Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
27.06.2025
Вышел сборник статей по итогам конференции «ТЕАТРОМАНИЯ» — 2024

25 июня на кафедре философии, истории и теории искусства Академии состоялась презентация сборника статей по итогам Второй Международной научно-практической конференции «ТЕАТРОМАНИЯ: актуальные вопросы истории, теории, практики театра», проходившей осенью 2024 года. В нем представлены статьи участников конференции из Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Российского государственного института сценических искусств, Филиала Российского государственного института сценических искусств в Калининграде — Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Ярославского государственного театрального института имени Фирса Шишигина, Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Института физической культуры и спорта Пензенского государственного университета. Содержание сборника достаточно широко, он разделен на 7 тематических рубрик: современный драматический театр; современный балет; музыкальный театр; театральная сценография, изобразительное искусство и театр; междисциплинарные практики; современная театральная педагогика и анализ драматургических концепций. Всего сборник содержит 24 статьи – 23 научных и одну критическую. Издание иллюстрировано, что украшает его и дополняет материалы визуальным рядом.

Среди авторов статей – студенты бакалавриата, магистратуры, аспиранты, а также кандидаты и доктора наук. В создании сборника участвовало три редактора: профессор Лариса Викторовна Никифорова, доцент Елена Николаевна Байгузина и преподаватель Наталия Сергеевна Шабалина. Автором дизайна обложки выступила Алиса Александровна Феоктистова, художница, выпускница нашей Академии.

В презентации принимали участие декан педагогического факультета Алексей Николаевич Пухалёв, заведующая кафедрой философии, истории и теории искусства Ольга Игоревна Тарасова, преподаватели кафедры, гости, такие, как профессор Санкт-Петербургской Консерватории Андрей Владимирович Денисов, и авторы сборника: профессор кафедры балетоведения Лариса Ивановна Абызова, аспирантка Академии Ольга Николаевна Рыжик, студенты бакалавриата и магистратуры нашего вуза. Всем присутствовавшим на презентации были вручены сборники, состоялось неформальное обсуждение итогов конференции и опубликованных материалов.

Сборник представлен в бумажном и электронном виде. В бумажном виде его можно заказать по тел.: +7 (812) 456-07-65, доб. 244, 242 или по почте: science@vaganovaacademy.ru.

Сборник "Театромания" 2024

А. Р. Мамыкина, Н. С. Шабалина
Студентка магистратуры А.Р. Мамыкина и организатор конференции, преподаватель Н.С. Шабалина.

А.В. Денисов
Профессор СПб Консерватории А.В. Денисов.

Фото: Сергей Педан.

 
26.06.2025
В Академии вручили аттестаты об основном общем образовании

26 июня в Академии вручали аттестаты об основном общем образовании учащимся, успешно окончившим 5/9 класс. Перед началом церемонии вручения присутствовавшие в Учебном театре почтили минутой молчания память героев, кто погиб в годы Великой Отечественной войны и сейчас, отстаивая безопасность нашей Родины!

В этом году 53 воспитанника получили аттестаты, из них два – с отличием (Владимир Александров и Анфиса Макаричева). Учащиеся поблагодарили руководство Академии, педагогов и все тех, кто с первых дней обучал и заботился о них.

Учащиеся 5/9 классов, получившие аттестаты, с педагогами

 

25.06.2025
В Петербурге наградили лучших выпускников 2025 года

25 июня состоялась XXIII Церемония чествования лучших выпускников вузов Санкт Петербурга 2025 года. Лучшей выпускницей Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой стала Полина Парфёнова (СПО, класс Николая Цискаридзе), получившая диплом с отличием.

Достижения выпускников отмечены благодарственными письмами Губернатора Санкт Петербурга и бронзовыми статуэтками сфинкса – символа мудрости, интеллекта и сильного характера.

В 2025 году в церемонии приняли участие выпускники 60 учебных заведений Северной столицы. В их честь традиционно был дан полуденный выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

Полина Парфёнова

Лучшие выпускники 2025

24.06.2025
Выпускникам Академии вручили дипломы в 283-й раз

24 июня в Большом зале Екатерининского дворца состоялось торжественное вручение дипломов об окончании обучения в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой по программе среднего профессионального образования выпускникам 2025 года (283 выпуск). Из рук ректора Академии Николая Цискаридзе дипломы получили 38 выпускников, из них 11 – с отличием! Также пять иностранных стажеров получили свидетельства об окончании обучения в Академии.

