24 июня в Большом зале Екатерининского дворца состоялось торжественное вручение дипломов об окончании обучения в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой по программе среднего профессионального образования выпускникам 2025 года (283 выпуск). Из рук ректора Академии Николая Цискаридзе дипломы получили 38 выпускников, из них 11 – с отличием! Также пять иностранных стажеров получили свидетельства об окончании обучения в Академии.
Студентов в этом году выпускали педагоги:
Николай Максимович Цискаридзе
1. Ариадна Виноградова (диплом с отличием)
2. Ирина Енаева (диплом с отличием)
3. Веселина Илиева (Болгария, диплом с отличием)
4. Юлия Котлярова (диплом с отличием)
5. Дарья Кузнецова (диплом с отличием)
6. Алиса Кутузова
7. Вероника Лаврова
8. Екатерина Морозова (диплом с отличием)
9. Полина Парфёнова (диплом с отличием)
10. Ева Михай-Смиотанко
11. Майя Чобота (Румыния, благодарность за безупречное отношение к профессии артиста балета, отличную учёбу и активное участие в творческой жизни Академии)
Юлия Александровна Касенкова
1. София Аманатова
2. Карина Йокота (Япония, свидетельство)
3. Милана Кисарова
4. Мария Корчагина
5. Милана Корчагина
6. Татьяна Модерова (диплом с отличием)
7. Анастасия Невесёлая
8. Софья Романович
9. Арина Сташкова
10. Рио Симидзу (Япония, свидетельство)
11. Магда Скаккабароцци (Италия, свидетельство)
12. Каролина Соуэрс (США, свидетельство)
Андрей Анатольевич Ермоленков
1. Даниил Балдин
2. Никита Борисов
3. Илья Зайцев
4. Айк Казарян (Армения)
5. Иван Кирьянов
6. Степан Новосёлов
7. Арсений Соснович
8. Илья Судаков
9. Андрей Тихомиров (диплом с отличием)
10. Роман Хуртин
Фетон Миоцци
1. Егор Бабкин (диплом с отличием)
2. Камиль Билдей-оол
3. Станислав Карпов (диплом с отличием)
4. Максим Козлов
5. Даниил Лусканов
6. Николоз Парадашвили
7. Никита Своевский
8. Георгий Сухарев
9. Николай Филюшин
10. Андрей Чужанов
11. Максим Полицан (Израиль, свидетельство)
После торжественной части выпускники закружились в вихре бальных танцев.
Фото: Андрей Лушпа.
Во время пребывания выпускников и студентов Академии в Челябинске состоялась встреча и.о. ректора Николая Цискаридзе с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером, на которой было подписано соглашение о сотрудничестве.
Будущее партнерство, целью которого является популяризация балетного искусства, охватит широкий спектр направлений. Ключевой станет образовательная составляющая, в частности - проведение преподавателями Академией Русского балета имени А.Я. Вагановой мастер-классов для студентов ЮУрГИИ. Также регион будет привлекать таланты на Южный Урал - приглашать выпускников Академии на работу в Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки.
Фото: Людмила Ковалева / ИА «Первый областной»
Выпускники и воспитанники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в июне 2025 года дали семь спектаклей.
Традиционные выпускные концерты прошли 7, 10 и 12 июня на сцене Мариинского театра. В этом гIIIоду в программу вошли: 2-я картина I акта балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (хореография Льва Иванова, редакция Константина Сергеева), Сюита из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» (хореография Нины Анисимовой, редакция Николая Цискаридзе) и Сюита из балета Э. Дельдевеза «Пахита» (хореография Мариуса Петипа, редакция Николая Цискаридзе). Если III акт балета «Пахита» в редакции Николая Цискаридза исполняется в выпускных спектаклях Академии с 2017 года, то «Белый акт» из «Лебединого озера» в последний раз учащиеся Академии показывали в 1994 году, а сюита из балета «Гаянэ» в таком объеме не демонстрировалась вовсе.
Специально для этих постановок были сшиты новые костюмы, которые вместе с декорациями, предоставленными Мариинским театром, превратили выступление выпускников и учащихся Академии в великолепный зрелищный спектакль.
2-я картина из балета «Лебединого озера»: Андрей Чужанов - Ротбарт. Фото: Андрей Лушпа.
2-я картина из балета «Лебединого озера» - Танец Маленьких лебедей (Ирина Енаева, Арина Цепляева, Полина Громова, Юлия Котлярова). Фото: Андрей Лушпа.
Сюита из балета «Гаянэ»: Софья Романович - Гаянэ, Илья Зайцев - Казаков. Фото: Андрей Лушпа.
