13 мая в Эрмитажном театре прошёл традиционный отчётный концерт иностранных стажёров, обучающихся в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
Сейчас в Академии по программе стажировки для иностранных студентов обучаются юноши и девушки из Италии, КНР, Республики Кореи, Португалии, Румынии, США, Франции, ЮАР и Японии. На сцене Эрмитажного театра они показали программу из 23 номеров.
Фото: Андрей Лушпа.
7, 10 и 12 июня 2025 года на сцене Мариинского театра пройдут выпускные спектакли Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. 18 и 19 июня они будут также показаны на сцене Государственного Кремлёвского дворца в Москве.
Программа выпускных спектаклей включает 3 отделения, каждое из которых посвящено важному событию в истории балетной школы.
В I отделении будет исполнен «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (хореография Л.И. Иванова, 1894; редакция К.М. Сергеева, 1950). В последний раз «Белый акт» в Академии исполнялся в 1995 году – 30 лет назад.
Самим композитором вторая картина балета названа лучшей в партитуре. Жизнь в неё вдохнул «скромный гений» русского балета, хореограф Лев Иванов – и, как оказалось, на века. У «лебединой картины» нет соперников, как их не может быть у абсолюта духовной красоты, выраженного в танцах лебедей и их королевы Одетты. Исполнение «Белого акта», вошедшего в репертуар Академии Русского балета в 2025 году, посвящается 100-летию выпуска 1925 года, когда училище окончили Марина Тимофеевна Семёнова (ученица А. Я.Вагановой), Александр Иванович Пушкин (педагог В.И. Пономарёв) и др.
Во II отделении будет показана Сюита из балета «Гаянэ» А.И. Хачатуряна (хореография Н.А. Анисимовой, 1942; редакция Н.М. Цискаридзе, 2025), приуроченная к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Оптимистичный и яркий спектакль, созданный в разгар войны, во время блокады Ленинграда, показанный в Молотове (г. Пермь), где труппа ГАТОБа им. С.М. Кирова находилась в эвакуации, стал актом настоящего мужества и высокого искусства.
В III отделении Академия представит обновленную сюиту из балета «Пахита» Э. Дельдевеза, Л. Минкуса, Р. Дриго (хореография М.И. Петипа, 1881; редакция Н.М. Цискаридзе, 2025), посвящается 30-летию педагогической деятельности Н.М. Цискаридзе. В этом году состоится первый в творчестве Мастера выпуск женского класса.
Широкий спектр стилизованных в польско-испанском духе танцев – от историко-бытовых до виртуозных классических, наилучшим образом раскрывает универсальный гений Мариуса Петипа в искусстве балета.
Блестящая детская мазурка с первых своих тактов создает праздничную атмосферу сюиты. Изысканной хореографической драгоценностью переливается Па де труа. Венчает сюиту знаменитое Гран па во главе с Балериной – большая танцевальная форма с солистами и кордебалетом. Она прямо предназначена для демонстрации индивидуальностей юных артистов – в представительном антре, филигранном адажио, в целом букете классических вариаций и эффектной коде.
Академия представит Сюиту из балета «Пахита» в редакции Н.М. Цискаридзе, год от года оттачивающего форму подачи шедевра Петипа в исполнении воспитанников.
Яркие хореографические решения дополняют живописные декорации Мариинского театра.
В программе принимает участие симфонический оркестр. Дирижёр – Валерий Овсяников (Мариинский театр).
Показ выпускных концертов в Государственном Кремлёвском дворце осуществляется в рамках программы Академического стратегического лидерства «Приоритет».
В канун празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне студенты выпускного курса 2025 года решили оставить своеобразную «капсулу времени» выпускникам 2045 года, когда будет отмечаться 100-летие Великой Победы. Они написали письма с напутствием на тему мира и российского искусства, а также пообещали через 20 лет собраться в Академии и вместе с теми, кто только готовится выйти на профессиональную сцену, открыть эти послания.
Коробка с письмами в будущее, запечатанная сургучной печатью, была торжественно передана на хранение в наш «музей».
С 19 по 24 мая Центр непрерывного образования и повышения квалификации Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой проводит онлайн-курс «Методика подготовки к классическому танцу» в объёме 36 часов.
Курс разработан педагогами Академии – М.А. Грибановой и Т.В. Черкашиной для тех, кто стремится освоить передовые методики и сохранить традиции великой балетной школы А.Я. Вагановой.
Программа курса включает 24 темы, каждая из которых раскрывает конкретные аспекты подготовки к обучению классическому танцу.
По окончании курса, после тестирования, выдается удостоверение государственного образца о повышении квалификации, подтверждающее участие в программе.
Дополнительная информация: https://proballet.vaganovaacademy.ru/metodika-podgotovki
Форма заявки на участие в курсе.