Студентов в этом году выпускали педагоги:

Николай Максимович Цискаридзе
1. Ариадна Виноградова (диплом с отличием)
2. Ирина Енаева (диплом с отличием)
3. Веселина Илиева (Болгария, диплом с отличием)
4. Юлия Котлярова (диплом с отличием)
5. Дарья Кузнецова (диплом с отличием)
6. Алиса Кутузова
7. Вероника Лаврова
8. Екатерина Морозова (диплом с отличием)
9. Полина Парфёнова (диплом с отличием)
10. Ева Михай-Смиотанко
11. Майя Чобота (Румыния, благодарность за безупречное отношение к профессии артиста балета, отличную учёбу и активное участие в творческой жизни Академии)

Юлия Александровна Касенкова
1. София Аманатова
2. Карина Йокота (Япония, свидетельство)
3. Милана Кисарова
4. Мария Корчагина
5. Милана Корчагина
6. Татьяна Модерова (диплом с отличием)
7. Анастасия Невесёлая
8. Софья Романович
9. Арина Сташкова
10. Рио Симидзу (Япония, свидетельство)
11. Магда Скаккабароцци (Италия, свидетельство)
12. Каролина Соуэрс (США, свидетельство)

Андрей Анатольевич Ермоленков
1. Даниил Балдин
2. Никита Борисов
3. Илья Зайцев
4. Айк Казарян (Армения)
5. Иван Кирьянов
6. Степан Новосёлов
7. Арсений Соснович
8. Илья Судаков
9. Андрей Тихомиров (диплом с отличием)
10. Роман Хуртин

Фетон Миоцци
1. Егор Бабкин (диплом с отличием)
2. Камиль Билдей-оол
3. Станислав Карпов (диплом с отличием)
4. Максим Козлов
5. Даниил Лусканов
6. Николоз Парадашвили
7. Никита Своевский
8. Георгий Сухарев
9. Николай Филюшин
10. Андрей Чужанов
11. Максим Полицан (Израиль, свидетельство)

вручение дипломов 2025

вручение дипломов 2025

После торжественной части выпускники закружились в вихре бальных танцев.

выпускной бал 2025

 

выпускной бал 2025

 

выпускной бал 2025

 

283-й выпуск

Фото: Андрей Лушпа.

 

23.06.2025
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой и Правительство Челябинской области заключили соглашение о сотрудничестве

Во время пребывания выпускников и студентов Академии в Челябинске состоялась встреча и.о. ректора Николая Цискаридзе с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером, на которой было подписано соглашение о сотрудничестве.

Будущее партнерство, целью которого является популяризация балетного искусства, охватит широкий спектр направлений. Ключевой станет образовательная составляющая, в частности - проведение преподавателями Академией Русского балета имени А.Я. Вагановой мастер-классов для студентов ЮУрГИИ. Также регион будет привлекать таланты на Южный Урал - приглашать выпускников Академии на работу в Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки.

А. Текслер и Н. Цискаридзе

Фото: Людмила Ковалева / ИА «Первый областной»

23.06.2025
Завершились выпускные спектакли Академии 2025 года

Выпускники и воспитанники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в июне 2025 года дали семь спектаклей.

Традиционные выпускные концерты прошли 7, 10 и 12 июня на сцене Мариинского театра. В этом гIIIоду в программу вошли: 2-я картина I акта балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (хореография Льва Иванова, редакция Константина Сергеева), Сюита из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» (хореография Нины Анисимовой, редакция Николая Цискаридзе) и Сюита из балета Э. Дельдевеза «Пахита» (хореография Мариуса Петипа, редакция Николая Цискаридзе). Если III акт балета «Пахита» в редакции Николая Цискаридза исполняется в выпускных спектаклях Академии с 2017 года, то «Белый акт» из «Лебединого озера» в последний раз учащиеся Академии показывали в 1994 году, а сюита из балета «Гаянэ» в таком объеме не демонстрировалась вовсе.

Специально для этих постановок были сшиты новые костюмы, которые вместе с декорациями, предоставленными Мариинским театром, превратили выступление выпускников и учащихся Академии в великолепный зрелищный спектакль.

А.Чужанов
2-я картина из балета «Лебединого озера»: Андрей Чужанов - Ротбарт. Фото: Андрей Лушпа.

Маленькие Лебеди
2-я картина из балета «Лебединого озера» - Танец Маленьких лебедей (Ирина Енаева, Арина Цепляева, Полина Громова, Юлия Котлярова). Фото: Андрей Лушпа.

Сюита из балета "Гаянэ"
Сюита из балета «Гаянэ»: Софья Романович - Гаянэ, Илья Зайцев - Казаков. Фото: Андрей Лушпа.