Сюита из балета «Гаянэ» - Танец с саблями, солист - Роман Хуртин. Фото: Андрей Лушпа.
Сюита из балета «Гаянэ»: Николоз Парадашвили - Армен. Фото: Андрей Лушпа.
Сюита из балета «Пахита»: Веселина Илиева - Пахита, Руслан Стенюшкин (выпуск 2017 г.) - Люсьен д'Эрвильи. Фото: Андрей Лушпа.
Такая же программа была представлена в Москве, в Государственном Кремлевском дворце, где выпускники и воспитанники Академии выступили 18 и 19 июня. А 21 и 22 июня в Челябинском театре оперы и балета им. М.И. Глинки прошли еще два концерта Академии – были показаны «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» и сюита из балета «Пахита». Эти выступления завершили проходивший в Челябинске XVI фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой».
Спектакль в Челябинске. Видео: ГТРК «Южный Урал».
2-я картина из балета «Лебединого озера»: Екатерина Морозова - Одетта, Арсений Соснович - Принц Зигфрид. Фото: Челябинский театр оперы и балета.
Сюита из балета «Гаянэ»: Ясмина Азиз - Нунэ, Лев Тимошенко - солист в танце «Шалахо». Фото: Екатерина Лола / Государственный Кремлевский дворец.
Pas de trois в балете «Пахита» (Юлия Котлярова, Николай Филюшин, Ирина Енаева). Фото: Екатерина Лола / Государственный Кремлевский дворец.
Сюита из балета «Пахита»: Веселина Илиева - Пахита, Руслан Стенюшкин (выпуск 2017 г.) - Люсьен д'Эрвильи. Фото: Челябинский театр оперы и балета.
В Государственном Кремлевском дворце.
Все семь представлений прошли под «живую» музыку симфонического оркестра, дирижёр – В.П. Овсяников.
Во время поездок в Москву и Челябинск Академия не только представила своих воспитанников на сцене, но и провела несколько обучающих мероприятий. Так в Москве доцент кафедры методики и практики характерного, исторического танца и актерского мастерства В.А. Сиротин дал мастер-класс по характерному танцу студентам кафедры хореографии Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, а старший преподавателя кафедры классического и дуэтно-классического танца Ю.А. Касенкова провела урок классического танца в Школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева.
Мастер-класс Ю.А. Касенковой в Школе-студии при ГААНТ имени Игоря Моисеева. Фото: Николай Костюк.
В Челябинске преподаватели кафедра классического и дуэтно-классического танца Е.Н. Чмиль и Ф. Миоцци дали мастер-классы по классическому танцу воспитанникам Хореографического колледжа хореографического факультета Южно-Уральского института искусств имени П. И. Чайковского.
Мастер-класс Ф. Миоцци в Челябинске. Видео: ГТРК «Южный Урал».
Поездки в города России организованы в рамках проекта «Трансляция наследия А.Я. Вагановой» программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Поздравляем с юбилеем Наталью Викторовну Марченко, преподавателя кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
Желаем Вам, Наталья Викторовна, здоровья, счастья, успехов в педагогической деятельности и радости творчества!
7 июня коллекция Кабинета истории русского балета пополнилась уникальными экспонатами. Российский режиссёр-мультипликатор, сценарист и художник, лауреат премии Правительства РФ в области культуры Татьяна Никитична Ильина-Вайнонен передала в дар Академии два эскиза декораций к балету «Щелкунчик» – «Дом Штальбаумов» и «Волшебный лес», которые принадлежали её деду – выдающемуся балетмейстеру В.И. Вайнонену. Василий Иванович – автор хореографической версии балета 1934 года (ГАТОБ, художник – Н. Селезнёв, позднее – С. Вирсаладзе), в котором первыми исполнителями Маши и Принца стали Галина Уланова и Константин Сергеев. Эта «ленинградская» постановка до сих пор находится в репертуаре Мариинского театра и Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
В 1939 году В.И. Вайнонен перенёс свой «Щелкунчик» на сцену Большого театра. 28 апреля состоялась премьера балета в Москве, главные партии исполнили Марина Семёнова и Алексей Ермолаев. В Москве спектакль оформлял Владимир Дмитриев, выдающийся советский театральный художник. Именно его эскизы сохранились в семье Вайнонена. Теперь они «сменили прописку» и будут находиться в экспозиции художественной коллекции «музея» нашей Академии.
Мы искренне благодарим Татьяну Никитичну Ильину-Вайнонен за столь щедрый дар!
