и за что даровал ему звание Заслуженного артиста.
Завершилась экскурсия небольшой викториной и вручением подарка – книги с автографом ректора Академии, народного артиста России Н.М. Цискаридзе. Свое знакомство со знаменитой балетной школой гимназисты продолжили прогулкой по историческому зданию и возможностью увидеть процесс обучения артистов балета. Визит завершился лакомым сюрпризом – угощением в столовой Академии, где ребят порадовали вкусным чаем и ароматной̆ выпечкой.
Сотрудники гимназии 278 поделились своими впечатлениями:
«26 февраля 2025 года нам посчастливилось побывать на экскурсии в Академии российского балета им. А. Вагановой. Это что-то невероятное: таких ярких и чистых эмоций давно не получали. Сотрудники академии с удовольствием рассказывали и показывали внутреннюю жизнь воспитанников. Экскурсия началась с посещения музея. Мы много нового узнали о развитии русского балета, но особенно нам понравилось наблюдать за повседневной жизнью воспитанников академии. Вежливые, улыбчивые, какие-то неземные дети спешили на занятия, чтобы оттачивать своё мастерство. Многие из них уже блистают на большой сцене, но от этого они не перестают быть детьми, всё такими же непосредственными в обычной жизни. Наблюдая за репетициями, понимаешь, какой это колоссальный труд. Прежде чем выйти на сцену и подарить радость зрителю, они часами занимаются. Понаблюдать за этим хоть несколько минут – дорогого стоит. Не остались мы и без подарков – великолепная книга с пожеланиями Николая Максимовича Цискаридзе. А от пирожков в столовой академии не остались равнодушными ни взрослые, ни дети!»
25 февраля в Академии при поддержке Координационного центра СПбГУПТД прошла лекция «Толерантность в современном мире».
На лекции присутствовали учащиеся 7/2 курса. Ребята обсудили, что толерантность — это отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. А также, что толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Лектором выступила Михайлова Маргарита Ярославна, ассистент кафедры социальной работы и права СПбГУПТД.
В преддверии Дня защитника Отечества учащиеся 2 курса СПО посетили 422-й Окружной Военный клинический госпиталь в Пушкине. Ребята лично смогли поздравить бойцов, проходящих лечение в госпитале, с наступающим праздником и вручить сладкие подарки, которые были собраны воспитанниками Академии в рамках акции «Шоколадка для бойца». Студенты смогли познакомиться с героями СВО, узнать их истории и взглянуть на награды, включая орден Мужества, которым награждаются граждане России за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой заняла 30-ю позицию, поднявшись на 14 пунктов по сравнению с предыдущим годом, в интегральном рейтинге эффективности коммуникаций вузов, подготовленного на основе комплексного исследования по итогам 2024 года. Также Академия вошла в десятку (9 место) лидеров представленности в научно-популярных СМИ. Результаты исследований были представлены 20 февраля на площадке международного пресс-центра медиагруппы «Россия сегодня» в Москве.
Кроме того, в этом году были названы 18 лидеров групп вузов в контексте ведомственной принадлежности, и Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой вошла в него, как лидирующий вуз, учредителем которой является Министерство культуры РФ.
Интегральный рейтинг составляется за календарный год, а динамика позиции в рейтинге определяется по отношению к предыдущему году. Суммарный индекс вуза рассчитывается как сумма приведенных к 100-балльной шкале значений суммарного индекса для всех рейтингов за год: рейтинга информационной открытости, рейтинга присутствия в научно-популярных СМИ, рейтинга авторитетности. Рейтинг реализован системой анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics и проектом «Социальный навигатор» международной медиагруппы «Россия сегодня». В исследование вошли 614 головных вузов всех регионов РФ, учрежденные 21 ведомством, различных форм собственности и ведомственной подчиненности.
Рейтинг рассчитывается автоматически, без влияния человеческого фактора. Это новый подход, опирающийся на анализ больших данных, который позволяет увидеть реальную работу вузов со всеми участниками образовательного процесса и партнерами через различные каналы коммуникаций, а также оценить реакцию аудитории на инициированные вузами коммуникации.
Проект призван способствовать большей информационной открытости учебных заведений высшего образования и повышению эффективности их коммуникаций с абитуриентами, студентами, научным сообществом, а также с компаниями различных секторов экономики.
Интегральный рейтинг, как и методика исследования, доступны на сайте Brand Analytics.