Танец с саблями
Сюита из балета «Гаянэ» - Танец с саблями, солист - Роман Хуртин. Фото: Андрей Лушпа.

Н. Парадашвили
Сюита из балета «Гаянэ»: Николоз Парадашвили - Армен. Фото: Андрей Лушпа.

В. Илиева, Р. Стенюшкин
Сюита из балета «Пахита»: Веселина Илиева - Пахита, Руслан Стенюшкин (выпуск 2017 г.) - Люсьен д'Эрвильи. Фото: Андрей Лушпа.

Такая же программа была представлена в Москве, в Государственном Кремлевском дворце, где выпускники и воспитанники Академии выступили 18 и 19 июня. А 21 и 22 июня в Челябинском театре оперы и балета им. М.И. Глинки прошли еще два концерта Академии – были показаны «Белый акт» из балета «Лебединое озеро» и сюита из балета «Пахита». Эти выступления завершили проходивший в Челябинске XVI фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой».


Спектакль в Челябинске. Видео: ГТРК «Южный Урал».

Е. Морозова, А. Соснович
2-я картина из балета «Лебединого озера»: Екатерина Морозова - Одетта, Арсений Соснович - Принц Зигфрид. Фото: Челябинский театр оперы и балета.

Я. Азиз, Л. Тимошенко
Сюита из балета «Гаянэ»: Ясмина Азиз - Нунэ, Лев Тимошенко - солист в танце «Шалахо». Фото: Екатерина Лола / Государственный Кремлевский дворец.

Па де труа в "Пахите"
Pas de trois в балете «Пахита» (Юлия Котлярова, Николай Филюшин, Ирина Енаева). Фото: Екатерина Лола / Государственный Кремлевский дворец.

Сюита из балета "Пахита"
Сюита из балета «Пахита»: Веселина Илиева - Пахита, Руслан Стенюшкин (выпуск 2017 г.) - Люсьен д'Эрвильи. Фото: Челябинский театр оперы и балета.

ГКД
В Государственном Кремлевском дворце.

Все семь представлений прошли под «живую» музыку симфонического оркестра, дирижёр – В.П. Овсяников.

Во время поездок в Москву и Челябинск Академия не только представила своих воспитанников на сцене, но и провела несколько обучающих мероприятий. Так в Москве доцент кафедры методики и практики характерного, исторического танца и актерского мастерства В.А. Сиротин дал мастер-класс по характерному танцу студентам кафедры хореографии Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, а старший преподавателя кафедры классического и дуэтно-классического танца Ю.А. Касенкова провела урок классического танца в Школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева.

Ю.А. Касенкова
Мастер-класс Ю.А. Касенковой в Школе-студии при ГААНТ имени Игоря Моисеева. Фото: Николай Костюк.

В Челябинске преподаватели кафедра классического и дуэтно-классического танца Е.Н. Чмиль и Ф. Миоцци дали мастер-классы по классическому танцу воспитанникам Хореографического колледжа хореографического факультета Южно-Уральского института искусств имени П. И. Чайковского.


Мастер-класс Ф. Миоцци в Челябинске. Видео: ГТРК «Южный Урал».

Поездки в города России организованы в рамках проекта «Трансляция наследия А.Я. Вагановой» программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

18.06.2025
Поздравляем с юбилеем Наталью Викторовну Марченко!

Поздравляем с юбилеем Наталью Викторовну Марченко, преподавателя кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Желаем Вам, Наталья Викторовна, здоровья, счастья, успехов в педагогической деятельности и радости творчества!

пионы

12.06.2025
С Днём России!

С Днём России!

9.06.2025
Коллекция "музея" Академии пополнилась эскизами к балету «Щелкунчик» 1939 года

7 июня коллекция Кабинета истории русского балета пополнилась уникальными экспонатами. Российский режиссёр-мультипликатор, сценарист и художник, лауреат премии Правительства РФ в области культуры Татьяна Никитична Ильина-Вайнонен передала в дар Академии два эскиза декораций к балету «Щелкунчик» – «Дом Штальбаумов» и «Волшебный лес», которые принадлежали её деду – выдающемуся балетмейстеру В.И. Вайнонену. Василий Иванович – автор хореографической версии балета 1934 года (ГАТОБ, художник – Н. Селезнёв, позднее – С. Вирсаладзе), в котором первыми исполнителями Маши и Принца стали Галина Уланова и Константин Сергеев. Эта «ленинградская» постановка до сих пор находится в репертуаре Мариинского театра и Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

В 1939 году В.И. Вайнонен перенёс свой «Щелкунчик» на сцену Большого театра. 28 апреля состоялась премьера балета в Москве, главные партии исполнили Марина Семёнова и Алексей Ермолаев. В Москве спектакль оформлял Владимир Дмитриев, выдающийся советский театральный художник. Именно его эскизы сохранились в семье Вайнонена. Теперь они «сменили прописку» и будут находиться в экспозиции художественной коллекции «музея» нашей Академии.