30 мая 2025 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялась Х Международная конференция «Вагановские чтения». На конференции, организованной кафедрой балетмейстерского образования, был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных историей балета и балетной методики, а также с современным постановочным процессом и танцевальными исследованиями.
Первая сессия (модератор кандидат искусствоведения, доцент кафедры балетмейстерского образования О.В. Грызунова), была посвящена историческим и педагогическим темам. Были освещены неизвестные факты из биографии В. Степанова, касающиеся создания его танцевальной нотации и книги-альбома «Хореографiя» (доклад В.В. Жировой), затронуты история балетной критики начала XX века (доклад В.П. Крыловой) и не переведенные на русский язык педагогические труды Тамары Карсавиной (доклад А.В. Русских). В рамках этой сессии исследователь С.И. Улановская рассказала о хореографическом ландшафте Беларуси 1920-1930-х годов: междисциплинарных опытах художников авангарда и популяризации белорусского фольклора через жанр балета. Н.С. Барсова на основе архивных материалов представила широкую исследовательскую панораму о работе советских хореографов в Египте, Судане, Алжире, Тунисе, Ираке и создании там советскими специалистами профессиональных ансамблей национального танца. И.А. Кружилина воссоздала художественную и идеологическую атмосферу обсуждения спектакля «Шурале» Л. Якобсона накануне московской премьеры в Большом театре, а Ф.В. Лопухов-младший показал жизнеспособность и острую злободневность идей Федора Васильевича Лопухова о природе, сути и сложности репетиторской профессии.
Вторая сессия (модератор старший научный сотрудник фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, доцент кафедры балетмейстерского образования С. В. Лалетин), исследовала современный постановочный контекст, аспекты пересечения балета с другими видами искусства и цифровыми технологиями. Открыл сессию доклад доцента кафедры методики и практики характерного танца, исторического танца и актерского мастерства В.А. Сиротина об опыте балетмейстерской работы над венгерскими танцами из балета «Раймонда» в постановке Т. Рохо (Английский национальный балет). Автор наглядно продемонстрировал возможности и варианты актуализации характерного танца в наши дни. Также среди обсуждаемых тем были сценическая адаптация «Шинели» Гоголя в постановке Ю. Смекалова (доклад М.А. Бариновой), взаимодействие аналогового и цифрового мышления в балете, современном танце и хореографическом образовании (доклад Н. А. Воробьева). Сяо Хэ развернуто представила духовно-философские основы китайского национального танца и проиллюстрировала их проявление в пластике, движениях, пантомиме на видеопримерах. На сессии также были представлены доклады о культурной реставрации и художественной интерпретации классических балетных постановок (доклад А.А. Пичуевой) и концепции кинестетически осознанного танца и импровизации Анны Халприн (доклад Ю.С. Савостьяновой). Завершил сессию доклад О.В. Грызуновой о влиянии медиатизации на постановки советских хореографов 1920-х годов. По итогам юбилейной конференции запланировано издание сборника.
Разнообразие рассмотренных тем демонстрирует непрерывную эволюцию и многогранность балетоведения и науки о танце. «Вагановские чтения», прежде проводимые профессором Академии, кандидатом педагогических наук Петром Афанасьевичем Силкиным (1945-2017) продолжают оставаться важной диалоговой площадкой профессионалов балетного и танцевального сообщества.
Текст: О.В. Грызунова.
Фото: А. Лушпа.
22-23 мая 2025 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в рамках проекта «Здоровьесберегающие технологии в хореографии» программы стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ 2030» проходила Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровье в балете».
Она объединила более 50-и участников из разных регионов Российской федерации: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Петрозаводска, Пскова, Самары, Пензы и др. городов. Большинство участников - специалисты хореографических учебных заведений РФ, как высшего профессионального образования, так и системы дополнительного хореографического обучения, танцевальных школ и театров.
Пленарное заседание конференции 22 мая было посвящено научным докладам, касающимся проблем организации медицинской помощи в балетных учебных заведениях, особенностям адаптации к профессиональным нагрузкам, коррекции функциональных нарушений и питания учащихся, вопросам профилактики травматизма и развития физических данных юных танцовщиков и артистов балета.
В рамках конференции также проводился обучающий семинар для педагогов специальных дисциплин Академии «Развитие физических данных и профилактика профессионального травматизма с целью оптимизации учебного процесса», который был посвящен внедрению результатов современных прикладных медико-биологических исследований в область хореографического образования для оптимизации процессов обучения классическому танцу, профилактике балетных травм, а также индивидуальному подходу к развитию физических данных методами кинезиологии, комплексной методике оценки физического и постурального статуса учащихся Академии, с использованием, в том числе, одной из современных методик развития мелкой моторики, общей и частной координации и баланса.Обучающий семинар был рассчитан на 16-ть академических часов лекций и практических занятий, выстроенных в виде 6-ти модулей.
