
Студентка 2 курса Педагогического факультета Академии Кальцанова Ева Игоревна (направление подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, образовательная программа «Фортепиано», квалификация – бакалавр) стала лауреатом конкурса «Студент года – 2025» в номинации «Лучший в художественном творчестве». Церемония награждения прошла 24 ноября.
Жюри выбрало 36 участников — 12 победителей и 24 лауреата, проявивших себя в научной, волонтёрской, спортивной, творческой, патриотической, межкультурной и организационной деятельности, а также в студенческих трудовых отрядах и продвижении здорового образа жизни.
Организаторы – Комитет по науке и высшей школе и Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Победители и лауреаты конкурса получают именную стипендию.
Конкурс проводится ежегодно с 2008 года в целях поощрения студентов вузов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, и расположенных на территории Санкт-Петербурга филиалах вузов, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования на территории Санкт-Петербурга, за активное участие в научной, спортивно-массовой, творческой и общественной работе, стимулирование их творческого роста.



18 ноября в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой прошло мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею одной из величайших балерин XX века, народной артистки СССР Майи Михайловны Плисецкой.

В «музее» Академии открылась камерная выставка, в центре которой триптих «Майя», «Лебедь», «Плисецкая» (холст, масло, 2025) петербургского художника Александра Кривоноса (член Правления Союза художников СПб, с 1999 года преподаватель кафедры рисунка Академии Художеств им. И.Е. Репина), написанный специально к юбилею балерины.
Дополнили его два экспоната из коллекции Академии – графичное чёрное платье «Кармен», сшитое в 2015 году петербуржским модельером Татьяной Котеговой к выставке «Божественная Майя» в память о Плисецкой, и её портрет в этом образе художника Юлия Ханчаса из серии «Мои кумиры» (Испания, 2016), переданный в дар Н.М. Цискаридзе. В коллекции «музея» Академии есть также балетные туфли балерины.
Майя Михайловна училась в Москве и была балериной московского Большого театра, но ее педагогами были выпускницы петербургской школы – об этом на открытии выставки напомнил ректор Академии Николай Цискаридзе. Он призвал учащихся Академии, которые присутствовали на открытии выставки, не спорить о мнимых различиях двух столичных школ, а «осваивать профессию как можно интенсивнее» и хотя бы попытаться танцевать так, как это делала Плисецкая.

12 и 13 ноября воспитанники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой впервые выступили в Королевстве Бахрейн. Гала-концертом на сцене главной театральной площадки страны – Национального театра Бахрейна в г. Манама открылся Международного проекта «Русские сезоны» в этом государстве.

Перед концертом публику поприветствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Королевстве Бахрейн Алексей Скосырев, Генеральный директор, директор департамента культуры и музеев Управления культуры и древностей Королевства Бахрейн Фарах Маттар и исполняющий обязанности ректора Академии, народный артист России Николай Цискаридзе. Гостями мероприятий стали официальные лица Королевства Бахрейн, представители культурного и дипломатического сообществ, в том числе послы дружественных стран.

В программу концерта, в котором приняли участие 50 воспитанников Академии, вошли сюита из балета «Фея кукол» и танцы из 2-го акта балета «Щелкунчик» в хореографической версии В. Вайнонена.



За короткое время пребывания в Бахрейне ребята успели не только порадовать публику своими выступлениями, но и покупаться в водах Персидского залива, а также побывать на экскурсии по Манаме и познакомиться с историей и культурой страны, а также посетить деревню ремёсел Аль-Джасра, где узнали о традиционных народных промыслах королевства.
Академия Русского бюалета имени А.Я. Вагановой неоднократно становилась участником проекта «Русские сезоны». Обучающиеся и педагоги Академии в рамках проекта посетили Италию, Германию, Бразилию, где дали ряд выступлений и мастер-классы по классическому танцу.
Фото - «Русские сезоны».

Академия продолжает просветительские проекты, направленные на улучшение предоставления доступа к информации о балете и его выдающихся деятелей, знаниям о культурных ценностях балетного искусства.
13 ноября переданы в дар Муниципальному казенному учреждению «Централизованная библиотечная система Гатчинского муниципального округа», который включает в себя 37 библиотек, книги, изданные Академией: шесть томов энциклопедии «Петербургский балет. Три века. Хроники», Л.И. Абызова «Агриппина Ваганова: от "царицы вариаций" до профессора хореографии», «Великая Марина. Марина Семёнова», Дж. Грегори «Сага о Легате. Эпизодические зарисовки о жизни и времени Николая Легата», М.Х. Франгопуло «Память времени» и многие другие.
Надеемся, что все любители балета (а также и профессионалы) получат истинное наслаждение от прочитанного и узнают много нового и интересного.