Мы искренне благодарим Татьяну Никитичну Ильину-Вайнонен за столь щедрый дар!

Т.Н. Ильина-Вайнонен и Е.Р. Адаменко.

В.В. Дмитриев, эскиз к балету "Щелкунчик" - "Дом Штальбаумов", 1939.

В.В. Дмитриев, эскиз к балету "Щелкунчик" - "Волшебный лес", 1939.

 

2.06.2025
Итоги Десятых «Вагановских чтений»

30 мая 2025 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялась Х Международная конференция «Вагановские чтения». На конференции, организованной кафедрой балетмейстерского образования, был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных историей балета и балетной методики, а также с современным постановочным процессом и танцевальными исследованиями.

С.В Лаврова

Первая сессия (модератор кандидат искусствоведения, доцент кафедры балетмейстерского образования О.В. Грызунова), была посвящена историческим и педагогическим темам. Были освещены неизвестные факты из биографии В. Степанова, касающиеся создания его танцевальной нотации и книги-альбома «Хореографiя» (доклад В.В. Жировой), затронуты история балетной критики начала XX века (доклад В.П. Крыловой) и не переведенные на русский язык педагогические труды Тамары Карсавиной (доклад А.В. Русских). В рамках этой сессии исследователь С.И. Улановская рассказала о хореографическом ландшафте Беларуси 1920-1930-х годов: междисциплинарных опытах художников авангарда и популяризации белорусского фольклора через жанр балета. Н.С. Барсова на основе архивных материалов представила широкую исследовательскую панораму о работе советских хореографов в Египте, Судане, Алжире, Тунисе, Ираке и создании там советскими специалистами профессиональных ансамблей национального танца. И.А. Кружилина воссоздала художественную и идеологическую атмосферу обсуждения спектакля «Шурале» Л. Якобсона накануне московской премьеры в Большом театре, а Ф.В. Лопухов-младший показал жизнеспособность и острую злободневность идей Федора Васильевича Лопухова о природе, сути и сложности репетиторской профессии.

X Вагановские чтения

Вторая сессия (модератор старший научный сотрудник фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, доцент кафедры балетмейстерского образования С. В. Лалетин), исследовала современный постановочный контекст, аспекты пересечения балета с другими видами искусства и цифровыми технологиями. Открыл сессию доклад доцента кафедры методики и практики характерного танца, исторического танца и актерского мастерства В.А. Сиротина об опыте балетмейстерской работы над венгерскими танцами из балета «Раймонда» в постановке Т. Рохо (Английский национальный балет). Автор наглядно продемонстрировал возможности и варианты актуализации характерного танца в наши дни. Также среди обсуждаемых тем были сценическая адаптация «Шинели» Гоголя в постановке Ю. Смекалова (доклад М.А. Бариновой), взаимодействие аналогового и цифрового мышления в балете, современном танце и хореографическом образовании (доклад Н. А. Воробьева). Сяо Хэ развернуто представила духовно-философские основы китайского национального танца и проиллюстрировала их проявление в пластике, движениях, пантомиме на видеопримерах. На сессии также были представлены доклады о культурной реставрации и художественной интерпретации классических балетных постановок (доклад А.А. Пичуевой) и концепции кинестетически осознанного танца и импровизации Анны Халприн (доклад Ю.С. Савостьяновой). Завершил сессию доклад О.В. Грызуновой о влиянии медиатизации на постановки советских хореографов 1920-х годов. По итогам юбилейной конференции запланировано издание сборника.

X Вагановские чтения

X Вагановские чтения

Разнообразие рассмотренных тем демонстрирует непрерывную эволюцию и многогранность балетоведения и науки о танце. «Вагановские чтения», прежде проводимые профессором Академии, кандидатом педагогических наук Петром Афанасьевичем Силкиным (1945-2017) продолжают оставаться важной диалоговой площадкой профессионалов балетного и танцевального сообщества.

Текст: О.В. Грызунова.
Фото: А. Лушпа.

Страница 1 из 60