
С 29 октября по 11 декабря в Академии прошёл осенний модуль I Научно-проектного форума «АртТехСинергия».

Экспертная сессия состояла из нескольких этапов:
• 29 октября был организован паблик-ток «Проектное мышление в создании культурных продуктов». Мероприятие провела Кира Юрьевна Хлопок, специалист в области EdTech, профессиональный продуктолог, участник Национального проекта «Биоэкономика» при Министерстве промышленности РФ. Слушателями стали магистранты 1 и 2 курсов программы «Арт-проектирование и продюсирование»;
• 11 ноября прошло второе мероприятие – форсайт-сессия «Исполнительские искусства: практические кейсы и форсайты» для студентов бакалавриата и магистратуры разных программ обучения. Организаторы – педагоги кафедры балетоведения К.К. Хомова и А.А. Екатерининская. Модераторами стали Генеральный директор ГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга», засл. работник культуры РФ, председатель правления Союза концертных организаций России Ольга Сергеевна Хомова и д.э.н., доцент кафедры проектной деятельности в медиаиндустрии СПбГИКиТ Виктор Валерьевич Лавров;
• 14 ноября в рамках третьего мероприятия экспертной сессии был организован паблик-ток «Балет-INSIDE». Для участия в качестве спикеров были приглашены ведущие специалисты в области создания современного хореографического спектакля: Татьяна Ногинова – художник по костюмам, дважды лауреат премии «Золотая маска», преподаватель Академии Бориса Эйфмана; Юрий Смекалов – солист балета, балетмейстер, руководитель творческого объединения MADcompany, преподаватель ГИТИС, лауреат высшей театральной премии России «Золотая маска»; Олег Марков – солист балета, балетмейстер, Лауреат премии «Золотой софит». Модератором встречи выступила Ольга Валериевна Грызунова – кандидат искусствоведения, доцент каф. балетмейстерского образования. Слушателями стали студенты бакалавриата и магистратуры;
• четвёртым этапом 20 ноября прошла интерактивная лекция, которую провели доктор технических наук, доцент, профессор кафедры прикладной информатики и информационных технологий Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Виталий Владимирович Грызунов и кандидат искусствоведения, доцент каф. балетмейстерского образования нашей Академии Ольга Валерьевна Грызунова. Лекция под названием «ИИ, потанцуем!» привлекла самое активное внимание студентов всех специальностей: балетмейстеры и балетоведы, будущие педагоги, продюсеры и искусствоведы – все живо включились в интерактивное действо по погружение в алгоритмику создания текстов и хореографических постановок с помощью технологии искусственного интеллекта.
В рамках Проектной сессии 7 ноября были организованы взаимные визиты креативных команд Академии и Университета промышленных технологий и дизайна; участники встреч – члены проектного офиса и представители студенческого актива. Намечены совместные планы по разработке мерча для наших студентов педагогического факультета.
20 ноября – в рамках Академической сесии прошла IХ научно-практическая конференция с международным участием «Новые технологии в искусстве и образовании». Модератор – Е.Э. Дробышева, участники – студенты (в т.ч иностранные), аспиранты (в том числе из ГИИИ, Москва), практики (в т.ч. из Италии). Прозвучало 12 докладов.
В рамках блока студенческих мероприятий 28 ноября и 5 декабря прошли два тренинга для студентов различных программ бакалавриата и магистратуры на тему «Командообразование» и «Эффективные коммуникации». Тренинги провела Ольга Владимировна Кучина – к. э. н., доцент РАНХиГС.
И в завершении Форума 11 декабря были подведение итогов Конкурса медиапроектов и цифровых разработок «АРБ-МЕДИА-АРТ». Конкурс был организован с целью стимулирования студенческого творчества в сфере цифрового медиа, развития междисциплинарных проектов на стыке хореографии, искусства и технологий, а также популяризации творческого наследия, включая балет, через современные медиаформаты и цифровую аудиовизуальную среду. На конкурс были представлены 9 проектов, подготовленных студентами бакалавриата и магистратуры.
Таким образом, формат научно-проектного Форума, предложенный в начале 2025 года и организованный в два этапа (весенний и осенний модули) руководителем проекта «Цифровая кафедра», профессором Академии Еленой Эдуардовной Дробышевой и руководителем проектного офиса Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» Академии Николаем Воробьёвым, прошёл «боевое крещение» и зарекомендовал себя как эффективная площадка для реализации комплексных задач по развитию Академии в рамках Программы «Приоритет 2030». В ходе подготовки и проведения всех мероприятий Форума сложилась профессиональная команда, в которую помимо организаторов–инициаторов вошли доцент Ольга Валерьевна Грызунова и специалист учебного отдела Никита Воробьёв, а также студенты Нина Цецхладзе, Анастасия Титенская, Александра Егорова.
По итогам научных мероприятий ФАТС подготовлены к изданию коллективная монография – «Архитектоника современного искусства: арт-практики первой четверти XXI века» (составитель и редактор Е. Э. Дробышева) и электронный сборник студенческих работ «Апрельские тезисы-2025» (составитель Е. Э. Дробышева; редакторы Е. Э. Дробышева, Р. Никифоров).
Подробная инофрмация о всех мерроприятиях форума представлена на сайте Программы «Приоритет 2030».

