
26 ноября в «музее» Академии наградили победителей фотоконкурса «Улице Зодчего Росси виват!», приуроченного к 250-летию великого архитектора-градостроителя Карла Ивановича Росси.
Перед началом церемонии награждения финалисты и победители конкурса смогли познакомиться с нашей Академией – зданием на бывшей Театральной улице, спроектированной архитектором.

Гостей приветствовали инициатор проведения конкурса – Анастасия Григорьевна Гай, директор Санкт-Петербургской Театральной библиотеки, и председатель конкурса – ректор Академии Николай Максимович Цискаридзе. На церемонии присутствовали также члены жюри конкурса: заместитель директора по международной и научной деятельности СПб ГМТиМИ Александра Михайловна Штаркман и театральный фотограф Юлия Кудряшова-Белокрыс.

Все финалисты получили сертификаты об участии в конкурсе, а от Академии на память – буклет «Жемчужины художественной коллекции», победители – книгу «Alma mater русского балета в объективе фотографов». Занявшие призовые места также получили памятные призы от членов жюри.

Жюри фотоконкурса также предоставило Академии возможность выделить особо понравившиеся работы. Мы выделили трех участников, которые получили сертификат на посещение генеральной репетиции балета «Щелкунчик» 4 декабря в Мариинском театре.
1. Александра Калашникова (категория 14-17 лет) получила приз за передачу необыкновенной светлой красоты улицы Зодчего Росси в фотоработе «Элеганс в камне».


2. Среди взрослых мы выделили работу Юлии Сесиной «Сингулярность». По нашему мнению, в этой работе удивительным образом совпадают название в философском смысле и изображение. Ведь великая Театральная улица, ныне Зодчего Росси, – это точка кардинальных трансформаций в культуре, сознании и истории; точка, где привычные реальности перестают работать, и многие объекты и имена уходят в бесконечность.


3. В номинации «Оригинальность замысла» мы выделили работу «Доверчивый» Владлена Воеводина. Она абсолютно точно передает смысл происходящего на этой улице по отношению к нам, к Школе. Вся учеба, все отношения педагог-ученик строятся на доверии и сердечности. Композиция с фигуркой мальчика (Маленького принца) придумана замечательно.


Часть присланных на конкурс работ можно будет увидеть на фотовыставке «Улице Зодчего Росси виват!», которая откроется в Театральной библиотеке 20 января 2026 года.
Со списком финалистов и победителей можно ознакомиться на сайте Театральной библиотеки.

Студентка 2 курса Педагогического факультета Академии Кальцанова Ева Игоревна (направление подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, образовательная программа «Фортепиано», квалификация – бакалавр) стала лауреатом конкурса «Студент года – 2025» в номинации «Лучший в художественном творчестве». Церемония награждения прошла 24 ноября.
Жюри выбрало 36 участников — 12 победителей и 24 лауреата, проявивших себя в научной, волонтёрской, спортивной, творческой, патриотической, межкультурной и организационной деятельности, а также в студенческих трудовых отрядах и продвижении здорового образа жизни.
Организаторы – Комитет по науке и высшей школе и Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Победители и лауреаты конкурса получают именную стипендию.
Конкурс проводится ежегодно с 2008 года в целях поощрения студентов вузов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, и расположенных на территории Санкт-Петербурга филиалах вузов, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования на территории Санкт-Петербурга, за активное участие в научной, спортивно-массовой, творческой и общественной работе, стимулирование их творческого роста.



18 ноября в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой прошло мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею одной из величайших балерин XX века, народной артистки СССР Майи Михайловны Плисецкой.

В «музее» Академии открылась камерная выставка, в центре которой триптих «Майя», «Лебедь», «Плисецкая» (холст, масло, 2025) петербургского художника Александра Кривоноса (член Правления Союза художников СПб, с 1999 года преподаватель кафедры рисунка Академии Художеств им. И.Е. Репина), написанный специально к юбилею балерины.
Дополнили его два экспоната из коллекции Академии – графичное чёрное платье «Кармен», сшитое в 2015 году петербуржским модельером Татьяной Котеговой к выставке «Божественная Майя» в память о Плисецкой, и её портрет в этом образе художника Юлия Ханчаса из серии «Мои кумиры» (Испания, 2016), переданный в дар Н.М. Цискаридзе. В коллекции «музея» Академии есть также балетные туфли балерины.
Майя Михайловна училась в Москве и была балериной московского Большого театра, но ее педагогами были выпускницы петербургской школы – об этом на открытии выставки напомнил ректор Академии Николай Цискаридзе. Он призвал учащихся Академии, которые присутствовали на открытии выставки, не спорить о мнимых различиях двух столичных школ, а «осваивать профессию как можно интенсивнее» и хотя бы попытаться танцевать так, как это делала Плисецкая.