И.М. Конотоп, директор МКУ «ЦБС Гатчинского Муниципального округа», принимает в Академии книги для библиотек Ленинградской области.

Уже несколько лет наша Академия ведет проект наставничества, делясь опытом преподавания специальных танцевальных дисциплин и знаниями по истории балета с обучающимися разных учебных заведений.
13 ноября воспитанницы хореографического отделения подшефной Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М.И. Глинки побывали на уроке классического танца, который для них провела преподаватель кафедры классического и дуэтно-классического танца Академии – Елена Николаевна Чмиль.
Юные гостьи только начали свой пути в балетном искусстве, потому сильно волновались перед встречей с наставником, желая показаться достойно и научиться новому. Мечта девочек осуществилась.
«Как только Елена Николаевна вошла в класс, от волнения моих девчушек ни осталось и следа, – подлилась своими впечатлениями Лиманской Е.В., педагога ДШИ им. М. Глинки, сопровождавшая учениц. – Изумительный профессионал, чутко воспринимающий детей. За секунды Мастер сумела найти общий язык, открыв целый мир правил строгого и завораживающего своей красотой классического танца!
Мы углубили свои знания, открыв множество нюансов в работе корпуса и рук. Обратили внимание на музыкальность и культуру отношения к профессии – это невероятно важно!
Урок завершился, а я до сих пор получаю восторженные смс-благодарности детей. Для моих воспитанниц это – исторический день. Бесконечно и искренне благодарю Академию и лично Елену Николаевну Чмиль за эту уникальную возможность получить опыт и двигаться вперед!»



Правительство РФ приняло постановление №1758 от 7 ноября 2025 г. «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению экспериментальной образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, высшего образования (бакалавриат) "Искусство балета"».
В рамках постановления в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в 2026–2034 гг. будет проводиться эксперимент по разработке, апробации и внедрению экспериментальной образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, высшего образования (бакалавриат) "Искусство балета".
Приём обучающихся на разработанную экспериментальную образовательную программу будет осуществляться в 2026 году. Полный срок обучения по экспериментальной программе составит 8 лет, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации. По завершении обучения по указанной экспериментальной программе и успешному прохождению итоговой аттестации обучающиеся получат диплом о высшем образовании (бакалавриат) по направлению подготовки 52.03.02 Хореографическое исполнительство.

18 и 19 декабря 2025 года в Государственном Кремлевском Дворце лучшие воспитанники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, которой в этом году исполнилось 287 лет, покажут легендарный балет-феерию П.И. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии В.И. Вайнонена.
Спектакль, созданный в 1934 году в Ленинграде специально для учеников нашей школы и молодых звезд Ленинградского академического театра оперы и балета (Мариинcкий) Галины Улановой и Константина Сергеева, сегодня – признанный шедевр, жемчужина мировой хореографии.
В своем интервью, приуроченном к нынешним гастролям, ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, народный артист России Н.М. Цискаридзе сказал: «Спектакль Василия Ивановича Вайнонена уникален – эта сказка о любви и поисках счастья, на мой взгляд, является лучшим подарком на Рождество и Новый год как для детей, так и для взрослых. Его хореография, полностью сливающаяся с музыкой Чайковского, прекрасна. И, если говорить о невероятной популярности "Щелкунчика" в ХХ-ХХI веках, надо помнить, что началась она именно со спектакля Вайнонена 1934 года, который мы привозим в Москву этой зимой. Кто бы из балетмейстеров и в какой бы стране ни обращался в своем творчестве к классической версии "Щелкунчика", это всегда, так или иначе, вариации на тему хореографии, сочиненной именно Вайноненом!»
В спектаклях, которые уже традиционно пройдут на сцене Кремлевского дворца, заняты учащиеся от младших классов до выпускников, с которыми работают выдающиеся педагоги Академии.
Петербургский «Щелкунчик» предстанет перед зрителями Государственного Кремлевского Дворца в ярких мультимедийных декорациях и пройдет в сопровождении симфонического оркестра под управлением дирижера Мариинского театра Валерия Овсяникова.
Билеты можно приобрести в кассах ГКД или на его сайте: на 18 декабря, на 19 декабря.
Творческий проект осуществляется в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» – крупнейшего в истории государственного проекта поддержки развития российских ВУЗов.