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой принимает участие в выставке «Александр III и Чайковский», организованной Государственным историко-художественным дворцово-парковым музеем-заповедником «Гатчина».
Выставка посвящена взаимоотношениям двух личностей, оказавших огромное влияние на формирование образа русской культуры второй половины XIX века – императору Александру III и композитору Петру
Ильичу Чайковскому. Уходящий 2025 год – юбилейный: исполнилось 185 лет со дня рождения композитора и 180 лет со дня рождения императора. Основная идея – показать, помимо основных черт личностей главных «героев» выставки, общность среды, которая дала возможность появления такого яркого музыкального дарования в русской культуре, каким без всякого преувеличения можно назвать Петра Ильича Чайковского.
Взлет славы Чайковского, его международное признание, блестящие постановки музыкальных спектаклей композитора на сцене императорского Мариинского театра (регулярно с участием воспитанников Императорского Петербургского театрального училища) пришлись именно на царствование Александра III. Основные акценты выставки – «музыкальные» связи императорской семьи и творчества П.И. Чайковского. Хронологические рамки: 1881 – начало ХХ века.
Академия предоставила на выставку четыре экспоната из Кабинета истории русского балета им. М.Х. Франгопуло: Портрет М.М. Петипа кисти Э. О. Визеля, 1905; балетные туфли Антониетты Дель-Эра – первой исполнительницы партии Феи Драже («Щелкунчик»); фотографический портрет М.И. Петипа и лампу «Балерина», созданную Э. Вилланисом в конце XIX века.

На открытии выставки (слева направо): руководитель PR-службы Академии Г.Л. Петрова, директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского – Корнилов И.П., куратор выставки, ст. научный сотрудник ГМЗ «Гатчина» А.Э. Шукурова, заведующая Кабинетом истории русского балета Академии Е.Р. Адаменко.



Участниками выставки являются более 20 государственных учреждений, в том числе: Большой театр России, Александринский театр, Институт русской литературы РАН, Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей-заповедник П.И. Чайковского, Музей-заповедник «Павловск», Музей-заповедник «Петергоф», Российская национальная библиотека, Государственный архив РФ и др. Более 300 экспонатов разместились в 9 залах центрального корпуса Гатчинского дворца.
Открытие выставки «Александр III и Чайковский» состоялось 11 декабря 2025 г. Выставка продлится четыре месяца.

12 декабря в 12:00 в пресс-центре МИА «Россия сегодня» пройдет пресс-конференция ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – Николая Максимовича Цискаридзе, посвященная показу балета-феерии П.И. Чайковского «Щелкунчик» в исполнении воспитанников Академии в Государственном Кремлевском Дворце 18 и 19 декабря 2025 года.
Пресс-конференция будет транслироваться онлайн.