Вопросы по обучению можно также задать тут:
e-mail: education@vaganovaacademy.ru
тел.: +7 (812) 456 07 65 доб. 293
В Академии с 16 по 25 апреля 2025 года прошёл I Научно-проектный Форум «АртТехСинергия», организованный в рамках Программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030». Он включал четыре сессии: экспертную, академическую, проектную и студенческую.
В таком инновативном формате мероприятие было разработано и организовано креативной группой под руководством профессора кафедры балетмейстерского образования Дробышевой Елены Эдуардовны и при содействии проректора по науке и развитию Академии Лавровой Светланы Витальевны. В состав группы вошли: Зозулина Наталья Николаевна – заведующая кафедрой балетоведения; Екатерининская Анна Алексеевна – доцент кафедры балетоведения; Грызунова Ольга Валерьевна – доцент кафедры балетмейстерского образования; Васильев Игорь Владимирович – ведущий специалист научно-издательского отдела; Хомова Кристина Карловна – преподаватель кафедры балетоведения; Козлова Карина Александровна – преподаватель кафедры балетоведения; Шабалина Наталья Сергеевна – преподаватель кафедры философии, истории и теории искусств; Воробьёв Николай – ведущий специалист Центра непрерывного образования и повышения квалификации.
16 апреля состоялась экспертная сессия I научно-проектного Форума «АртТехСинергия», в рамках которой был проведен инициированный кафедрой балетоведения научно-практический семинар «Балет в пространстве креативных индустрий: алгоритмы создания современного театрального проекта».
Экспертами по заявленной теме выступили: И.Н. Кизилова – з.р.к. Санкт-Петербурга, заместитель директора СПб ГБУДПО «Институт культурных программ», О.А. Чеснова – к.э.н., доцент, заведующая кафедрой проектной деятельности в медиаиндустрии и директор Центра проектной и фестивальной деятельности СПбГИКиТ, В.Г. Каспаров – продюсер, основатель множества проектов в сфере современного танца, директор Санкт-Петербургского дома танца «Каннон Данс» и фестиваля «Open Look», Ю.Б. Кунина – к. искусствоведения, доцент, зам. декана продюсерского факультета РГИСИ, О.С. Хомова – з.р.к. РФ, Генеральный директор СПб ГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга».
18 апреля состоялось второе мероприятие из запланированных четырёх – академическая сессия Форума – VI научно-практическая конференция с международным участием «Архитектоника современного искусства: арт-практики первой четверти XXI века». Это авторский проект – начиная с 2014 года, его бессменным руководителем является профессор кафедры балетмейстерского образования Академии, доктор философских наук Елена Эдуардовна Дробышева.
В работе данной сессии приняли участие теоретики и практики в области искусства из Москвы и Санкт-Петербурга, а также гости и КНР и Франции. Представлено 16 докладов, каждый из которых вызвал интерес участников и – что самое главное – стал частью широкой палитры мнений и дискурсивных подходов к современным художественным процессам. Обсуждались вопросы философии и истории искусства, балетного театра, современного танца, медиа и цифровых технологий.
Отдельным блоком были представлены доклады, посвящённые проблеме развития дополнительного профессионального образования в сфере искусства. Не случайно докладчики по этой тематике – исследователи и практики из Москвы и Парижа.
24 апреля была проведена третья его сессия – стратегическая. Творческая лаборатория вузов Консорциума Приоритет 2030 была посвящена синергии искусств, наук и технологий. В смешанном формате встретились представители Академии Русского балета, Театрального института имени Б. Щукина, НИУ ИТМО, СПбПУ Петра Великого. Основной упор в обсуждении делался на выработке алгоритмов создания совместных проектов силами вузов – членов консорциума Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Исходной точкой для дискуссии стало понимание того, что наиболее эффективными могут стать совместные проекты, реализуемые вузами различной специализации, в данном случае – творческими и техническими. Обсуждалось возможное взаимодействие в сфере основного и дополнительного профессионального образования, творческие и научно-исследовательские проекты.
25 апреля в Академии успешно прошла Студенческая научно-практическая конференция «Есть мнение! Апрельские тезисы-2025», завершившая научно-проектный форум «АртТехСинергия».
В конференции приняли участие пять студенческих команд, представляющих различные направления и образовательные программы бакалавриата и магистратуры педагогического факультета Академии: искусствоведение, балетоведение, балетмейстерское искусство и арт-проектирование. Кураторами команд выступили педагоги профильных кафедр: Е.Э. Дробышева, Н.С. Шабалина, К.А. Козлова.
Проведение студенческой конференции в таком инновативном формате продемонстрировало высокий потенциал коллективных проектных инициатив и подтвердило актуальность стратегических задач, реализуемых в рамках программы академического стратегического лидерства «Приотритет 2030».