30 октября в Карельской гостиной Дома актера на Невском, 84, прошел вечер памяти Веры Михайловны Красовской к 110-летию со дня ее рождения.
Ученица А.Я. Вагановой (выпуск 1933 года), Красовская была принята и танцевала в ГАТОБ им. С.М. Кирова. А затем в 1941 году она опубликовала первую статью о молодой танцовщице Алле Шелест... Уже после войны из практиков балета Красовская постепенно стала первым глубоким знатоком и историком балетного театра.
Карельская гостиная СТД оказалась заполнена друзьями, почитателями и заинтересованными слушателями. Балетмейстеры О. Виноградов и А. Полубенцев, главный редактор журнала «Балет» В. Уральская и Г. Комлева – прима-балерина театра им. С. Кирова, заведующая библиотечным обслуживанием Театральной библиотеки Р. Кане, критики-балетоведы А. Соколов, Т. Горина, Т. Кузовлева, Б. Илларионов и О. Федорченко... – все они вспоминали о Красовской как о человеке и ученом-историке, совершившем подвиг. Столько, сколько успела написать о балете Красовская за свою жизнь, не написал никто.


Е.Б. Амербекян (СТД) и Л.И. Абызова.
После вступительного слова ведущей встречу историка и критика балета Л. Абызовой перед глазами на экране возникла... сама Вера Михайловна – с рассказом о Вагановой в интерьерах репетиционного зала ЛХУ и ГАТОБ им. С.М. Кирова. За демонстрацией видеозаписи потекли воспоминания. Выступающие говорили тепло и сердечно – о бесконечной заинтересованности В. Красовской в процветании любимого искусства, о профессионализме и внимании к работам вступающих на критическое поприще младшим современникам. Б. Илларионов – заместитель директора ЦГАЛИ – рассказал о хранящимся в архиве личном фонде Красовской, представив из него ряд уникальных документов. Театроведом Т. Гориной был поднят вопрос об установке памятной доски на доме, в котором жила В. М. Красовская. Но пока это дело времени...
В финале встречи состоялась презентация нового сборника статей В.М. Красовской, выпущенного к ее юбилею кафедрой балетоведения Академии «Обзоры ленинградских балетных сезонов. 1953-1961». Его составитель, педагог К. Козлова рассказала о процессе подготовки статей к публикации. Сборник содержит редкие фотоматериалы из фондов КИРБ имени М.Х. Франгопуло АРБ.

Вечер прошел на одном дыхании, легко, интересно и поучительно для присутствующих молодых историков и искусствоведов, которых в зале было немало.
Доцент кафедры балетоведения И.А. Пушкина.

Поздравляем с юбилеем Илью Викторовича Новосельцева, преподавателя кафедры классического и дуэтно-классического танца!
Выпускник ЛАХУ им. А.Я. Вагановой, Илья Новосельцев более 20 лет преподаёт в Академии мужской классический танец, и мы желаем ему талантливых и преданных учеников, здоровья и счастья в личной жизни!


Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой выпустила сборник статей В.М. Красовской «Обзоры ленинградских балетных сезонов. 1953–1961» к 110-летию балетоведа (составитель К.А. Козлова).

Книга представляет собой увлекательную хронику балетной жизни Ленинграда. В статьях освещаются основные постановки, репертуарные тенденции, достижения артистов и балетмейстеров, а также особенности развития балетного искусства того периода. Издание станет ценным источником для исследователей балета и широкого круга читателей, интересующихся историей балетного театра.
В судьбе Веры Михайловны Красовской особое место занимает Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой. Из этих стен она, ученица Агриппины Яковлевны Вагановой, вышла на прославленную сцену ГАТОБ (Мариинский театр) и сюда вернулась в конце пути — будучи крупнейшим балетоведом, стала во главе кафедры истории и теории хореографического искусства, которой заведовала до последних дней жизни. Сегодня здесь работают ее ученики и последователи, чьими стараниями подготовлен настоящий сборник, материалы которого могут служить не только ценной информацией об ушедшей эпохи, но и эталоном критических статей по балетному искусству.