9 декабря на 71-ом году жизни скончалась Елена Георгиевна Забалканская (1955–2025), старший преподаватель кафедры классического и дуэтно-классического танца Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

С 1966 по 1974 год Елена Забалканская обучалась в Ленинградском академическом хореографическом училище им. А.Я. Вагановой. После выпуска по классу Е. В. Ширипиной она на протяжении 20 лет танцевала на сцене Мариинского театра, исполняла сольные партии в балетах классического и современного репертуара: «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Сильфида», «Корсар», «Витязь в тигровой шкуре» и других.
В 2002 году окончила педагогический факультет Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Неоднократно принимала участие в подготовке и проведении ежегодных международных семинаров по сохранению и развитию методики А.Я. Вагановой, проводила открытые уроки, мастер-классы в рамках факультета повышения квалификации, участвовала в международных проектах Академии.
В Академии Елена Георгиевна начала преподавать в 1997 году, а в 2018-ом стала победительницей 2-го Всероссийского конкурса педагогического мастерства научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства. К своим ученицам она приходила в класс до последних дней своей жизни.
Мы приносим соболезнования родным и близким Елены Георгиевны.
Прощание с Еленой Георгиевной Забалканской пройдет в пятницу 12 декабря в 11:40 в Никольском соборе.

3 декабря пятнадцать педагогов Академии побывали в гостях у коллег из Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б.В. Иогансона, где приняли участие в образовательной программе «Культура мастерства», входящий в цикл комплекса воспитательных мероприятий «Культура суверенной России» в 2025 году. Встреча-дискуссия с лекциями и мастер-классами от ведущих методистов и специалистов в сфере воспитания и образования открылась выступлением заместителя Министра культуры РФ – С. В. Першина.
Участники обсудили вопросы преемственности, современные методики преподавания, развитие творческих компетенций и роль художественного образования в формировании профессиональной культуры молодёжи.
Образовательная программа «Культура мастерства» организована Академией творческих индустрий «Меганом» (проект «Таврида.АРТ») совместно с Министерством культуры Российской Федерации.


Людмила Валентиновна Ковалёва добилась многого: профессор с мировым именем, заслуженный деятель искусства РФ, лауреат престижной премии «Душа танца» и «Золотой софит». Сегодня она — одна из старейших педагогов Академии — отмечает своё 85-летие!

Балетную культуру Людмила Ковалёва впитывала с детства. В Ленинградском хореографическом училище ее педагогами были Надежда Павловна Базарова в младших классах и Наталия Александровна Камкова – в старших. После окончания училища в 1959 году Ковалёву приняли в труппу Кировского театра. Сценическая судьба сложилась успешно. Ковалёва танцевала главные партии в известных балетах: Марию в «Бахчисарайском фонтане», Сюимбике в «Шурале». Но истинную славу она обрела в ролях корифейского репертуара. Как тут не вспомнить Ваганову, ставившую умение станцевать в спектакле вариацию выше партии главной героини! Ковалёва с блеском исполняла партии Вакханки в «Вальпургиевой ночи», Флорины, фей Нежности, Резвости, Сапфиров, Серебра в «Спящей красавице», солировала в «Шопениане».

Людмила Ковалёва в училище.
Воспитанная в строгих канонах петербургской балетной школы Ковалёва на сцене в 1960–70-е годы смотрелась авангардно. Виной тому был могучий высокий прыжок и колоссальный шаг, невиданный по тем временам. Эти качества вкупе с неуемной жаждой нового сделали Ковалёву желанной исполнительницей хореографии Георгия Алексидзе. Танцовщица с энтузиазмом участвовала в программах его «Камерного балета», на которые стекался весь балетный Ленинград.

Людмила Ковалёва в роли Катерины, балет «Каменный цветок»

«Па де катр»: Валентина Ганибалова, Наталья Большакова, Наталья Макарова, Людмила Ковалёва

Людмила Ковалёва в балете «Спящая красавица»
В 1981 году Ковалёва оставила сцену и вернулась в родную школу – сначала училась на педагогических курсах, а в 1983 году начала преподавать классический танец. Результаты говорят сами за себя, среди выпускниц Людмилы Валентиновны: Софья Гумерова, Екатерина Борченко, Ти Ен Рю, Алиса Соколова, Мария Яковлева, Ольга Есина, Ольга Смирнова, Кристина Шапран, Мария Хорева. И главная гордость педагога – Диана Вишнева.

Людмила Ковалёва репетирует с Дианой Вишневой
Её часто приглашают преподавать в разных балетных школах. Во многие театры она переносила классические балеты. Но главное: каждый день Людмила Валентиновна приходит в Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой, входит в класс и начинает очередной урок.
Да будет так еще многие годы!