Таким образом, в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой появился инновативный формат активности, позволяющий объединять научно-исследовательские, проектные, просветительские, воспитательные, профориентационные мероприятия для достижения синергийного эффекта. Самым ценным опытом, по мнению участников, стала коллективная форма участия, а также единая сквозная тематика, позволившая расширить привычные горизонты академических практик.
Следующий этап Форума запланирован на осень 2025 года. Оргкомитет приглашает к сотрудничеству заинтересованных лиц. Предложения принимаются по адресу vorobev@vaganovaacademy.ru с пометкой «АТС-Форум-2025-2».
24 апреля 2025 года отмечает 90-летний юбилей Татьяна Александровна Удаленкова, профессор кафедры методики и педагогики классического и дуэтно-классического танца Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Татьяна Александровна - человек с уникальной биографией. Она поступила в Ленинградское хореографическое училище в страшную блокадную зиму 1942/1943 года. Сейчас нам сложно представить, как голодные дети в холодном зале могли осваивать премудрости классического танца, требующего большой физической силы. Два последних года Удаленкова училась у Марии Федоровны Романовой, матери легендарной балерины ХХ века Галины Сергеевны Улановой.
В 1952 году, после окончания учебы, Татьяна Александровна была приглашена в труппу Кировского театра и отдала его сцене двадцать лет. Она исполняла сольные партии в балетах классического наследия (Фей Сирени и Нежности в «Спящей красавице», Генриетту в «Раймонде» Мариуса Петипа) в спектаклях советского драмбалета (Царица бала в «Медном всаднике» Ростислава Захарова), сотрудничала с хореографами-новаторами (была первой исполнительницей партии Мольбы в балете «Берег надежды», поставленном Игорем Бельским, партии Земли в «Далекой планете» Константина Сергеева).
В 1978 году Татьяна Александровна вернулась в свою родную школу преподавать классический танец. Среди ее учениц ведущие солистки Мариинского театра Екатерина Кондаурова, Татьяна Амосова, Ирина Голуб, Александра Гронская, Ирина Бадаева, к которым в статусе прима-балерины недавно добавилась Рената Шакирова; балерины Михайловского театра Ирина Перрен и Валерия Запасникова, первая леди балета Филиппин Лиса Макуха и многие-многие другие.
Татьяна Александровна до сих пор в строю, она отдает все свои знания и силы подготовке новых специалистов на педагогическом факультете.
Мы от всей души поздравляем Татьяну Александровну и желаем крепкого здоровья, радости, счастья и долгих лет жизни!
23 апреля в диссертационном совете на базе Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялась защита кандидатской диссертации. Соискатель Виолетта Владимировна Жирова представила работу «Формирование программы по классическому танцу петербургско-ленинградской балетной школы в 1863–1940-м годах» по научной специальности 5.10.3. Виды искусства (хореографическое искусство).
Оппонентами выступили доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры театрального искусства Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Надежда Александровна Догорова и кандидат искусствоведения, профессор кафедры хореографии Российского института театрального искусства-ГИТИС Максим Евгеньевич Валукин.
Поздравляем Виолетту Владимировну с успешной защитой!
Фото Анастасии Добриковой.
В понедельник, 21 апреля, в Академии прошел День открытых дверей на Педагогическом факультете. Декан факультета Алексей Николаевич Пухалёв и секретарь приёмной комиссии Снежана Валериевна Ефременко рассказали собравшимся о правилах приёма в Академию в 2025 году, о кафедрах Педагогического факультета, о направлениях обучения по программам высшего образования (бакалавриат, магистратура) и условиях поступления по ним, а также ответили на вопросы собравшихся в конференц-зале.
30 мая 2025 года Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой проведёт юбилейную – X Международную конференцию «Вагановские чтения».
Традиционно конференция посвящена исследованию отечественного и мирового педагогического опыта в области профессионального хореографического образования, в том числе в контексте современных художественно-постановочных театральных реалий. В этом году организаторы (кафедра балетмейстерского образования Академии) планируют уделить особое внимание аспирантам и магистрантам: создать продуктивную, доброжелательную среду для обсуждения полученных ими результатов. Надеемся на конструктивные дискуссии по разноплановым темам: сохранения традиций хореографического искусства, неоднозначного влияния новейших технологических тенденций на обучение и подготовку будущих поколений специалистов в области хореографического искусства и другие.
К участию в конференции приглашаются аспиранты и магистранты хореографических учебных заведений, исследователи балета и современной хореографии, деятели хореографического искусства и преподаватели хореографических учебных заведений.
Заявки принимаются до 24 мая.
Дополнительная информация и форма регистрации - на странице конференции.