12 и 13 ноября воспитанники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой впервые выступили в Королевстве Бахрейн. Гала-концертом на сцене главной театральной площадки страны – Национального театра Бахрейна в г. Манама открылся Международного проекта «Русские сезоны» в этом государстве.

Перед концертом публику поприветствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Королевстве Бахрейн Алексей Скосырев, Генеральный директор, директор департамента культуры и музеев Управления культуры и древностей Королевства Бахрейн Фарах Маттар и исполняющий обязанности ректора Академии, народный артист России Николай Цискаридзе. Гостями мероприятий стали официальные лица Королевства Бахрейн, представители культурного и дипломатического сообществ, в том числе послы дружественных стран.

В программу концерта, в котором приняли участие 50 воспитанников Академии, вошли сюита из балета «Фея кукол» и танцы из 2-го акта балета «Щелкунчик» в хореографической версии В. Вайнонена.



За короткое время пребывания в Бахрейне ребята успели не только порадовать публику своими выступлениями, но и покупаться в водах Персидского залива, а также побывать на экскурсии по Манаме и познакомиться с историей и культурой страны, а также посетить деревню ремёсел Аль-Джасра, где узнали о традиционных народных промыслах королевства.
Академия Русского бюалета имени А.Я. Вагановой неоднократно становилась участником проекта «Русские сезоны». Обучающиеся и педагоги Академии в рамках проекта посетили Италию, Германию, Бразилию, где дали ряд выступлений и мастер-классы по классическому танцу.
Фото - «Русские сезоны».

Академия продолжает просветительские проекты, направленные на улучшение предоставления доступа к информации о балете и его выдающихся деятелей, знаниям о культурных ценностях балетного искусства.
13 ноября переданы в дар Муниципальному казенному учреждению «Централизованная библиотечная система Гатчинского муниципального округа», который включает в себя 37 библиотек, книги, изданные Академией: шесть томов энциклопедии «Петербургский балет. Три века. Хроники», Л.И. Абызова «Агриппина Ваганова: от "царицы вариаций" до профессора хореографии», «Великая Марина. Марина Семёнова», Дж. Грегори «Сага о Легате. Эпизодические зарисовки о жизни и времени Николая Легата», М.Х. Франгопуло «Память времени» и многие другие.
Надеемся, что все любители балета (а также и профессионалы) получат истинное наслаждение от прочитанного и узнают много нового и интересного.

И.М. Конотоп, директор МКУ «ЦБС Гатчинского Муниципального округа», принимает в Академии книги для библиотек Ленинградской области.

Уже несколько лет наша Академия ведет проект наставничества, делясь опытом преподавания специальных танцевальных дисциплин и знаниями по истории балета с обучающимися разных учебных заведений.
13 ноября воспитанницы хореографического отделения подшефной Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М.И. Глинки побывали на уроке классического танца, который для них провела преподаватель кафедры классического и дуэтно-классического танца Академии – Елена Николаевна Чмиль.
Юные гостьи только начали свой пути в балетном искусстве, потому сильно волновались перед встречей с наставником, желая показаться достойно и научиться новому. Мечта девочек осуществилась.
«Как только Елена Николаевна вошла в класс, от волнения моих девчушек ни осталось и следа, – подлилась своими впечатлениями Лиманской Е.В., педагога ДШИ им. М. Глинки, сопровождавшая учениц. – Изумительный профессионал, чутко воспринимающий детей. За секунды Мастер сумела найти общий язык, открыв целый мир правил строгого и завораживающего своей красотой классического танца!
Мы углубили свои знания, открыв множество нюансов в работе корпуса и рук. Обратили внимание на музыкальность и культуру отношения к профессии – это невероятно важно!
Урок завершился, а я до сих пор получаю восторженные смс-благодарности детей. Для моих воспитанниц это – исторический день. Бесконечно и искренне благодарю Академию и лично Елену Николаевну Чмиль за эту уникальную возможность получить опыт и двигаться вперед!»



Правительство РФ приняло постановление №1758 от 7 ноября 2025 г. «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению экспериментальной образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, высшего образования (бакалавриат) "Искусство балета"».
В рамках постановления в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в 2026–2034 гг. будет проводиться эксперимент по разработке, апробации и внедрению экспериментальной образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, высшего образования (бакалавриат) "Искусство балета".
Приём обучающихся на разработанную экспериментальную образовательную программу будет осуществляться в 2026 году. Полный срок обучения по экспериментальной программе составит 8 лет, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации. По завершении обучения по указанной экспериментальной программе и успешному прохождению итоговой аттестации обучающиеся получат диплом о высшем образовании (бакалавриат) по направлению подготовки 52.03.02 Хореографическое исполнительство.