Синергия научных знаний и практического опыта, казалось бы, совершенно разных областей человеческой деятельности – искусства, медицины и спорта, имеет не только инновационный, с точки рения науки, но и практический смысл, так как приближает к пониманию этиологии и механизма балетных травм, проектированию методов их профилактики и лечения. С другой стороны, для педагогов-хореографов медико-биологические знания, в частности, биомеханика движений, вопросы адаптации к физическим нагрузкам, проблемы отбора и развития физических данных будущих артистов балета, вопросы диетологии и т.д., могут послужить отправной точкой для совершенствования индивидуальной работы с учениками, планировании учебно-репетиционной программы, построения уроков.
Гости и участники Конференции заслушали и обсудили доклады профессоров, докторов и кандидатов медицинских наук, опытных врачей и научных сотрудников Клиники НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена, Центральной государственной ведущих медицинских центров СПб и МСК: ФГБУ НМИЦ ТО имени Р.Р. Вредена»; ФГБОУ ВО СПбГМУ имени акад. И.П. Павлова; СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер», ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России; НН ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)»; Академии Русского балета им А.Я. Вагановой и др., посвященные вопросам организации медицинского сопровождения детей и подростков, занимающихся балетом; лечения и профилактики актуальных для танцовщиков вариантов повреждений стопы, коленного и голеностопного суставов; коррекции двигательных нарушений, приводящих к развитию патологических процессов, встречающихся в практике хореографии; восстановления функций нижней конечности при повреждениях от перегрузки у танцовщиков; нарушения питания девушек-танцовщиц и связанных с ним патологий.
Аспиранты Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой представили доклады, посвященные вопросам питания, развития физических данных и медико-биологического сопровождения учащихся хореографических учебных заведений в системах профессионального и дополнительного обучения, обсудили возможности использования тренажеров и релаксационно-развивающих гимнастик в хореографии.
Прошедшая конференция позволила актуализировать и детально обсудить ряд важнейших для танцовщиков и педагогов-хореографов проблем, связанных со здоровьем, физической формой и совершенствованием физических данных. Совместная работа специалистов разных областей – искусства танца, медицины и спорта позволяет глубоко, с разных точек зрения, разных позиций рассмотреть эти проблемы, выявить причины, механизмы и пути решения. Такой подход представляется организаторам и участникам конференции весьма продуктивным и заслуживающим дальнейшего развития.
Планируется публикация материалов конференции.
21 мая в Эрмитажном театре прошел концерт обучающихся Исполнительского факультета Академии. Он стал первой сценической репетицией отрывков из выпускного спектакля, который зрители увидят в Мариинском театре в июне.
В первом отделении был показан «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» (хореография Л.И. Иванова, 1894; редакция К.М. Сергеева, 1950). Ярким контрастом к нему стала хореографическая сюита из балета «Гаянэ» в хореографии Н.А. Анисимовой и редакции Н.М. Цискаридзе, представленная во втором отделении концерта.
Фото: Андрей Лушпа.
Сегодня отмечает юбилей Юлия Владимировна Зайцева, старший преподаватель Кафедры методики и практики характерного, исторического танца и актерского мастерства.
Выпускница ЛАХУ им. А.Я. Вагановой 1984 года (педагоги – Н.П. Базарова, И. Б. Зубковская, И.А. Трофимова, Г.П. Конищев, В.С. Десницкий и др.) Юлия Зайцева до 2006 года служила Малом Академическом театре им. М.П. Мусоргского (ныне Михайловский театр). В начале артистической карьеры исполняла классические партии, такие как Мирта в балете «Жизель», большие лебеди в «Лебедином озере», но в большей степени ее сценическое мастерство проявилось в характерных партиях и танцах: Кормилица («Ромео и Джульетта»), Мэдж «Сильфида», Фея Карабос «Спящая красавица», различные характерные танцы – форбан («Корсар»), трепак («Щелкунчик»), испанский («Лебединое озеро»), цыганский, фанданго («Дон Кихот») и др.
В 2005 году получила высшее образование на Педагогическом факультете Академии и уже более 20 лет преподает исторический танец на Исполнительском факультете, а также читает курс «Методика преподавания исторического танца» бакалаврам Педагогического факультета.
Мы поздравляем Вас, Юлия Владимировна, с юбилеем, желаем здоровья, творческих сил и неутомимой энергии!