В Академии завершилась неделя, посвященная 100-летию легендарной балерины – Майи Плисецкой. Стремление познакомить наших воспитанников с личностью примы и многоплановостью ее таланта позволило воссоздать атмосферу творческого расцвета балерины.
Всю неделю в Академии звучали тематические впуски «Музыкальной перемены», приоткрывающие дверцу в мир повседневной жизни артистки; проводились уроки-знакомства с партиями, ставшими знаковыми для Майи Михайловны; студенты Исполнительского факультета пытались ответить на вопросы: «В чем тайна притяжения Майи Плисецкой?», «Почему с балериной искали встреч и хотели работать крупнейшие балетмейстеры XX века: К. Голейзовский, Л. Якобсон, Л. Лавровский, Ю. Григорович, В. Вайнонен, М. Бежар, Р. Пети и другие?».
Обучающиеся младших и средних классов создавали своими руками коллажи и книжные закладки с изображениями артистки в разных ролях, а малышки с Подготовительного отделения увидели балерину, элегантно показывающую модные новинки сезона 1969–1970 гг.
Завершилась неделя Плисецкой показом документальной ленты о творчестве балерины – «Майя Плисецкая: Фурия танца» (2025), интервью балерины в программе «Нескучная классика» (2015) и видеопутешествием по квартире М. Плисецкой и Р. Щедрина в Москве.




Двое учеников Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – Мария Олейникова и Павел Калашников стали героями проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты», который выходит на видеоплатформе Leo Classics. В съемках выпусков проекта приняли участие педагоги Академии.
Проект «Молодые таланты» представляет собой серию интервью, герои которых делятся своими успехами и планами, рассказывают, что их мотивирует, какой они видят свою карьеру в будущем и что именно делают для достижения поставленных целей.

28 ноября состоялась лекция по теме «Цифровая гигиена» для студентов 1 курса СПО, которую провел Дмитрий Владимирович Кириллов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и права, член Координационного центра СПбГУПТД.
В доброжелательной атмосфере ребята узнали, как в сети действуют вербовщики, мошенники и агенты влияния. И каких правил стоит придерживаться, чтобы не стать жертвой злоумышленников.

Подведены итоги межвузовского конкурса научных студенческих работ 2025.
Победителями от Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой стали:
1. Цецхладзе Н.Г. Хореографическая реконструкция балета И. Стравинского «Жар- птица» на сцене Мариинского театра в конце XX века - 1 место в номинации «Работа по истории театра (музыкальный театр)» (студентка 2 курса Педагогического факультета, направление подготовки 50.03.01 Искусства и гуманитарные науки, образовательная программа «Хореографические исследования и балетная критика», квалификация – бакалавр, научный руководитель – преподаватель кафедры балетоведения К.А. Козлова).
2. Шигаева П.В. Визуальная репрезентация востока на современной балетной сцене (Мариинский театр) - 2 место в номинации «Работа, посвященная современному театральному процессу (музыкальный театр)» (студентка 2 курса Педагогического факультета, направление подготовки 50.03.01 Искусства и гуманитарные науки, образовательная программа «Искусство в истории культуры», квалификация – бакалавр, научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент кафедры философии, истории и теории искусства Е.Н. Байгузина).
3. Колодина Е.М. Эстетическая концепция метамодернизма и режиссура Д. Крестьянкина – 2 место в номинации «Лучшая работа среди студентов, обучающихся по программам магистратуры (драматический театр и театр кукол)» (студентка 2 курса Педагогического факультета, направление подготовки 50.04.01 Искусства и гуманитарные науки, образовательная программа «Языки искусства», квалификация – магистр, научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент кафедры философии, истории и теории искусства Е.Н. Байгузина).
Межвузовский конкурс научных студенческих работ в области театрального искусства (исследования в области театра: драматический театр и театр кукол, музыкальный театр – опера, балет, современный танец, оперетта, мюзикл, эстрадное искусство) проводится уже в восьмой раз Академией Русского балета имени А.Я. Вагановой совместно с Российским государственным институтом сценических искусств и
Российским институтом театрального искусства – ГИТИС.