18 и 19 декабря 2025 года в Государственном Кремлевском Дворце лучшие воспитанники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, которой в этом году исполнилось 287 лет, покажут легендарный балет-феерию П.И. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии В.И. Вайнонена.
Спектакль, созданный в 1934 году в Ленинграде специально для учеников нашей школы и молодых звезд Ленинградского академического театра оперы и балета (Мариинcкий) Галины Улановой и Константина Сергеева, сегодня – признанный шедевр, жемчужина мировой хореографии.
В своем интервью, приуроченном к нынешним гастролям, ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, народный артист России Н.М. Цискаридзе сказал: «Спектакль Василия Ивановича Вайнонена уникален – эта сказка о любви и поисках счастья, на мой взгляд, является лучшим подарком на Рождество и Новый год как для детей, так и для взрослых. Его хореография, полностью сливающаяся с музыкой Чайковского, прекрасна. И, если говорить о невероятной популярности "Щелкунчика" в ХХ-ХХI веках, надо помнить, что началась она именно со спектакля Вайнонена 1934 года, который мы привозим в Москву этой зимой. Кто бы из балетмейстеров и в какой бы стране ни обращался в своем творчестве к классической версии "Щелкунчика", это всегда, так или иначе, вариации на тему хореографии, сочиненной именно Вайноненом!»
В спектаклях, которые уже традиционно пройдут на сцене Кремлевского дворца, заняты учащиеся от младших классов до выпускников, с которыми работают выдающиеся педагоги Академии.
Петербургский «Щелкунчик» предстанет перед зрителями Государственного Кремлевского Дворца в ярких мультимедийных декорациях и пройдет в сопровождении симфонического оркестра под управлением дирижера Мариинского театра Валерия Овсяникова.
Билеты можно приобрести в кассах ГКД или на его сайте: на 18 декабря, на 19 декабря.
Творческий проект осуществляется в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» – крупнейшего в истории государственного проекта поддержки развития российских ВУЗов.


30 октября в Карельской гостиной Дома актера на Невском, 84, прошел вечер памяти Веры Михайловны Красовской к 110-летию со дня ее рождения.
Ученица А.Я. Вагановой (выпуск 1933 года), Красовская была принята и танцевала в ГАТОБ им. С.М. Кирова. А затем в 1941 году она опубликовала первую статью о молодой танцовщице Алле Шелест... Уже после войны из практиков балета Красовская постепенно стала первым глубоким знатоком и историком балетного театра.
Карельская гостиная СТД оказалась заполнена друзьями, почитателями и заинтересованными слушателями. Балетмейстеры О. Виноградов и А. Полубенцев, главный редактор журнала «Балет» В. Уральская и Г. Комлева – прима-балерина театра им. С. Кирова, заведующая библиотечным обслуживанием Театральной библиотеки Р. Кане, критики-балетоведы А. Соколов, Т. Горина, Т. Кузовлева, Б. Илларионов и О. Федорченко... – все они вспоминали о Красовской как о человеке и ученом-историке, совершившем подвиг. Столько, сколько успела написать о балете Красовская за свою жизнь, не написал никто.


Е.Б. Амербекян (СТД) и Л.И. Абызова.
После вступительного слова ведущей встречу историка и критика балета Л. Абызовой перед глазами на экране возникла... сама Вера Михайловна – с рассказом о Вагановой в интерьерах репетиционного зала ЛХУ и ГАТОБ им. С.М. Кирова. За демонстрацией видеозаписи потекли воспоминания. Выступающие говорили тепло и сердечно – о бесконечной заинтересованности В. Красовской в процветании любимого искусства, о профессионализме и внимании к работам вступающих на критическое поприще младшим современникам. Б. Илларионов – заместитель директора ЦГАЛИ – рассказал о хранящимся в архиве личном фонде Красовской, представив из него ряд уникальных документов. Театроведом Т. Гориной был поднят вопрос об установке памятной доски на доме, в котором жила В. М. Красовская. Но пока это дело времени...
В финале встречи состоялась презентация нового сборника статей В.М. Красовской, выпущенного к ее юбилею кафедрой балетоведения Академии «Обзоры ленинградских балетных сезонов. 1953-1961». Его составитель, педагог К. Козлова рассказала о процессе подготовки статей к публикации. Сборник содержит редкие фотоматериалы из фондов КИРБ имени М.Х. Франгопуло АРБ.

Вечер прошел на одном дыхании, легко, интересно и поучительно для присутствующих молодых историков и искусствоведов, которых в зале было немало.
Доцент кафедры балетоведения И.А. Пушкина.

Поздравляем с юбилеем Илью Викторовича Новосельцева, преподавателя кафедры классического и дуэтно-классического танца!
Выпускник ЛАХУ им. А.Я. Вагановой, Илья Новосельцев более 20 лет преподаёт в Академии мужской классический танец, и мы желаем ему талантливых и преданных учеников, здоровья и счастья в личной жизни!
